|
|||||||||
Огонь-батюшкаСвященное отношение к огню - основа ведичества. Старики всегда говорили внукам: "Боже храни вас плевать в Огонь! Огник обидится, и тогда будут несчастья в жизни". Огнебог - Агуня - Агни в большом почете у руссов. До сих пор взрослые разговаривают с младенцами на языке предков и не знают, что это посвящение небу - "Агу! Агу! Агу!" Детей так и называли - "Агуня". У славяно-руссов брама - дверь на небо. Она огненная и поэтому связана с Огнебогом, Перуном, Ярилой, Даждьбо-гом, Семарглом и Хоросом. Светлого человека так и называли "хоросий" - хороший. Через браму входят те, кто соответствует этому огню, те, кто достоин любви богов, кто сам переполнен любовью.
Индра и Агни одинаково олицетворялись в образе сильного быка и одинаково назывались водорожденными - сыновьями или внуками воды, то есть дождевого облака. "В гимнах Ригведы божеству Агни даются названия: владыка дома, возничий жертв, жрец, посол и вестник людей, друг богов"[13]. Агни приглашает богов к праздничным кострам и тем самым приближает их к человеческому роду. Все богослужения и обряды во все времена и у всех народов начинаются и заканчиваются огнем.С культом домашнего огня связывалось поклонение душам усопших предков. Все арийские племена представляли их души существами стихийными духами огня, сливающимися со стихиею домашнего оберегающего огня, вот почему "домовой - представитель очага, принимался за праотца - основателя рода и чествовался именем деда"[14]. В древнейшем мифе огонь на землю пришел через возжение дерева, поэтому самым чистым и сильным огнем считается огонь, добытый трением из дерева. "Такой огонь на Руси называется древесным, лесным, новым, живым, лекарственным, или царь-огонем". Пламя такого огня считается очистительным и спасительным. "Живой огонь" добывался в ритуальных целях посредством трения чурки и сухого дерева четыре раза в году в соответствии с солнечными фазами зимнего солнцеворота и пребывания силы солнца (Коляда), весеннего равноденствия (Масленица), летнего солнцеворота (Купальские дни), осеннего равноденствия (дни Даждьбога). Православная церковь когда-то установила встречу Нового года на 1 сентября. Этот день назывался "Новолетием", и простой народ встречал его зажжением "живого огня", переносили его от костра в дом и с этого момента начинали отсчет зимнего времени. Прыганье через костры несет очищение и усиливает жизненные силы, соединяет с силами небесными."Очистительное значение огня, прогоняющего темную, демоническую энергию и вместе с ней греховные, нравственно нечистые силы, побудило предков наших соединить с сожжением мертвых мысль, что усопшие, сгорая на костре, очищаются от всякого зла и неправды и, просветленные божественным пламенем, водворяются в стране вечного блаженства"[15]. В сказаниях о кончине мира верование сливается с мифическим представлением о той огненной реке, которая потечет в последний день и в которой подобает всякому роду человеческому пройти сквозь огонь, "огнем очистятся все племена и просветятся телеса их, аки солнце". Вот почему долгое время на Руси сжигали умерших на погребальном ритуальном костре. Огонь - символ жизни на земле, суть созидающей силы человека. Горящий есть творец. Творческий, любящий жизнь человек никогда не болеет, спокойно преодолевает все трудности жизни. Не только огонь чистит людей и пространство, но и сам человек чистит свою благодатную землю и свой большой дом ~ Вселенную. Огонь уважали, огня боялись, старались не разгневать его, не оскорбить. Запрещалось плевать в огонь, бросать в него нечистоты, затаптывать ногами, но главное, чему учили предки, - не гасить огонь души, иначе пропадешь. Приметы: "Если давали соседу огонь из своего очага, то с условием, чтобы после тут же принес обратно". "Гасить огонь сильными ударами или топтать - значит привлечь пожар". "Гасить огонь следует непременно губами или рукой (свечу) и благоговейно". "Если в чистый четверг свечи, разносимые из церкви, не гаснут на воздухе, то это предвещает большой урожай". Загадки: ў Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня и все губят меня. ў В комнате спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел. Обрядовые песни:
Легенда-нравоучение: "Зажглись на чужом дворе два огня и стали между собой разговаривать: - Ох, брат, погуляю я на той неделе! - говорит один. - А разве тебе плохо? - Чего хорошего: печь затапливают -ругаются, вечерние огни затепливают - опять бранятся... Ну, гуляй, если надумал, только моего колеса не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой. Не прошло недели, как один двор сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым". |
|||||||||