<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Огонь-батюшка

Священное отношение к огню - основа ведичества. Старики всегда говорили внукам: "Боже храни вас плевать в Огонь! Огник обидится, и тогда будут несчастья в жизни". Огнебог - Агуня - Агни в большом почете у руссов. До сих пор взрослые разговаривают с младенцами на языке предков и не знают, что это посвящение небу - "Агу! Агу! Агу!" Детей так и называли - "Агуня". У славяно-руссов брама - дверь на небо. Она огненная и поэтому связана с Огнебогом, Перуном, Ярилой, Даждьбо-гом, Семарглом и Хоросом. Светлого человека так и называли "хоросий" - хороший. Через браму входят те, кто соответствует этому огню, те, кто достоин любви богов, кто сам переполнен любовью.

"В земном огне арийские племена видели стихию, родственную с небесным пламенем грозы: огонь, разведенный на домашнем очаге, точно так же прогоняет нечистую силу тьмы и холода и уготовляет насущную пищу, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные весенние дни и урожаи"[12].

Добывание священного "живого" огня.
Реконструкция по данным А. Н. Девданского. 1928 г.

Индра и Агни одинаково олицетворялись в образе сильного быка и одинаково назывались водорожденными - сыновьями или внуками воды, то есть дождевого облака. "В гимнах Ригведы божеству Агни даются названия: владыка дома, возничий жертв, жрец, посол и вестник людей, друг богов"[13]. Агни приглашает богов к праздничным кострам и тем самым приближает их к человеческому роду. Все богослужения и обряды во все времена и у всех народов начинаются и заканчиваются огнем.

С культом домашнего огня связывалось поклонение душам усопших предков. Все арийские племена представляли их души существами стихийными духами огня, сливающимися со стихиею домашнего оберегающего огня, вот почему "домовой - представитель очага, принимался за праотца - основателя рода и чествовался именем деда"[14].

В древнейшем мифе огонь на землю пришел через возжение дерева, поэтому самым чистым и сильным огнем считается огонь, добытый трением из дерева. "Такой огонь на Руси называется древесным, лесным, новым, живым, лекарственным, или царь-огонем". Пламя такого огня считается очистительным и спасительным. "Живой огонь" добывался в ритуальных целях посредством трения чурки и сухого дерева четыре раза в году в соответствии с солнечными фазами зимнего солнцеворота и пребывания силы солнца (Коляда), весеннего равноденствия (Масленица), летнего солнцеворота (Купальские дни), осеннего равноденствия (дни Даждьбога). Православная церковь когда-то установила встречу Нового года на 1 сентября. Этот день назывался "Новолетием", и простой народ встречал его зажжением "живого огня", переносили его от костра в дом и с этого момента начинали отсчет зимнего времени. Прыганье через костры несет очищение и усиливает жизненные силы, соединяет с силами небесными.

"Очистительное значение огня, прогоняющего темную, демоническую энергию и вместе с ней греховные, нравственно нечистые силы, побудило предков наших соединить с сожжением мертвых мысль, что усопшие, сгорая на костре, очищаются от всякого зла и неправды и, просветленные божественным пламенем, водворяются в стране вечного блаженства"[15]. В сказаниях о кончине мира верование сливается с мифическим представлением о той огненной реке, которая потечет в последний день и в которой подобает всякому роду человеческому пройти сквозь огонь, "огнем очистятся все племена и просветятся телеса их, аки солнце". Вот почему долгое время на Руси сжигали умерших на погребальном ритуальном костре.

Огонь - символ жизни на земле, суть созидающей силы человека. Горящий есть творец. Творческий, любящий жизнь человек никогда не болеет, спокойно преодолевает все трудности жизни. Не только огонь чистит людей и пространство, но и сам человек чистит свою благодатную землю и свой большой дом ~ Вселенную.

Огонь уважали, огня боялись, старались не разгневать его, не оскорбить. Запрещалось плевать в огонь, бросать в него нечистоты, затаптывать ногами, но главное, чему учили предки, - не гасить огонь души, иначе пропадешь.

Приметы:

"Если давали соседу огонь из своего очага, то с условием, чтобы после тут же принес обратно".

"Гасить огонь сильными ударами или топтать - значит привлечь пожар". "Гасить огонь следует непременно губами или рукой (свечу) и благоговейно". "Если в чистый четверг свечи, разносимые из церкви, не гаснут на воздухе, то это предвещает большой урожай".

Загадки:

ў Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня и все губят меня.

ў В комнате спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел.

Обрядовые песни:

Ой, у конца села - высока гора,
А на той на горе горели огне,
Колотых огнов - все сватые,
Увше сватые, мужи старые...

За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колнодушки (колядные).
В середине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий;
Возле котла козел стоит -
Хотят козла зарезати...

 

За горою крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
В тех лесах огни горят,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуются.
Ой, коляда!
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества.

Легенда-нравоучение:

"Зажглись на чужом дворе два огня и стали между собой разговаривать:

- Ох, брат, погуляю я на той неделе! - говорит один.

- А разве тебе плохо?

- Чего хорошего: печь затапливают -ругаются, вечерние огни затепливают - опять бранятся...

Ну, гуляй, если надумал, только моего колеса не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой. Не прошло недели, как один двор сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым".

  
Наверх страницы