Целью проведения первого методического семинара "Использование ИКТ в образовательном процессе и внеурочной деятельности в начальной школе" явилось распространение в педагогической среде разработанных двух моделей проведения уроков в начальной школе и методик применения ИКТ в учебном процессе: модель и методика проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROM и модель и методика проведения урока с применением ресурсов сети Интернет. Также целью семинара явилось обучение педагогов начальной школы Томской области разработанным методикам.

Особенности дидактических моделей проведения уроков с применением информационных технологий таковы, что позволяют повысить качество проведения занятий, усилить образовательные эффекты, поскольку дают преподавателям дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, для организации разных форм учебной деятельности, для усиления мотивации школьников. Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиатехнологиях, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

Задачи семинара:

1) знакомство педагогов Томской области с моделями и методиками проведения уроков в начальной школе с использованием мультимедийных курсов на CD-ROM и с применением ресурсов сети Интернет, разработанными в Томском государственном университете;

2) накопление у учителей начальных классов знаний, методов и приемов использования Интернет-технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

3) обсуждение разработанных двух методик проведения уроков с использованием Интернет-технологий с целью совершенствования достигнутых результатов и распространения их в педагогической среде;

4) приобретение умений по использованию Интернет-технологий в учебной деятельности.

Проведение методического семинара осуществлялось в два этапа.

Первый этап предполагал знакомство участников семинара с методиками использования ИКТ - урок с использованием мультимедийных курсов на CD-ROM и урок с применением ресурсов сети Интернет.

Педагоги гимназии № 56 г. Томска и педагоги гимназии № 140 г. Омска, сотрудники Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и Томского государственного университета обменялись опытом проведения занятий в начальной школе с использованием разработанных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий. В гимназии № 56 г. Томска и гимназии № 140 г. Омска ведется значительная работа по внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Педагоги гимназии № 56 принимали активное участие в разработке моделей проведения уроков и методик применения ИКТ на уроках. В связи с этим обмен опытом между данными учебными заведениями является важным шагом на пути интеграции накопленного в образовательных учреждениях двух регионов опыта и распространения его на обширную педагогическую аудиторию Томской и Омской областей.

Во время проведения первого этапа семинара были сделаны следующие доклады, а также проведено обсуждение основных вопросов тематики семинара.

Представление учебных заведений

  1. Вступительное слово Брицкая Елена Олеговна, методист ВМО начальных классов, учитель начальных классов МОУ "Гимназия №140" г. Омска
  2. Вступительное слово Анисимова Светлана Петровна, заместитель директора Регионального центра дистанционного обучения Томского государственного университета
  3. Вступительное слово Мережко Татьяны Константиновны, директора МОУ "Гимназия №140" г. Омска.
  4. Вступительное слово Щегловой Веры Петровны, заместителя директора по научно-методической работе МОУ "Гимназия №56" г. Томска.
    "Слово о гимназии".
  5. Буримова Ирина Ивановна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах гимназии № 56 г. Томска
    "Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе"

Использование ИКТ на различных этапах урока. Использование на уроке мультимедийного курса на CD

  1. Коробейникова Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов гимназии № 140 г. Омска
    "Опыт использования ИКТ на уроках в начальной школе МОУ "Гимназия №140".
  2. Плетнева Марина Семеновна, учитель начальных классов, заведующая кафедрой начальных классов гимназии № 56 г. Томска
    "Конструирование урока и его этапов на основе применения ИКТ. Использование на уроках мультимедийных курсов на CD".

Обсуждение

Уроки с использованием ресурсов сети Интернет и проектная деятельность младших школьников

  1. Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов гимназии № 140 г. Омска
    "Адаптация школьников к современному миру через информационные технологии, применяемые в проектной деятельности"
  2. Брицкая Елена Олеговна, учител начальных классов МОУ "Гимназия №140" г. Омска
    "Место и роль телекоммуникационных проектов в образовательном и воспитательном процессах в начальной школе"
  3. Клесова Надежда Константиновна, учитель информатики, сетевой координатор гимназии №56 г. Томска
    "Роль Интернет-проектов в развития личности младших школьников"

Обсуждение

Междисциплинарная интеграция с использованием ИКТ

  1. Днепровская Лариса Николаевна, учитель начальных классов гимназии № 140 г. Омска
    "Междисциплинарная интеграция с использованием информационных технологий".
  2. Карманова Лариса Владимировна, учитель начальных классов гимназии №56 г. Томска
    "Междисциплинарные связи на уроках с использованием ИКТ в начальной школе"

Обсуждение

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

  1. Бондаренко Евгения Фёдоровна, учитель начальных классов гимназии № 140 г. Омска
    "Развитие социально-коммуникативной и информационной компетентностей младшего школьника"
  2. Пономарева Евгения Александровна, учитель начальных классов гимназии №56 г. Томска
    "ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности"
  3. Салий Елена Борисовна, учитель начальных классов гимназии № 140 г. Омска
    "Игровая модель пришкольно-оздоровительного лагеря "Диво-город".

Подведение итогов

На втором этапе методический семинар по утвержденной программе семинара был проведен для учителей начальной школы Томской области. В работе семинара приняли участие 120 учителей из школ 12 городов и сел Томской области: гимназия № 56 г. Томска, Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2, Первомайский районный ресурсный центр, Средняя общеобразовательная школа г. Кедровый, Молчановский районный ресурсный центр, Ресурсный центр спутниковых информационных технологий г. Стрежевого, Чаинский районный ресурсный центр, Вертикосская средняя общеобразовательная школа Каргасокского района, Александровская средняя общеобразовательная школа, Колпашевский районный ресурсный центр, Парабельский районный ресурсный центр. Свои доклады представили педагоги гимназии № 56 г. Томска, средней общеобразовательной школы № 5 г. Стрежевого, средней общеобразовательной школы № 4 г. Стрежевого, средней общеобразовательной школы № 1 г. Стрежевого, Каргасокской средней общеобразовательной школы № 2.

Проведение методического семинара осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи. Технология видеоконференцсвязи, основанная на использовании сетевых и спутниковых средств связи, позволила, во-первых, охватить значительную педагогическую аудиторию Томской области, которым не нужно выезжать из своего населенного пункта для участия в данном семинаре; во-вторых, общение педагогов из разных школ Томской области осуществлять в режиме реального времени, что позволило непосредственно организовать обсуждение актуальных проблем применения Интернет-технологий на уроках в начальной школе и во внеурочное время. Организация обсуждения моделей уроком и методик использования ИКТ в учебной деятельности в распределенной педагогической аудитории дает большие преимущества тем педагогам, которые проживают в отдаленных населенных пунктах и работают в малокомплектных школах Томской области.

Во время проведения второго этапа семинара были сделаны следующие доклады, а также проведено обсуждение основных вопросов тематики семинара.

Вступительное слово

Анисимова Светлана Петровна, заместитель директора Регионального центра дистанционного обучения Томского государственного университета

Буримова Ирина Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах гимназии № 56 г. Томска

Гунбина Любовь Петровна, директор гимназии № 56 г. Томска

Использование ИКТ на различных этапах урока. Использование на уроке мультимедийного курса на CD

  1. Плетнева Марина Семеновна, учитель начальных классов, заведующая кафедрой начальных классов гимназии № 56 г. Томска
    "Конструирование урока и его этапов на основе применения ИКТ. Использование на уроках мультимедийных курсов на CD".
  2. Бабушкина Светлана Валерьевна, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 1 г. Стрежевого
    "Работа с "Тест-символом" на этапе самоконтроля"

Обсуждение

Уроки с использованием ресурсов сети Интернет и проектная деятельность младших школьников

  1. Быргазова Ирина Сергеевна, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 1 г. Стрежевого
    "ИКТ в проектной деятельности"
  2. Шимякина Ольга Петровна, учитель начальных классов Каргасокской средней общеобразовательной школы № 2, руководитель МО учителей начальных классов
    "Опыт проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов в проектной деятельности"
  3. Клесова Надежда Константиновна, учитель информатики, сетевой координатор гимназии №56 г. Томска
    "Роль Интернет-проектов в развития личности младших школьников"

Обсуждение

Междисциплинарная интеграция с использованием ИКТ

  1. Смирнова Нина Петровна, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 4 г. Стрежевого
    "Междисциплинарная интеграция"
  2. Карманова Лариса Владимировна, учитель начальных классов гимназии №56 г. Томска
    "Междисциплинарные связи на уроках с использованием ИКТ в начальной школе"

Обсуждение

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

  1. Пономарева Евгения Александровна, учитель начальных классов гимназии №56 г. Томска
    "ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности"
  2. Сухоребрик Ольга Владимировна, учитель начальных классов и старшая вожатая Каргасокской средней общеобразовательной школы № 2
    "Опыт применения ИКТ в воспитательном процессе"
  3. Беккер Наталья Владимировна, учитель начальных классов гимназии № 56 г. Томска
    "Уроки "Введение в православную отечественную культуру" в начальной школе"
  4. Пашкова Любовь Константиновна, учитель начальных классов гимназии № 56 г. Томска
    "Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Подведение итогов

Анисимова Светлана Петровна, заместитель директора Регионального центра дистанционного обучения Томского государственного университета

В качестве примеров к семинару были подготовлены методические видеопособия: урок конструирования по теме "Японские оригами в русской сказке" http://www.ido.tsu.ru/nfpk.php?proj=isupport_metod&sp=u1mod, урок граждановедения по теме "Права ребенка", 11 класс http://www.ido.tsu.ru/nfpk.php?proj=isupport_metod&sp=u2mod.

В качестве методических материалов также были использованы мультимедиакурсы на CD, созданные педагогами начальной школы гимназии № 56 г. Томска:

  1. Карманова Л.В., Плетнева М.С. Естествознание: для младших школьников. - Томск, 2002.
  2. Буримова И.И., Пономарева Ж.А. Путешествие в конструирование: для младших школьников. - Томск, 2003.
  3. Беккер Н.В., Пашкова Л.К. Обществознание: для младших школьников. - Томск, 2002.
  4. Беккер Н.В., Пашкова Л.К. Культура речи и общения: для младших школьников. - Томск, 2002.

Описание мультимедиакурсов имеется на сайте Института дистанционного образования ТГУ http://www.ido.tsu.ru/bank.php?cat=1.