Назад | Вперед | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К оглавлению | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие N 24В мир профессий "по компасу"Цели занятия:
Рекомендуемая литература:
Ход занятия. Профориентация - это определение человеком своего места в профессиональном мире. Цель профориентации - сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии эффективности труда. Она обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений, навыков, полученных в процессе профессионального обучения. Необходимо учитывать, что взаимоотношения между профессией и человеком строятся в двух направлениях: объективном и субъективном. К объективным факторам относят требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональные ЗУН, ПВК). Субъективными факторами взаимоотношений профессии и человека являются задатки, способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач. В результате длительного трудового стажа работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом, профессия накладывает отпечаток и на внешний облик человека. Обсуждение: Какие примеры из жизни доказывают тот факт, что профессия влияет на человека (изменяется почерк, манеры поведения, речь, имидж и др.)
Для наиболее осознанного выбора профессии, необходимо иметь представление о профессиональных типах личности. В зарубежной практике профориентации данные категории разработаны Дж. Голландом. 6 профессиональных типов личности (по Дж. Голланду). Реалистический. Человек с таким типом заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Эти люди охотно выбирают профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере. Интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль. Социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда - взаимодействие с людьми. Конвенциональный. Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным видам работ (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.д.) Предпринимательский. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск, стремится к лидерству. Любит быть а виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми - многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.). Артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию. Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.). Рекомендации педагогу-психологу: необходимо провести и проанализировать опросник Дж. Голланда. После проведения теста можно обсудить возможность изменения своего профессионального типа в процессе жизнедеятельности. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что профессиональная направленность личности является результатом совмещения интересов, склонностей, темперамента и других индивидуальных психологических особенностей человека.
Тест Голланда на определение профессиональной направленности личности. Инструкция: в левом столбике необходимо выбрать одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути - "могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". В соответствии с вашим выбором, зачеркните в правом столбце соответствующий ему номер, например, если вы выбираете профессию автомеханика (1а), то зачеркиваете справа 1а.
Вопросы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх страницы |