Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  
Назад Вперед
К оглавлению

Занятие N 24

В мир профессий "по компасу"

Цели занятия:

  1. У учащихся сформировано представление о профориентации, профподборе, профпригодности.
  2. Определена профессиональную направленность учащихся.

Рекомендуемая литература:

  1. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998. - 144с.
  2. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
  3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. - 352 с.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.

 

Ход занятия.

Профориентация - это определение человеком своего места в профессиональном мире. Цель профориентации - сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии эффективности труда. Она обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений, навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

Необходимо учитывать, что взаимоотношения между профессией и человеком строятся в двух направлениях: объективном и субъективном.

К объективным факторам относят требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональные ЗУН, ПВК).

Субъективными факторами взаимоотношений профессии и человека являются задатки, способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

В результате длительного трудового стажа работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни.

В целом, профессия накладывает отпечаток и на внешний облик человека.

Обсуждение: Какие примеры из жизни доказывают тот факт, что профессия влияет на человека (изменяется почерк, манеры поведения, речь, имидж и др.)

 

Для наиболее осознанного выбора профессии, необходимо иметь представление о профессиональных типах личности. В зарубежной практике профориентации данные категории разработаны Дж. Голландом.

6 профессиональных типов личности (по Дж. Голланду).

Реалистический. Человек с таким типом заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Эти люди охотно выбирают профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере.

Интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.

Социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда - взаимодействие с людьми.

Конвенциональный. Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным видам работ (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.д.)

Предпринимательский. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск, стремится к лидерству. Любит быть а виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми - многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).

Артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию. Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).

Рекомендации педагогу-психологу: необходимо провести и проанализировать опросник Дж. Голланда. После проведения теста можно обсудить возможность изменения своего профессионального типа в процессе жизнедеятельности. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что профессиональная направленность личности является результатом совмещения интересов, склонностей, темперамента и других индивидуальных психологических особенностей человека.

 

Тест Голланда на определение профессиональной направленности личности.

Инструкция: в левом столбике необходимо выбрать одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути - "могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". В соответствии с вашим выбором, зачеркните в правом столбце соответствующий ему номер, например, если вы выбираете профессию автомеханика (1а), то зачеркиваете справа 1а.

профессии

R

I

S

C

E

A

Автомеханик (1а) - Авиаконструктор (1б)

       

Егерь (2а) - Интервьюер (2б)

 

     

Кондитер (3а) - Делопроизводитель(3б)

   

   

Пасечник (4а) - Администратор(4б)

     

 

Радиооператор (5а) - Актер (5б)

       

Астроном (6а) - Гид-экскурсовод (6б)

 

     

Бактериолог (7а) - Корректор текстов (7б)

 

 

   

Зоолог (8а) - Брокер (8б)

 

   

 

Минеролог (9а) - Актер цирка (9б)

 

     

Гувернантка (10а) - Работник архива (10б)

   

10а

10б

   

Священник (11а) - Глава администрации (11б)

   

11а

 

11б

 

Консультант по профориентации (12а) - Драматург (12б)

   

12а

   

12б

Финансовый контролер (13а) - Директор (13б)

     

13а

13б

 

Шифровальщик (14а) - Искусствовед (14б)

     

14а

 

14б

Директор магазина (15а) - Композитор (15б)

       

15а

15б

Горный инженер (16а) - Биофизик (16б)

16а

16б

       

Животновод (17а) - Репетитор (17б)

17а

 

17б

     

Маляр (18а) - Составитель каталогов (18б)

18а

   

18б

   

Охотовед (19а) -Директор рынка (19б)

19а

     

19б

 

Электротехник (20а) - Карикатурист (20б)

20а

       

20б

Биолог (21а) - Семейный врач (21б)

 

21а

21б

     

Вирусолог (22а) - Контролер-кассир (22б)

 

22а

 

22б

   

Генетик (23а) - Менеджер (23б)

 

23а

   

23б

 

Гидробиолог (24а) - Писатель (24б)

 

24а

     

24б

Воспитатель детского сада (25а) - Чертежник (26б)

   

25а

25б

   

Инструктор по плаванию (26а) - Начальник отдела сбыта (26б)

   

26а

 

26б

 

Медицинская сестра (27а) - Манекенщица (27б)

   

27а

   

27б

Наборщик типографии (28а) - Оптовый торговец (28б)

     

28а

28б

 

Переписчик нот (29а) - Музыкальный аранжировщик (29б)

     

29а

 

29б

Начальник стройки (30а) - Музыкант-исполнитель (30б)

       

30а

30б

Машинист тепловоза (31а) - Инженер-исследователь (31б)

31а

31б

       

Портной (32а) - Консультант службы знакомств (32б)

32а

 

32б

     

Рулевой-моторист (33а) - Регистратор (33б)

33а

   

33б

   

Штукатур (34а) - Предприниматель (34б)

34а

     

34б

 

Садовник (35а) - Танцор (35б)

35а

       

35б

Редактор научного журнала (36а) - Учитель (36б)

 

36а

36б

     

Физик-теоретик (37а) - Копировальщик чертежей (37б)

 

37а

 

37б

   

Ихтиолог (38а) - Президент банка (38б)

 

38а

   

38б

 

Ученый-теоретик (39а) - Художник по интерьеру (39б)

 

39а

     

39б

Преподаватель ин. яз. (40а) - Контролер качества продукции (40б)

   

40а

40б

   

Тренер по лечебной физкультуре (41а) - Снабженец (41б)

   

41а

 

41б

 

Социальный работник (42а) - Художник-мультипликатор (42б)

   

42а

   

42б

Продюсер телевидения (43а) - Режиссер (43б)

     

43а

43б

 

 

Вопросы:

  1. Можно ли изменить свои профессиональный тип в процессе жизнедеятельности?
  2. Какие профессии характерны для того или иного профессионального типа личности?

Наверх страницы