Целью специализированных семинаров по коррекционной педагогике является знакомство учителей с методами и приемами коррекционно-развивающего обучения школьников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе и обмен опытом учителей в данной сфере педагогической деятельности. Педагоги всех уровней школьного образования Томской области, работающие с детьми с задержкой психического развития, получают возможность во время специализированных семинаров в области коррекционной педагогики, проводимых ведущими специалистами специализированных коррекционных школ г. Томска, познакомиться с методами и приемами работы с такими школьниками, а также поделиться собственным опытом и принять участие в обсуждении проблем обучения школьников с особенностями психического развития.

Первый специализированный семинар по проблемам коррекционной педагогики был посвящен вопросам организации коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов по данным исследований в 50% случаев связана с временной задержкой психического развития. Для таких детей характерно недоразвитие форм познавательной деятельности, недостаточный уровень учебной мотивации, сниженная работоспособность, нарушение эмоционально-волевой сферы.

При наличии детей с ЗПР в классе учителям необходимо решать на уроке не только образовательные и воспитательные задачи, но и корректировать недостатки развития.

Целью данного семинара являлось знакомство учителей с методами и приемами коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.

Задачи семинара:

1) накопление у учителей теоретических знаний методов и приемов коррекционно-развивающего обучения младших школьников;

2) приобретение умений по организации коррекционно-развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Семинар состоял из 3 модулей, которые были разнесены по времени их проведения и каждый из которых был посвящен обсуждению определенной темы в рамках заявленной общей тематики. В работе семинара приняли участие 40 учителей из 8 школ (Парабельская гимназия, Парабельская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Образцова, Молчановская средняя общеобразовательная школа №1, Молчановская средняя общеобразовательная школа №2, Наргинская средняя общеобразовательная школа Молчановского района, Колбинская средняя общеобразовательная школа Молчановского района, Соколовская средняя общеобразовательная школа Молчановского района, Могочинская средняя общеобразовательная школа Молчановского района) двух районов Томской области - Парабельского и Молчановского. Проводила семинар учитель-олигофренопедагог высшей категории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 59 VIII вида г. Томска Кистенева Р.А. Предлагаемые на семинаре материалы для обсуждения являются обобщением опыта работы педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 VIII вида г.Томска.

Проведение специализированного семинара осуществлялось в режиме видеоконференцсвязи. Данная технология, основанная на использовании сетевых и спутниковых средств связи, позволила, во-первых, охватить значительную педагогическую аудиторию, которым не нужно выезжать из своего населенного пункта для участия в данном семинаре; во-вторых, общение педагогов и ведущего специалиста осуществлять в режиме реального времени, что позволило непосредственно организовать обсуждение актуальных проблем и задать вопросы ведущему специалисту. Организация обсуждения по проблемам коррекционной педагогики в распределенной аудитории дает большие преимущества педагогам, особенно из отдаленных и малокомплектных школ Томской области.

В качестве методического сопровождения для проведения семинара был подготовлен комплект презентационных материалов, видеофрагментов - отснятые учебные ситуации на уроках, которые провели учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 59 VIII вида г. Томска. Во втором модуле семинара был использован мультимедиакурс "Знакомство с геометрическими фигурами", автором которого является Р.А. Кистенева http://www.ido.tsu.ru/bank.php?course=87 (мультимедиакурс был создан в ИДО ТГУ в 2003 г.). Курс ориентирован на детей дошкольного возраста и детей с нарушением интеллектуального развития.

Все участники семинара прошли регистрацию в автоматизированной системе сопровождения и управления дистанционным учебным процессом http://ido.tsu.ru/learning/, что позволило собрать сведения о каждом участнике семинара и иметь представление о профессиональной сфере деятельности педагога. Кроме этого, для каждого учителя, участвующего в семинаре, стала доступна контактная информация коллег-участников, что позволило в перерывах между модулями семинара проводить индивидуальную работу участников между собой и специалистов специализированной коррекционной общеобразовательной школы № 59 VIII вида г. Томска по обсуждаемым проблемам.

Для обсуждения на семинаре были предложены следующие темы.

Модуль 1. Характеристика детей с задержкой психического развития. Организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции познавательных способностей младших школьников с ЗПР

В обсуждении были затронуты такие вопросы, как: категории детей с особыми образовательными потребностями: умственно отсталые (УО), с задержкой психического развития (ЗПР), педагогически запущенные дети; виды задержки; причины задержанного развития. Особое внимание было уделено обсуждению особенностей познавательной деятельности детей с задержкой развития, задачам коррекционной педагогики, принципам коррекционно-развивающего обучения.

Во второй половине модуля по организации коррекционно-развивающих занятий по коррекции познавательных способностей младших школьников с ЗПР была рассмотрена модифицированная коррекционно-развивающая программа (авт. О.Холодова) для 2-4-х классов детей с ЗПР, а также методика проведения коррекционных занятий по развитию познавательных способностей детей.

Модуль 2. Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР

В обсуждении темы затронуты вопросы.

  • Причины возникновения трудностей у младших школьников при обучении математике.
  • Исправление недостатков развития через систему коррекционных упражнений.
  • Использование компьютерных обучающих программ для развития познавательной активности на уроках математики.

Модуль 3. Коррекционная направленность уроков чтения и русского языка при работе с детьми с ЗПР

В обсуждении заявленной тематики были затронуты следующие вопросы.

  • Причины возникновения трудностей при обучении чтению и письму.
  • Задачи коррекции недостатков развития при обучении чтению и русскому языку.
  • Пропедевтический период.
  • Отработка навыков чтения в букварный период, формирование умений грамотного письма.
  • Коррекционно-развивающие технологии Г.Г. Мисаренко при работе с предложением.