<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Царица-водица

Вода - основополагающая стихия мироздания. Языческие народы всех времен боготворили эту стихию как неиссякаемый источник жизни, как вечно живой родник, при помощи которого оплодотворялась другая великая стихия - земля.

Жизнь славянина с древнейших времен была связана с водой. Наши предки селились вдоль рек, по которым проходили торговые пути, совершали общение между племенами. Язычники и двоеверцы приносили жертвы воде и у воды, гадали о будущем, устраивали святилища и праздники.

Вода как стихия, обладающая особой чистотой, не принимает нечистые предметы и выталкивает их на поверхность. Именно вода, если в нее бросить священный предмет, приводит людей к месту, где можно строить поселение.

Реки-дороги в потусторонний мир, или границы между миром жизни и смерти, образ времени.

История славян связана с большими реками: Дунаем, Днепром, Доном, Волгой. По свидетельству народных былин, сильные могучие богатыри и их жены, умирая, разливались широкими реками. Арийское происхождение имеют названия рек славян: Ра - Волга - река солнца. Дон, Дунай, Двина - значит, вода, река.

"Взял Дунай королевну замуж, и поехали вместе в славный Киев-град. Приехали ко князю Владимиру; на почестном пиру охмелел Дунай-богатырь и стал хвастаться своим молодечеством. Говорит ему Настасья-королевична: "Не хвастай, тихий Дунай Иванович! Если на стрельбу пойдет, то нет нигде супротив меня стрельцов.

На твою-то молодецкую головушку

Я кладу свое колечко серебряно;

Три раза из лука колену стрелочку повыстрелю,

Пропущу-то скрозъ колечико серебряно,

И не сроню-то я колечика с головушки".

Вызов был принят, и королевна трижды пропустила свою стрелу сквозь кольцо, поставленное на голове Дуная, и ни разу не сронила колечка. Вздумал попытать своей удали и Дунай Иванович, положил кольцо на голову Настасьи-королевичны и хочет стрелять из туга лука разрывчатого; и взмолилась ему молодая жена: "Не стреляй, Дунаюшка! У меня во чреве чадо посеяно: по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды". Не послушался Дунай, спустил каленую стрелу; не угодил в кольцо, а попал жене в белую грудь, убил королевну и пораздумался: "Есть ли у меня с нею что посеяно?" Распластал ей чрево булатным кинжалищем, а во чреве чадо милое - по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды. Тут ему за беду стало, за великую досаду показалось; становил он кинжал во сыру землю тупым концом и падал на острый конец ретивым сердцем:

От той ли крови горячей -
Где пала Дунаева головушка ў
Протекала речка Дунай-река,
А где пала Настасъина головушка ў
Протекала Настасья-река" [19].

Наши предки считали, что земная и небесная вода имеют связь, и ритуалы, совершаемые у земных источников, могут вызвать дождь, то есть воздействовать на небесную влагу. С магией воды связаны почти все весенне-летние обряды: купание, обливание и умывание, топление чучел, пускание венков, молитвы и жертвоприношения у колодцев и источников.

Славяне, как и другие народы, осмысляли воду как всеобщее порождающее начало, мать всего живого, в том числе и самой земли, возникшей когда-то со дна Мирового океана. Небесная вода считается мужской - от бога, вся земная вода - женская, не зря за водою ходят именно женщины.

С помощью воды, как и с помощью огня, достигается очищение человека, обновление его духовного естества. Водой очищают и пространство, и предметы, и одежды. Все земные процедуры, связанные с водой, женщины выполняли почти как обряд, возвращая всех и все к изначальной чистоте. Вода наделялась и целительными свойствами: обливание, умывание с икон, с серебряных вещей отмечены особенными качествами. Эта способность очищать от греха, душевной и телесной грязи, от болезни сближает осмысление стихий в церковных и народных традициях.

Вода, как и огонь, несет в себе и сакральное, и демоническое начало. При определенных условиях она обретает предельную положительную силу (освященная "живая" вода), в других случаях вода становится местом обитания мифологических персонажей, воплощает идею смерти и иного мира, враждебного человеку. В былинах и духовных стихах море или река - обычное местопребывание змея или дракона.

Почитание воды продолжалось и после принятия христианства, принимая подчас двоеверные формы: воду использовали при лечении, для очистительных действий, совершали требы у рек и колодцев (при участии священнослужителей), объясняли чудесные свойства источников рассказами о явленных иконах, строили возле них часовни и храмы, устанавливали кресты.

Ритуальное омовение считалось обязательным на каждый второй день весенних и летних праздников. Известно купание в крещенских прорубях после ряжения отчаянных парней на Святках. В купальские дни вода обретала особенную силу, соответственно силе полного света. Волхвы советовали купаться в реках и озерах во время дождя, а перед встречей молодого месяца еще и умываться с серебра, чтобы одолеть болезни, обрести красоту и силу.

Считается, что "мартовская" весенняя вода спасает от всех болезней. Майский дождь с первой грозой несет удачу на все лето. Вода способна решать участь человека. "Спорная" вода - вода из места слияния двух рек - определяет тяжелобольному на грани жизни и смерти, быть ему здоровым или умер. Роса - сестра воды, и также считается дарительницей богатырской силы. Бросс и на траву полотенце, отжимали и умывались росовой водой. "Гимны Ригведы обращаются к воде, как к стихии божественной, заключающей в себе амриту и целительые лекарства"[20].

Вода - это исходное состояние всего существующего ответствует хаосу и началу мира. Вода-океан противостоит организованном) пространству - земле. Спор в мифах между Морем и Огнем закончился тем, что Море грозило заливать Огонь, и тому ничего не оставалось, как спрятаться в камень.

Вода - мощная живительная сила, друг и враг человека, но всегда люди связывали с водою свою судьбу, судьбу потомков, пространстве - во время, землю и небо. Не зря далекие предки строили свой дом на берегу реки которая кормила, очищала, успокаивала, давала чувства и знания бесконечности.

Пословицы:

"Жди горя с моря, беды от воды".
"Вода и мельницу ломает".
"Где вода, там и беда".
"Огню да воде бог волю дал".
"Согнем, с водой не поспоришь".
"Огонь да вода-нужда да беда".

Загадки:

ў До неба достанет, а от земли не видать (дождь).

ў Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (снег).

ў Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (речные берега).

ў Без рук, без ног, на гору ползет (прибылая вода).

Приметы:

"Собака траву ест ў к дождю".

"Цыплята прячутся - к сырой погоде".

"Гусь и утка ныряют - на дождь".

"Птицы и воробьи в пыли купаются ўк дождю".

"Ласточки летают низко ў на дождь".

"Земляные черви выползают наружу - к дождям".

"Рыба не клюет перед дождем".

"Лягушки квакают - к дождю".

Наговор для целительной воды:

Вода-водица!
Вода-царица!
Вода-благодарица!
Как течешь, омываешь
Красны бережочки,
Желтые песочки,
Пенья и коренья,
Белы каменья,
Так омой рабу Божью!
Сухватки, призеры,
Лихие оговоры -
Из лиц и косиц
Из ясных очей,
Из черных бровей,
Из белого тела,
Из ретивого сердца,
Из горячей крови.
Тем словам моим ключ и замок,
Крепкий заговор!

Заговор:

"Матушка, святая водица, родная сестрица! Бежишь ты по пенькам, по колодам, полузям, по болотам, и бежишь чисто, непорочно, сними с раба божья (имя) всякие болезни и скорби"

(Афанасьев А.Н. "Поэтические воззрения славян на природу").

Заговор (Пассек., II, смесь, 19-20; Этн. сб., VI, библ. указат., 7):

"Очищаешь ты, вода явленная, и луга, и берега, и середину; очищай ты, вода явленная, моего нарожденного (младенца) от призора подуманна и погаданна" (в заговоре от лихорадки говорится, чтобы болезнь отстала и плыла вдоль по реке).

  
Наверх страницы