Подскажите, пожалуйста, какое оборудование необходимо для организации и проведения видеоконференции

    Информацию о необходимом для проведения видеоконференций оборудовании можно найти здесь.

Подскажите, пожалуйста, как можно оформить заявку на сетевые образовательные программы

    Инструкцию по пользованию нашим образовательным порталом «Электронный университет» можно найти здесь

Скажите, пожалуйста, есть ли возможность в рамках обучения по сетевым образовательным программам получать консультации преподавателя в режиме видеоконференцсвязи индивидуально?

    Да, такая возможность есть. Вам необходимо скачать в интернете программу Skype – она свободно распространяется в сети. Необходимое для видеоконференцсвязи оборудование и инструкцию по установке программы Skype на компьютер можно найти здесь

Поясните, пожалуйста, что должен включать в себя комплект методических материалов для совместных программ повышения квалификации

    Рекомендации по разработке комплекта методических материалов для совместных программ повышения квалификации представлены здесь

При создании совместной образовательной программы кому будут принадлежать авторские права на такую программу?

    В зависимости от того, какая форма взаимодействия была избрана вузами, авторские права на совместную программу повышения квалификации, созданную в результате такого взаимодействия, будут распределяться между ними различным образом. Подробнее эта тема освещена в прикрепленном файлике

Как проводится аттестация слушателей совместных программ повышения квалификации?

    Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному модулю совместной программы ПК. Условия, формы и механизмы ее осуществления определяются образовательным учреждением и закрепляются в рабочей программе и учебном плане модуля.

    Слушателям, участвующим в совместных программах повышения квалификации (двухсторонних и многосторонних), модули, изученные ими в одном из вузов, могут перезачитываться в другом высшем учебном заведении, которое организовало обучение по совместной программе, в порядке, определяемом высшим учебным заведением и закрепленном договором о сотрудничестве между вузами – участниками совместной программы.

    Итоговая аттестация по совместной программе ПК проводится вузом, осуществившим набор и организовавшим обучение конкретной группы или слушателя. Обязательным условием набора на программу для вуза является программа ПК, утвержденная в вузе и состоящая из модулей, а также участие вуза в соглашении о сотрудничестве по сетевому взаимодействию и реализации совместных образовательных программ.

    Итоговая аттестация по совместной программе осуществляется аттестационной комиссией, сформированной из числа представителей всех вузов, участвующих в совместной программе, по согласованию с ними.

    По результатам итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Поясните, пожалуйста, что такое совместные образовательные программы повышения квалификации на основе сетевой распределенной структуры повышения квалификации и информационной системы сетевого взаимодействия в области повышения квалификации учреждений образования и наук

    Совместная образовательная программа повышения квалификации – это программа, разработанная несколькими вузами (не менее двух) и реализуемая в открытой образовательной среде на основе механизмов сетевого взаимодействия.

    Совместные программы повышения квалификации строятся на следующих принципах:

    1) модульность. Модульный принцип организации программы повышения квалификации позволяет формировать различные инварианты программ, включающие как отдельные дисциплины, так и отдельные модули в их структуре, индивидуализировать образовательные траектории и создать типовую универсальную программу, построенную на общих концептуальных основаниях, современных педагогических и информационных технологиях обучения, но при этом учитывающую потребности каждой целевой группы.

    2) интерактивность. Образовательные модули, входящие в совместную программу ПК, должны обеспечить интерактивный режим работы на основе активных групповых методов обучения. Основная задача интерактивных методов и приемов работы состоит в создании «быстрой» мотивации и рефлексии как собственной деятельности группы. В условиях совместной реализации программы повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия особое значение приобретает применение дистанционных образовательных технологий, направленных на усиление рефлексивности как процесса, так и результата обучения.

    3) открытость. Совместная программа ПК строится на принципах открытого образования и позволяет различным авторам и коллективам предложить свои разработки для оказания услуг повышения квалификации. В том случае, если авторы потенциального модуля программы работают в вузе, не входящем в образовательную сеть, вуз должен заключить соглашение о сотрудничестве с другими участниками сетевого взаимодействия. Принцип открытости позволяет максимально эффективно использовать потенциал инновационных вузов, федеральных и исследовательских университетов.

    4) проектный режим работы. Образовательные модули, входящие в совместную программу ПК, должны строиться на проектных разработках и учитывать общие цели и задачи совместной программы.

Из чего складываются сетевые образовательные программы?

    Сетевые образовательные программы разрабатываются на модульной основе, обеспечивающей их вариативность. Каждый вуз - участник совместной программы разрабатывает не менее 1 модуля.

    Модуль совместной программы повышения квалификации – это завершенный раздел программы повышения квалификации, который может выступать как самостоятельная образовательная программа (краткосрочное повышение квалификации) объемом менее 72 часов или как часть совместной программы повышения квалификации объемом более 72 часов. В первом случае по итогам обучения выдается документ (сертификат, удостоверение) установленного образца, во втором случае высшим учебным заведением определяются механизмы перезачета модуля в качестве одного из разделов совместной программы повышения квалификации.

    Модуль имеет общую логику достижения результата. Модуль объединяет различные формы и методы учебной работы, включая проектную деятельность участников, современные образовательные технологии. Модуль может иметь теоретико-прикладной или прикладной характер. Минимальное количество часов в одном модуле – 8 часов, максимальное – 36 часов.

    Совместная образовательная программа ПК может изучаться в любом из вузов – участников программы, осуществившем набор на программу и организовавшем обучение. В этом случае обучение по модулям, разработанным в вузе-партнере по совместной программе, передается в этот вуз на договорной основе. Выбор модулей осуществляется в рамках совместной программы таким образом, что сумма модулей составила не менее 72 часов.

    Модуль включает промежуточную форму аттестации, которая определяется организационно-методическими документами по модулю.

    Образовательные модули, входящие в совместную программу ПК, должны охватывать основные вопросы, связанные с внедрением результатов инновационных образовательных программ и применением новых образовательных технологий.

    В программы должны быть включены, в том числе, вопросы, раскрывающие приоритетные направления развития системы ВПО, основные направления развития инновационной образовательной деятельности, характеристику инновационно-образовательного комплекса вуза, образовательную политику в области создания и распространения инноваций в вузе, механизмы управления инновационно-образовательными комплексами и внедрения инновационных образовательных программ.

    Программы должны быть адресованы преподавателям и научным сотрудникам вузов.

    Каждая программа повышения квалификации (набор модулей) должна быть не менее 72 ч. Продолжительность изучения модулей определяется индивидуальными темпами обучения и сроками, установленными вузами для изучения отдельных модулей. Общая продолжительность обучения по совместной программе ПК должна составлять не более 1 календарного года с момента зачисления и начала обучения по первому модулю программы.

    По каждой программе повышения квалификации должно быть разработано методическое обеспечение, включая:

    -­ учебный и учебно-тематический планы, составленные на основе модульного принципа комплектования программ,

    ­- рабочие программы каждого учебного модуля, составленные с учетом результатов инновационных образовательных программ и основанные на применении современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий,

    ­- базу тестовых и контрольных заданий,

    -­ список рекомендованной литературы.

    Методическое обеспечение программ повышения квалификации должно быть представлено в электронном виде и включено в систему дистанционного обучения.

    Разработка совместных программ повышения квалификации должна базироваться на существующей технической, технологической и информационно-коммуникационной основе, сформированной в вузах, внедряющих инновационные образовательные программы.

    В основу программ повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов должны быть заложены: подход с точки зрения всеобщего управления качеством; ориентация на гибкие образовательные программы; применение современных образовательных и информационных технологий; учет различного уровня компетентностей специалистов.

Поясните, пожалуйста, механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений?

    Подробно основные принципы и механизмы этого взаимодействия изложены здесь

Какими документами закрепляется факт присоединения вуза - участника совместной программы к проекту?

    соглашением о сотрудничестве, к которому может присоединиться неограниченное число вузов (Проект прилагается)

    Каждому вузу, создавшему учебный модуль, пригодный для включения его в единую базу данных программ и учебных модулей повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов, и разработавшему необходимый комплект методических материалов и необходимое описание к нему, предлагается присоединиться к Соглашению вузов о сотрудничестве . Подписывая такое соглашение, он одновременно подтверждает, что сам факт направления им описания учебного модуля для регистрации его в единой базе данных равнозначно его предложению заключить договор с любым вузом, желающим включить этот модуль в свою программу повышения квалификации, на условиях, указанных в описании этого модуля.

Как осуществляется реализация совместных программ повышения квалификации в распределенной структуре?

    Реализация совместных программ повышения квалификации в распределенной структуре предполагает использование дистанционных образовательных технологий. Слушателям предоставляется возможность в получении онлайн-консультаций, проведения семинаров, конференций, форумов, обеспечивается консультационная поддержка слушателей с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

    Функции управления учебным процессом выполняет автоматизированная система дистанционного обучения (LSM), которая обеспечивает:

    ­- контроль и администрирование регистрации пользователей и оплаты услуг;

    ­- формирование групп пользователей и расписания занятий;

    определение прав пользователей в учебном процессе;

    ­- административная поддержка пользователей с помощью средств системы общения;

    ­- контроль и администрирование хода учебного процесса;

    ­- принятие решения о сертификации пользователей;

    ­- управление версиями учебных материалов и параметрами учебного процесса

    подготовка отчетности.

    Эти функции могут быть частично или полностью автоматизированы.

    При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий возможно ведение учета результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме (в соответствии с ФЗ от 10 01.2002г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).

Какой комплект документов должны сформировать подразделения вуза, организующие программы повышения квалификации?

    В комплект входят следующие документы:

    Учебный план и учебно-тематический план совместной программы повышения квалификации, учебные программы модулей, тематический учебно-производственный план курса;

    ­- Приказ о начале реализации образовательной программы дополнительного образования, включая состав преподавателей, проводящих занятия, и состав аттестационной комиссии;

    ­- Расписание проведения занятий;

    ­- Личные заявления слушателей на обучение;

    Копии личных документов (паспорт, копии 1-2 страниц);

    ­- Направление на ФПКп: для преподавателей ТГУ - направление от факультета;

    Справка-представление;

    ­- Приказ о зачислении слушателей;

    ­- Зачётные ведомости (по каждой дисциплине (курсу) программы);

    Аттестационная ведомость;

    ­- Приказ о завершении обучения или приказ об отчислении;

    ­- Ведомость выдачи удостоверений или свидетельств о повышении квалификации.