Процедура контент-анализа стандартизирована во всех гуманитарных областях. В процедуре контент-анализа выделяют несколько этапов, по разным источникам – от 4 до 6, это зависит от внутреннего перераспределения и не является принципиальным.
Начальный этап еще называют подготовительным.
На этом этапе, как правило, формулируется проблема исследования и предварительные гипотезы. В ходе подготовки к проведению контент-анализа необходимо определить актуальные проблемы и осуществить предварительный анализ гипотез, существующих в данной сфере. Можно говорить о том, что на данном этапе формируется общая идеология исследовательской программы. Иначе говоря, в этот момент формулируются: 1) теоретические предпосылки; 2) цели, задачи и гипотезы предстоящего исследования.
Рассмотрим подробнее такой значимый этап как выбор проблемы исследования:
В работах по социологии ключевой моделью, вокруг которой могут быть сформулированы самые разнообразные проблемы, служит модель коммуникации. Соответственно, проблемные области группируются по следующим параметрам [1]:
1. Кто говорит? Проблематика, связанная с исследованием субъекта коммуникации.
В этом случае в фокус исследовательского интереса попадают различные аспекты инициатора коммуникации, автора текстового сообщения. Часто подобные исследования осуществляются в тех случаях, когда исследователь не имеет никакой связи с коммуникатором и только по содержанию передаваемой информации (письма, дневники, выступления) он определяет характеристики автора текста. Эта область проблематики актуальна в самых различных гуманитарных областях: психологии (психологический/психопатологический портрет личности), политологии (имиджевые стратегии автора), истории (портрет исторической личности), филология (установление авторства, аспекты авторского идиостиля, установки автора в тексте) и т. п.
2. Что говорит? Проблематика, связанная с исследованием содержания передаваемого сообщения.
В этом случае анализу подвергается массив текстов. Можно сравнивать предвыборные выступления одного политического деятеля за определенный период времени, но чаще всего проводят сравнение данных различных источников, например сравнивают, что обещают разные политические деятели во время предвыборной агитации или содержание различных средств массовой коммуникации (телепередач и материалов прессы). Изучают существование и актуальность той или иной проблемы существующей в обществе. Исследование национальной идеи, исследование литературного произведения.
Изучение характеристик содержания различного рода официальных документов также может дать исследователю очень много. Например, на основании данных о том, какого рода информация передается от одной организации к другой, можно сделать вывод о характере существующих между ними функциональных связей.
3. Кому говорит? Проблематика, связанная с исследованием реципиента.
Исследователь устанавливает, кем является реципиент сообщения, кому оно направлено. При этом необходимо учитывать не только явных, но и скрытых адресатов. Например, президент или какой-либо политический деятель нашей страны выступает с обращением к населению России, а на самом деле это выступление обращено к международному сообществу или американскому президенту.
Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содержание сообщения будет меняться в зависимости от аудитории, т. е. тех, к кому оно направлено. Например, текстовые характеристики лекции, читаемой одним и тем же преподавателем, по одному и тому же курсу, в зависимости от различного состава студентов (профессионального, образовательного, возрастного и т. д.) будут отличаться.
Сравнить высказывания в различных видах СМИ.
Для этого проводится изучение элементов, которые производят впечатление (например, выбор слов, композиция фраз, повторы и т. д.). Таким способом осуществляется качественный анализ содержания текстов, а после этого исследователь переходит к количественному анализу, выяснению частоты употребления определенных слов. Например, подсчет и сравнение стилистических особенностей выступлений претендентов на пост президента, может помочь решить задачу, почему выступления одних были эффективными, а других нет.
Исследование де Ландшер. Это качественный КА, в литературоведении – КА литературного произведения. Например, анализ способов создания саундшафта в романе «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Например, для изучения воздействия фильмов ужасов на детей можно исследовать письма читателей или произвести анкетный опрос. Может быть проведено исследование паники, возникающей каждый раз в нашей стране после сообщений об очередном обмене денег. Подвергаться исследованию может не только уже имевший место факт влияния коммуникации, но иногда и предвидимое влияние, например во время избирательной компании.
Если первые контент-аналитические исследования были направлены на изучение действия самой коммуникации (т. е. на источник сообщения, на его убедительность) и на реципиента (абстрактную личность, на которую каким-то образом оказывало влияние сообщение), и для этого производилось произвольное членение социальной действительности, так как она включает в себя большое число сообщений, а коммуникатор и реципиент не изолированы от остального общества, то развитие исследований в области коммуникации привело к тому, что исследователи начали изучать не только схему, но и сам процесс, т. е. и воздействие среды. При этом разные виды воздействия, изменяющие эффект коммуникации, стали приниматься во внимание на разных уровнях.
После формулирования проблематики и гипотезы исследования осуществляется выбор эмпирического материала для исследования.
В качестве такового могут выступать разного рода материалы – официальные и личные документы, журналы, газеты, художественная литература, телепередачи и т. п. При необходимости может быть выбрано несколько типов источника информации.
Для того чтобы применение контен-анализа было успешным, источник должен отвечать определенным требованиям. Основной критерий – адекватность проблематике исследования. То есть, прежде всего, при выборе источника нужно определить, в какой мере его содержание соответствует поставленной цели. Необходимо также выявить оптимальный размер репрезентативной случайной выборки. Параметры выборки зависят от задач и масштабов исследования.
Практически все источники отмечают, что в определении метода контент-анализа нет ничего, что препятствовало бы применению его к отдельно взятому тексту и примеры такого анализа известны. Однако, предпочтительнее проводить исследование на базе информационного массива текстов. Это связано с рядом причин:
1. Выявление статистических закономерностей возможно на выборке большого объема.
2. Часто в качестве исследовательских задач определяются задачи компаративистские, связанные с сопоставлением различных текстов, их параметров и т. п. В этом случае также необходимо проводить исследование на выборке большого объема.
Таким образом, идея контент-анализа предполагает анализ больших информационных массивов.