<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Мужское - женское, небо - земля, огонь - вода

Мужское и женское начало в природе, во всех ее живых проявлениях есть отражение законов устройства Вселенной. "Вселенная" в переводе с греческого - дом, обитель, семейныймир. Семья - подобие Вселенной и все в ней живет по ее законам. Хранителями этих законов на Земле назначены мужчина и женщина, несущие изначально способности давать и поддерживать жизнь на огне любви, оберегать и сохранять все живое, быть хозяевами природы - помощниками сил небесных. В отношениях всех живых существ заложена суть мужского и женского, и только в этой гармонии все родившееся, подобно Вселенной, сильно, красиво, правильно. Все бесполые предметы или понятия у славян имели мужское и женское обращение, а значит, полноценное видение законов природы, живого и неживого в ней. Так, солнце на Руси называют то Батюшкой, то Красной девицей, боги, дающие любовь и жизнь, представлялись и мужского, и женского рода: Див и Дива, Лель и Леля, Род и Рожаницы.

"Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога"[9]. Небо так и называли - "сварга". "В "Ведах" весьма часто высказывается мысль, что в виде дождя небо проливает свое животворное семя" [10]. Супруга Неба - Земля. Принимая дожди по весне и лету, супруга дает урожаи. Соответственно этим ритмам наши предки старались и детей своих родить, тогда они были здоровы, красивы и сильны.

Только сырая земля может родить, не зря ее называют Мать - сыра Земля. "Мате" - получение, "Сыра - Сура" - солнечная влага, "Земе" - основание, идея, смысл:

Земля - "мать солнечная". Земля - отражение небесное, и происходит оно через солнечные, светлые энергии, а энергия человека соответствует им. Значит, жизнь на земле и есть проявление бога. Об этих понятиях говорят символы "Риг - Веды", и они совершенно совпадают с христианскими" [II].

"Огонь" - царь, "Вода" - царица, без них нет жизни. Вот почему на Земле эти две главных стихии всегда несли очистительные силы и силы животворящие. Образы живой воды и живого огня постоянно присутствуют в мифах, сказках и обрядах. А живыми они становятся, когда энергия мысли человека совпадает с космическими (божественными) и приобретают целебные свойства. Первая вода- "мертвая" - наполнена огромным желанием собрать тело человека в единое целое. Мертвая вода - это подземная - Навья вода, минерализированная, прошедшая путь Нави - подземного мира и родившаяся через Землю - Мать. Затем поливали "живой", наполненной огромным желанием жить ради правды. Живая вода - верхняя - небесная, ионизированная, возвращает. Огонь -Дух человека. Жизнь - Жива приходит с Живой Водой. Так и в природе - первая вода разгоняла снег и лед, а вторая давала жизнь природе и последствия жизни - плоды и новые семена.

В народном календаре есть два главных праздника: Коляда и Купала. Коляда -встреча и прославление света - огня, а Купала - прославление воды и солнца. В православном календаре колядки приходятся на Рождество Христово - рождение духовного света и любви на Земле. Купальские дни совпадают с Рождеством Иоанна Предтечи - очистительной силы на Земле.

В природе есть два божественных начала - мужчина и женщина. Мужчина строит, а женщина наполняет духовным содержанием. Мужчина - ум ў незыблемые законы космоса, женщина - мудрость, рождающая силы, исцеляющие и чистящие все живое на земле. И если эти | два божественных начала соединяются на основе любви, то их жизненные силы увеличиваются во много раз и их пространство оберегается мощным светом, а это значит, что в семье будут лад, здоровье и счастье.

Мужчина сеет, женщина родит. У мужчины силы от неба, солнца, у женщины - от земли, потому у мужчины голова к небу открыта, а у женщины закрыта платком или головным убором. Мужчина к земле прикрыт брюками, а женщина открыта. Мужчина по своей природе лидер, через это проявляются все его творческие силы, и если женщина перекрывает эти возможности, то в мужчине погибает сила, и он становится неудачливым. У женщины сила в мудрости и нежности, если мужчина уничтожает эти возможности, то женщина теряет силу. Русская пословица гласит:"Чем женственней женщина, тем мужественней мужчина". Считается большим грехом несоблюдение мужского и женского начала в природе. Оба начала и на Земле, и во Вселенной поддерживают силу гармонии - и нет этой силе равных, а чтобы она была, необходимо знать и соблюдать законы старославянских знаний - законов природы.

Гимн солнцу, написанный жрецами ("Авеста", перевод И. Стеблина-Каменского, "Хуршед-яшт")

Когда Солнце светит,
Когда Солнце греет,
Стоят божества
Все сотнями тысяч.
И счастье вбирают,
И счастье вручают,
И счастье дарят
Земле, Данной Маздой,
Для мира расцвета,
Для истины роста.
Когда всходит Солнце,
То данная Маздой
Светится земля,
Светятся все воды,
И те, что проточны,
Источников воды,
И воды морей.
Творенья светятся
Все Духа Святого.
Молюсь ради счастья
Я громкой молитвой
Бессмертному Солнцу,
Чьи кони быстры,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры.
Обращение к Земле
(Нижегородская губерния).

Гой, Земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная
Всех еси нам породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила; Ради нас, своих детей.
Зелий еси народила,
И злак всякий напоила,
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати,
Разных надолбъев угодъев,
Ради полги на живот.
Заклинка
Обращение к солнцу:

"Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!"

К. Д. Бальмонт КРАСНАЯ ГОРКА

Красная горка. Парни и девицы

Друг друга обливают водою ключевой.

Липки, березки. Хмельные в небе птицы.

Звон разливается влагою живой.

Красная горка радостей Пасхальных,

Брызги веселья и влажностей живых,

Светлые встречи взглядов обручальных,

С Неба на Землю - в лучах идущий стих.

Красная горка, таинство мгновений,

Праздник причастья Солнца и Воды,

Розовым цветом утро обновлений

Празднует силу смарагдовой Звезды.

 

РОД И РОЖАНИЦЫ

И вот еще какое диво посчастливилось увидеть юному миру. Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо - и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно - любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семьи. Это Род, говорили, выращивает деревья, это он грудами мечет с небес кремневые камешки, из которых родятся упорные, сильные Люди. Это он-Свет Небесный, без которого Солнце плыло бы одиноко, как звезда в черноте. И сколько нареклось его именем - не перечесть: урожай, народ, родина, роды...

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь, и мужья с женами величали друг друга почти ее именем:

ў Лада! Ладо мое!...

Помолвку тогда называли - ладами, свадебный сговор - ладинами, девичье гадание о женихе - ладуваньем. И, говорят. Люди слыхом не слыхивали, чтобы кто-то брал в жены немилую либо насильничал, тащил девку замуж за постылого, за нелюбого, за неровню...

Великая Лада -Дедис- Лада, Дид- Лада, как звал ее один народ, возникший из кремня, - нипочем не простила бы подобного святотатства...

Она объезжала засеянные поля в зеленой одежде, благословляя будущий урожай, и шерстка ее коня отливала спелым золотом, как налитой колос. А мужчины и женщны, держась за руки, шли вслед за нею в поля, где можно обняться вдали от чужих глаз. Люди ведали: их любовь дает силу хлебному полю. А поле отдаривало Людей голубыми цветами и обещало вернуть посеянное сторицей. Говорят, будто жито росло тогда стоколосым - по сотне тугих, тяжелых колосьев на каждом стебле! Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени. Собственных сыновей у Лады было двенадцать ў по числу месяцев года, по числу ' великих созвездий, что предрекают судьбу - нарок всему сущему на Земле. Недаром спрашивают доныне:

- Под какой звездой был зачат? А под какой родился?

Звезды, братья-месяцы и самарожаница Лада дают каждому человеку Долю или Встречу, как еще ее называют, - маленькое Божество, которое следует за хозяином до могилы, трудится и хлопочет, помогает ему. Доли у всех разные, смотря по тому, какая звезда верховодила на небосклоне. И до сих пор случается - один человек всю жизнь палец о палец не стукнет, гуляет себе, на бел свет зевает, и все равно: что людям тын да помеха, ему смех да потеха, вечно у него по два сома в одной верше, по два гриба в ложке. А иной до рассвета уже в трудах и поту, на вешней пахоте шапка с головы свалится - не оторвется поднять, а все - корка на корке, ни пышки ни мякиша. Это оттого, что у одного Доля умница да работница, у другого - лежебока-лентяйка. В сердцах ругнется бессчастный:

- Знать, сиротской ночью я появился на свет! Что тут добавить ? Нельзя наново родиться, переменить ту льняную нить, пряденую нитку Судьбы, которой повили когда-то пуповину младенца, накрепко привязав его к Доле...

Много тех, кто, отчаявшись, живет как придется и больше не пробует что-нибудь изменить. Но еще больше иных, не скоро сдающихся, кто однажды поймал свою нерадивую Долю за шиворот и запер в погреб, чтобы не мешала, либо, оттрепав за уши, вразумил косорукую тонко прясть и мелко молоть, заставил лежебоку вскакивать до свету и не жалеть плеч!

...А у великой Лады, у Матери Лады, была юная дочь. Звали ее просто Доченька -Леля, Лелюшка, Полелюшка. Недаром любимое детище до сих пор не просто растят -лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя нет-нет да покличут нежно лялечкой, и ласка, и оберег, именем прекрасной Богини.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще. А минуло время, начала Леля вместе с матерью обходить и объезжать поля, тянуть за зеленые ушки едва проклюнувшиеся всходы, и Люди увидели, что никогда прежде не было на Земле таких урожаев. Стали они славить Лелю наравне с матерью и чтить как рожаницу, называть вёсной-кормилицей. У Лады стали просить разрешения закликать - зазывать в гости Весну, а когда Мать позволяла, готовили Дочери дерновую скамью, проросшую травами, ставили подношения: хлеб, сыр, молоко. Это был девичий праздник, мужчин, любопытных парней близко не подпускали. Жгли в честь Матери с Цочеръю огромный костер, окруженный двенадцатью другими, поменьше, в честь Месяцев, и с пеплом того костра смешивали семена, умывали им лица, давали больным. И никто, говорили, не помнил, чтобы не помогло.

А охотники баяли вот что:

- Зверь, позволивший забрать у себя пушистую шкурку и горячую плоть, тотчас уходит на небо, в светлый ирий, и там рассказывает старшему в своем роду, по чести ли с ним поступили. Не оскорбили ли напрасным мучением, повинились ли перед вылетевшей душой, хорошо ли благодарили. И если все совершилось по Правде земной, Мать с Дочерью скоро шьют зверю новую шубу, мастерят птице пестрый наряд, облекают рыбу радужной чешуей. Позволяют опять родиться в глубокой норе, в теплом гнезде, на речном дне, под широким солнечным Небом...

Вот почему и самих Рожаниц рисуют порой в виде двух красавиц лосих.

  
Наверх страницы