Исследование факторов индивидуализации образования в вузе на основе анализа данных социальных медиа и систем управления учебным процессом

Проект направлен на выявление факторов, обеспечивающих индивидуализацию образования в вузе, с помощью современных технических, технологических и методологических инструментов анализа данных, содержащихся о студентах в социальных медиа и системах управления учебным процессом в вузах. Социальные медиа и системы управления учебным процессом - перспективный источник информации о студентах, а междисциплинарный формат исследования на стыке педагогики, информатики, математики, статистики, лингвистики, психологии и социологии позволит собрать и проанализировать различные типы данных и выявить факторы индивидуализации образования в вузе. Сравнение данных о студентах, извлеченных из социальных медиа и внутриуниверситетских систем, позволит выявить их профессиональные интересы, образовательные потребности и причины низкой успеваемости, как основания выстраивания эффективных технологий обучения. В отличие от существующих зарубежных и отечественных исследований по вопросам индивидуализации образования в вузе на основе сбора и анализа данных, выявленных по результатам выборочных анкетирований, опросов и интервью, в представляемом проекте предлагается автоматизированная обработка и анализ больших массивов данных.

Цель проекта - обоснование новых факторов, обеспечивающих индивидуализацию образования в вузе с помощью технологий анализа больших данных (Data Analises), суперкомпьютерных технологий, междисциплинарного подхода для анализа данных и моделирования систем. Продуктным результатом проекта является модель индивидуализации образовательной деятельности, учитывающая результаты анализа данных о студенте из социальных медиа и систем управления учебным процессом.

Задачи Проекта:

  1. Сбор и обработка персональных данных студентов из открытых источников социальных медиа для построения модели индивидуализации образования.
  2. Сбор и обработка данных студентов из систем управления учебным процессом (LMS) для построения моделей индивидуализации образования.
  3. Сравнительный анализ данных о студенте из социальных медиа и систем управления учебным процессом.
  4. Разработка модели и индивидуализации образовательной деятельности студента, учитывающей результаты анализа данных о студенте из социальных медиа и систем управления учебным процессом.
  5. Выявление талантливой молодёжи среди старшеклассников на основе их социального профиля и поведения в социальных сетях;
  6. Формирование базы данных потенциальных абитуриентов на основе разработанной комплексной модели.

В России и за рубежом пока не проводятся исследования по анализу социальных медиа для решения задач университетов по индивидуализации образования. В тоже время, социальные медиа и системы управления учебным процессом являются емким и достоверным источником информации о студентах, а междисциплинарный формат исследования на стыке педагогики, информатики, математики, статистики, лингвистики, психологии и социологии позволит собрать и проанализировать различные типы данных и выявить факторы индивидуализации образования в вузе. Подход по использованию данных социальных медиа, дополненных информацией об обучающихся из институциональных систем (LMS), является новым в области исследований педагогики профессионального образования.

Ожидаемые результаты проекта: выявление факторов, обеспечивающих индивидуализацию образования, разработка модели индивидуализации образовательной деятельности в вузе. Разработанная модель призвана быть встроенной в образовательные программы вуза и привести к повышению уровня подготовки студентов, эффективному использованию виртуальной учебной среды университета и проектированию индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Руководитель проекта:

Фещенко А.В., старший преподаватель каф. гуманитарных проблем информатики, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения.

Исполнители проекта:

  • Кабанова Татьяна Валерьевна, кандидат физико-математических наук, доцент
  • Степаненко Андрей, младший научный сотрудник лаб. лингвистической антропологии
  • Гойко Вячеслав Леонидович, инженер межрегионального супервычислительного центра ТГУ, ассистент каф. прикладной аэромеханики, младший научный сотрудник лаб. лингвистической антропологии
  • Слободская Анастасия Валерьевна, ассистент каф. гуманитарных проблем информатики
  • Васюков Кирилл Леонидович, магистрант лаб. гуманитарных проблем информатики
  • Кононенко Рустам Фарезович, магистрант лаб.гуманитарных проблем информатики
  • Корепанов Константин Викторович, магистрант лаб. гуманитарных проблем информатики
  • Буров Сергей Петрович, магистрант лаб. гуманитарных проблем информатики

Сроки выполнения проекта: апрель - декабрь 2017года

Публикации по проекту
  1. Feshchenko, V. Goiko, G. Mozhaeva, K. Shilyaev, A. Stepanenko Analysis of user profiles in social networks to search for promising entrants // INTED2017 Proceedings, 11th International Technology, Education and Development Conference, March 6th-8th, 2017 – Valencia, Spain. – P. 5188 – 5194.