2. Изучение нового материала: Проблема: "Может ли быть верным утверждение о том, что генотип- это простая совокупность генов, а фенотип- мозаика отдельных признаков?" Ранее мы изучали внутригенные взаимодействия между аллелями одного и того же гена: 1. полное доминирование; 2. неполное доминирование; 3. сверхдоминирование (у доминантного гена в гетерозиготном состоянии отмечается более сильное проявление, чем в гомозиготном состоянии - явление гетерозиса или гибридной силы). 4. кодаминирование или множественный аллелизм (в гетерозиготном состоянии проявляются оба аллельных гена, например - наследование групп крови у человека). Но зачастую признаки формируются при участии нескольких генов. Выделяют основные типы взаимодействия неаллельных генов: А) комплементарность; Б) эпистаз; В) полимерия; Г) плейтропия. Работа класса в группах: учащиеся каждой группы самостоятельно изучают один из типов взаимодействия неаллельных генов, затем представитель группы освещает изученный вопрос классу, приводит примеры. А) Комплементарное действие. Комплементарными (лат.complementum - средство пополнения) называются взаимодополняющие гены, когда для формирования признака необходимо наличие нескольких (обычно доминантных) генов. Этот тип наследования в природе широко распространен. Примеры: 1) Наследование гребня у петухов (рис. 9.6, с. 294, уч-к) 2) У человека нормальный слух обусловлен двумя доминантными неаллельными генами Д и Е. Ген Д - определяет развитие улитки, ген Е- развитие слухового нерва. Гомозигота ДДЕЕ и гетерозиготы ДдЕе - имеют нормальный слух; рецессивные гомозиготы даже по одному из этих генов (ддЕЕ или ДДее) - глухие. Б) Эпистаз - подавление действия одного гена действием другого гена. Подавляющий ген называется геном - супрессором, или ингибитором, а подавляемый - гипостатическим. Пример: у кур доминантный аллель гена. С обуславливает развитие пигмента, но доминантный аллель другого гена I является его супрессором, "подавителем". Поэтому куры, даже имеющие доминантный аллель гена окраски, в присутствии супрессора оказываются белыми. Следовательно, особи. имеющие в генотипе гены СI, - белые, а с генотипом CCii и Ccii - окрашенные. Задание: 1) составить генотипы белых кур и имеющих окраску. 2) определить какое соотношение окрашенных кур и имеющих белую окраску будет при скрещивании дигибридов (СсIi) между собой. В) Полимерия. Различные доминантные неаллельные гены могут оказывать действие на один и тот же признак, усиливая его проявление. Такие гены получили название однозначных, или полимерных, а признаки, ими определяемые,- полигенных. Полимерные гены принято обозначать буквой латинского алфавита с указанием цифрового индекса, например: А1А1 и а1а1; А2А2 и а2а2 и т.д. Впервые однозначные факторы были обнаружены шведским генетиком Нильсоном - Эле (1980 г.) при изучении наследовании окраски у пшеницы. У пигментированных экземпляров интенсивность окраски сильно варьирует в зависимости от числа полученных ими доминантных аллелей: максимальная у домитнантных дигомозигот и минимальная у носителей одного из доминантных аллелей (А1а1а2а2). ( рис. 9.7., с.295, уч-к ). Г) Плейтропия или множественное действие гена - зависимость нескольких признаков от одного гена. Пример: у дрозофилы ген белой окраски глаз (W) одновременно оказывает влияние на цвет тела, длину крыльев, строение полового аппарата, снижает плодовитость, уменьшает продолжительность жизни. Вывод: выражение "Ген - определяет развитие признака" в некоторой степени условно, т.к. действие гена может зависеть от других генов. Следовательно генотип - это система взаимодействующих генов. |