Тема 1. Особенности преподавания исторических дисциплин

1.5. Творческая составляющая преподавательской деятельности

Каждый преподаватель, заинтересованный в результатах своего труда, задумывается о необходимости заинтересовывать студентов, работает над повышением информативности занятий, их доступности, запоминаемости материала и т. д. Постоянный поиск чего-то нового свидетельствует о неразрывной связи преподавательской деятельности с творчеством, и это неслучайно.

Современные исследователи указывают, что, по-видимому, впервые потенциальные продукты педагогического творчества были перечислены в работе В.В. Белича «Авторское право педагога-исследователя» («Советская педагогика», 1991, № 1, с. 40–44). Там же было указано: в результате проведенного атрибутивного анализа установлено, что метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретён.

закрыть

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

Определённый интерес для преподавателя представляет разработанный перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования, причём «каждый из них может воплощаться в разных произведениях преподавателя, как в устных (лекция), так и в печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий:

  1. План каждого занятия и его реализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия по одной и той же теме приходится варьировать с учётом особенностей учебных групп, результатов предыдущего занятия и многих других особенностей учебного процесса. Формализованно учитывать эти особенности пока не удаётся, поэтому каждый план занятия и его реализация – продукт творчества (иногда сознательного, иногда интуитивного).
  2. Методическая находка. Новый методический приём (новое выполнение известной дидактически необходимой операции).
  3. Методическое усовершенствование. Применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них (например, новая наглядная организация учебного материала, разработка опорного сигнала для репродуктивного обучения на конкретном занятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню и цели образования, или генерализация учебной информации (освобождение от частностей, «свёртывание» признаков).
  4. Методическое обобщение. Разработка частной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), в которой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.
  5. Методическое изобретение. Разработка новых методических приёмов, средств и т. д. (всего исследователь выделяет 14 потенциальных продуктов творчества в сфере образования).