2. Изучение нового материала:

Проблема: "Может ли быть верным утверждение о том, что генотип- это простая совокупность генов, а фенотип- мозаика отдельных признаков?"

Ранее мы изучали внутригенные взаимодействия между аллелями одного и того же гена:

1. полное доминирование;

2. неполное доминирование;

3. сверхдоминирование (у доминантного гена в гетерозиготном состоянии отмечается более сильное проявление, чем в гомозиготном состоянии - явление гетерозиса или гибридной силы).

4. кодаминирование или множественный аллелизм (в гетерозиготном состоянии проявляются оба аллельных гена, например - наследование групп крови у человека).

Но зачастую признаки формируются при участии нескольких генов. Выделяют основные типы взаимодействия неаллельных генов:

А) комплементарность;

Б) эпистаз;

В) полимерия;

Г) плейтропия.

Работа класса в группах: учащиеся каждой группы самостоятельно изучают один из типов взаимодействия неаллельных генов, затем представитель группы освещает изученный вопрос классу, приводит примеры.

А) Комплементарное действие. Комплементарными (лат.complementum - средство пополнения) называются взаимодополняющие гены, когда для формирования признака необходимо наличие нескольких (обычно доминантных) генов. Этот тип наследования в природе широко распространен.

Примеры:

1) Наследование гребня у петухов (рис. 9.6, с. 294, уч-к)

2) У человека нормальный слух обусловлен двумя доминантными неаллельными генами Д и Е.

Ген Д - определяет развитие улитки, ген Е- развитие слухового нерва.

Гомозигота ДДЕЕ и гетерозиготы ДдЕе - имеют нормальный слух; рецессивные гомозиготы даже по одному из этих генов (ддЕЕ или ДДее) - глухие.

Б) Эпистаз - подавление действия одного гена действием другого гена. Подавляющий ген называется геном - супрессором, или ингибитором, а подавляемый - гипостатическим.

Пример: у кур доминантный аллель гена. С обуславливает развитие пигмента, но доминантный аллель другого гена I является его супрессором, "подавителем". Поэтому куры, даже имеющие доминантный аллель гена окраски, в присутствии супрессора оказываются белыми. Следовательно, особи. имеющие в генотипе гены СI, - белые, а с генотипом CCii и Ccii - окрашенные.

Задание:

1) составить генотипы белых кур и имеющих окраску.

2) определить какое соотношение окрашенных кур и имеющих белую окраску будет при скрещивании дигибридов (СсIi) между собой.

В) Полимерия. Различные доминантные неаллельные гены могут оказывать действие на один и тот же признак, усиливая его проявление. Такие гены получили название однозначных, или полимерных, а признаки, ими определяемые,- полигенных. Полимерные гены принято обозначать буквой латинского алфавита с указанием цифрового индекса, например: А1А1 и а1а1; А2А2 и а2а2 и т.д. Впервые однозначные факторы были обнаружены шведским генетиком Нильсоном - Эле (1980 г.) при изучении наследовании окраски у пшеницы. У пигментированных экземпляров интенсивность окраски сильно варьирует в зависимости от числа полученных ими доминантных аллелей: максимальная у домитнантных дигомозигот и минимальная у носителей одного из доминантных аллелей (А1а1а2а2). ( рис. 9.7., с.295, уч-к ).

Г) Плейтропия или множественное действие гена - зависимость нескольких признаков от одного гена.

Пример: у дрозофилы ген белой окраски глаз (W) одновременно оказывает влияние на цвет тела, длину крыльев, строение полового аппарата, снижает плодовитость, уменьшает продолжительность жизни.

Вывод: выражение "Ген - определяет развитие признака" в некоторой степени условно, т.к. действие гена может зависеть от других генов. Следовательно генотип - это система взаимодействующих генов.