Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Занятие N 5

Ролевое общение

Цели занятия:

  1. Учащиеся знакомы с понятиями "социальная роль", "маска".
  2. Учащиеся умеют анализировать социальные роли людей.

Рекомендуемая литература:

  1. Востриков А.А. Технология и методика культуры эмоций и чувств. Курс человековедения. Книга для учителя в двух частях. Часть 2. Издательство УГЦВ "Психопедагогика", Одесса - Томск, 1994г. - 243 с.
  2. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.
  3. Социология: наука об обществе./Учебное пособие под общ. ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. Харьков, 1996 г.

Ход занятия.

За последние 100 - 150 лет благодаря развитию цивилизации в Европе во много раз увеличивает количество контактов между людьми в течение суток. Для некоторых они стали избыточными и нежелательными.

Для того чтобы защитить психику от лишнего психического влияния других людей, человек вынужден бессознательно защищаться.

На данном этапе занятия целесообразно обсудить с учащимися вопрос о том, какие они используют способы защиты от чрезмерного общения. Необходимо апеллировать к уже имеющемуся опыту самих учащихся.

Рекомендуемые упражнения:

1. Упражнение.

Цель: проиграть одну из возможных ситуаций ухода от общения в общественном транспорте.

Правила: двум учащимся дается задание: "Вы едете в транспорте. Ты - устал, задумался о своем, а ты - навеселе и тебе хочется поговорить. Вам нужно проиграть следующие возможные ситуации:

  • Усталый человек не реагирует на общение;
  • Рассеянно поддерживает разговор;
  • Проявляет агрессию.

Обсуждение:

  • Часто ли бывают такие ситуации? Какое чувство возникает у вас, когда нарушают ваше уединение?;
  • Как можно выйти из похожей ситуации наилучшим образом?

Роль - форма действия, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Ролевое поведение - это поведение личности в группе, детерминируемое её статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с ним.

 

Основные положения ролевой теории личности сформированы в социальной психологии Мидом. Он главное внимание уделяет "научению роли": освоению ролей в процессе межличностного взаимодействия (интеракции). Он подчеркивал стимулирующее взаимодействие ролевых ожиданий со стороны значимых для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Концепция социальной роли, связанной с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие "блоки":

Представляемая роль - система ожиданий индивида и определенных групп;

Субъективная роль - субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом.

Играемая роль - непосредственно демонстрируемая роль.

Обсуждение: в жизни существует множество ролей, например, учитель, ученик, студент, брат, друг и т.д. Какие требования к ним предъявляются? Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторые аспекты ролей являются обязательными: студент должен хотя бы появляться на экзаменах, у него должна быть зачетная книжка и студенческий билет.

Мы говорим о социальной роли лишь тогда, когда к ней предъявляется множество норм. Например, "пешеход" - не будет являться социальной ролью.

Обсуждение:

  • Подумайте, какую привычную роль вы играете в классе?
  • Обратите внимание на то, что окружающие воспринимают вас обычно по этой роли, и когда вы выходите из нее, многие вас не понимают.

Чтобы утвердиться в новой роли, нужно преодолеть барьер непонимания. Например, трудно поменять роль двоечника на роль отличника. И класс и учитель сначала относятся по-прежнему. И класс, и учителя сначала относятся по-прежнему.

Чем более развит человек, чем выше уровень развития его сознания и интеллекта, тем более разных ролей он может играть.

Прозвище нередко фиксирует и отражает роль в классе.

Общение с помощью роли может быть формальным и неформальным.

Формальная роль - это поведение, которое ожидается окружающими по данной роли и формируется устоявшимися принципами и традициями. Например, роль учителя требует определенного жестко поведения, роль ученика - своего.

Неформальная роль - это ролевое поведение, строящееся из внутренних побуждений и состояний человека в данный момент - роль друга, родителя, влюбленного.

Кроме социальных ролей в повседневной жизни можно столкнуться с масками. Защита в общении приняла вид "маски". С масками и их действиями люди сталкиваются каждый день - в транспорте, в школе и в магазине. Маски как бы ограничивают набор формального общения, набор слов, действий, жестов, социально приемлемых в данной местности.

Например, маска "пассажир в транспорте". Если на просьбу передать билетик он попытается втянуть в беседу, начнет расспрашивать о жизни, то это, как минимум, вызовет некоторое недоумение. Это будет явным нарушением действий маски и это может вызвать раздражение.

Маска - это защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.

Рекомендуемые упражнения:

Упражнение 1.

Цель: проиграть возможные роли и маски в общении.

Правила: ситуация 1 - один учащийся играет роль контролера в транспорте, два других - не купили билет.

Ситуация 2 - мама и дочка. Одна играет роль мамы, вторая - роль дочки, которая пришла поздно, задержавшись на дискотеке. Папа спит в соседней комнате. Какой разговор происходит?

Ситуация 3 - учитель ведет беседу с учениками. Тема - плохое поведение последних.

Упражнение 2.

"Необитаемый остров"

Цель упражнения: проанализировать играемые роли в процессе искусственного создания экстренных условий.

Правила: участники садятся в большой круг, и ведущий объясняет правила предстоящей ролевой игры. В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатым животным и растительным миром. Но жизнь там полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, кратковременный, но жестокий холод и т.д. в ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить жильё.

Нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство, наладить социальную жизнь, распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом они будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно или простое большинство, группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? Каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны конкретные, а не абстрактные, они должны помогать решению возникающих проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие решений дается 1 час и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все решения и то, каким образом проходило обсуждение и принятие их.

Рекомендации ведущему: Ваша задача - подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове. Следует ответить на все их вопросы, но при этом нельзя подсказывать решение проблемы. Например, не следует говорить о правилах проживания. Во время обсуждения не следует вмешиваться в его ход. Вмешаться можно только в случае возникновения острой напряженной ситуации, способной привести к конфликту.

Дискуссия по упражнению: После игры необходимо провести обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участников, на социальные роли, играемые ими в процессе "жизни на острове". Также следует обратить внимание на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение слушать и слышать друг друга.

Вопросы:

  1. Назовите примеры социальных ролей людей до 25 лет.
  2. Какие из перечисленных ролей являются неформальными: учитель, продавец, друг, родитель, ученик, влюбленный, лидер, начальник, сосед, товарищ, директор школы, папа, брат, студент, аспирант, артист?
  3. Какие и где можно встретить маски?

Наверх страницы