<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Свет и тьма

В стародавние времена пространство для людей представлялось не только трехмерным: ширина, высота, глубина. Пространство измерялось во времени - прошлое, настоящее и будущее как единое целое. Пространство измерялось и ещё одной тонкой мерой - светом и тьмой. Люди чувствовали эту меру на весах своей жизни. Этими понятиями пронизаны и быт, и обряды, и сказки. Окружающий мир стал миром противопоставлений: день - ночь, свет - тьма, тепло - холодно, жизнь - смерть, солнце -месяц, доля - недоля, левый - правый, правда - кривда, мужское - женское, земля -небо. И все эти понятия произошли от чувства света и тьмы.

Из хаоса и тьмы родился свет и любовь - упорядоченный мир. Мифологическое сознание постепенно преобразовывало хаос в космос, как из зерна или яйца зарождается жизнь. За мыслью и верованиями слагались постепенно и мифы, предания, символические обряды, в которых слились воедино все лучшие мироощущения и понимания человека. "Отношение к природе как к существу живому нисколько не зависело от произвола и прихоти ума.

Подсолнух - символ света.

Всякое явление, созерцаемое в природе, делалось понятным и доступным человеку только через сближения со своими собственными ощущениями и действиями". Религия была сама природа во всех своих поэтических красках. Религия несла мудрость, красоту образов, постоянную борьбу и взаимодействие света и тьмы. Пранарод по отношению к окружающему его миру был дитя, и взаимодействия были естественными, благодатными, живыми. Живыми, то есть духовными, становились поступки, мысли, слово. "Чтобы лишить природу ее живого, одушевленного характера, чтобы в быстронесущихся облаках видеть одни туманные испарения, а в разящей молнии - электрические искры, нужно насилие ума над самим собою, необходима привычка к рефлексии, а следовательно, до известной степени искусственное образование". Поэтому-то и дитя, и простолюдин не способны к отвлеченному созерцанию, они мыслят и выражаются в наглядных пластических образах. В таких поэтических образах и представлены в устном народном творчестве все проявления света и тьмы. Ум предков поражала противоположность в весеннем возрождении и зимнем омертвении. "Чудная, роскошная жизнь природы, громко звучащая в миллионах разнообразных голосов и стремительно развивающаяся в бесчисленных формах, обуславливается силою света и тепла, без нее все замирает" [8].

По представлениям древних славян жизнь на земле поддерживают светила. В народных сказках к солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и боги света помогают им: не дают погибнуть, посылают дары плодородия. Славяне всегда чувствовали свое родство с богами света. "Мне матушка - красно солнышко, батюшка - светел месяц, братцы - часты звездушки, сестрицы - белы зо-рюшки" - так поется в народной песне. Но солнце почиталось более других источников. "Как светило вечно чистое, ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным, имя его сделалось синонимом счастия". "Придет солнце и к нашим окошечкам"(пословица).

Все боги славянские - солнечные. Все они постоянно борются за свет, тепло, урожай, жизнь, гармонию. Жива несет возрождение, весну, любовь, а Мара - увядание, холод, смерть. Между богами света и тьмы идет нескончаемая борьба за владычество над миром, как извечная борьба добра и зла вне и внутри человека.

День, ночь - это высшие бессмертные существа. День - божество солнечного света. Ночь - божество мрака. Дневной свет и тепло, ночная тьма и холод определялись суточным движением солнца, а летняя ясность и зимние туманы, закрывающие небо, метели и морозы - его годовым движением. Подобно тому, как с утром связывались представления о пробуждающемся солнце, о воскресающейся повсюду жизни и деятельности, так и с весной связывалась мысль о воскресении тепла, о пробуждении природы из зимнего сна. Наличие родственных признаков у всех явлений (солнце и луна - супруги, заря утренняя и вечерняя - сестры), говорит о целостном и богатом представлении мира, о снисходительном отношении к тьме, о знании законов взаимодействия с нею.

Светоносной, солнечной природой по народно-христианским воззрениям обладают Бог-Отец и Иисус Христос, ангелы, апостолы, святые, начало же тьмы воплощают дьявольские силы. Если свет-рай располагается на востоке и именуется "пре-солнечным", то ад - на западе и погружен во тьму. В былинах и духовных стихах "святорусская" или "светлорусская" земля изображается как залитое светом, открытое, бескрайнее пространство, отсюда выражения "белый свет", "вольный свет". Све-тоносность рассматривается как проявление истинности, праведности и святости. Солнечный свет изливается на человека как благодать. Народом было усвоено и развито библейское учение о божественном происхождении света и его отделении от тьмы как первом божественном деянии (Бытие, 1, N 4). Согласно "Стиху о Голубиной книге", небесные тела имеют светоносную, божественную природу: "У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, Солнце красное - от лица Божьего, Царя небесного, млад-светел Месяц - от грудей его, Звезды частые - от риз Божьих, Ночи темные - от дум Господних, зори утренние - от очей".

В устном народном творчестве свет описывается как вещь или живое существо: молоко, сукно, белая кошка, золотое веретено, золотой мост. В загадках свет солнца ассоциируется с золотом, а луна - с серебром ("Золот хозяин - на поле, серебрян пастух - с поля").

В заговорах и при лечении добрый целитель или человек обращается к свету, а делающий злые наговоры - ко тьме. Хорошие люди у тьмы просили мудрости. Добрая девица мечтала, чтобы молодец ее "почитал и величал светлей светлого месяца, красней красного солнца".

Наиболее интимно со светом связаны глаза человека, причем они не только воспринимают свет извне, но и сами испускают его, а когда человек умирает, то свет его гаснет. В обрядовых причитаниях не зря сравнивают человека со светилами: "Угасло наше солнышко, не глядят очи-звездочки".

Умел человек видеть отражение всего небесного на земле, всего светлого и темного в себе, как в природе. И как красиво подчас тело человека приобретает в песне космические масштабы: "...оболокусь я оболоками, подпояшусь красною зарею, огорожусь светлым месяцем, обтычусь частыми звездами и освечусь я красным солнышком". Небо человек представлял как терем божий и терем - как небо:

"Чудо в тереме показалося:
На небе солнце - в тереме солнце,
На небе месяцев тереме месяц,
На небе звезды ўв тереме звезды,
На небе зоря - в тереме зоря,
И вся красота поднебесная".

Наш предок гордо нес в себе свойства светил, светмыслей и дел, мудрость в отношениях, радость и творчество в делах своих, тем и здравствовал.

Пословицы:

"Свет во радости, а страх во тьме".

"Свет в поле - человек на воле".

"Не нами свет начался, не нами и кончится".

"Где хлебно да тепло, там жить добро.

"Счастье - что солнышко, улыбнется и скроется".

"Плохой друг - что тень в солнечный день: не отвяжется, в ненастный - не найдеть";

"Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить".

  
Наверх страницы