Основные направления научной деятельности

  • Проведение НИР по направлению "Новые формы и технологии в образовании"
  • Разработка концептуальных основ системы открытого и дистанционного образования
  • Организация системы подготовки кадров и повышения квалификации специалистов в области открытого и дистанционного образования
  • Разработка и создание систем управления учебным процессом
  • Учебно-методическое и технологическое обеспечение образовательных программ
  • Разработка и создание дидактических средств для системы открытого и дистанционного образования
  • Обобщение и распространение передового опыта вузов в области открытого и дистанционного образования   

Институт дистанционного образования проводит и принимает участие в разных мероприятиях, тематика которых связана с дистанционным обучением, информационными технологиями в образовании: всероссийские и международные научно-практические конференции, симпозиумы, форумы, семинары, вебинары, выставки и т.д.

Наши проекты

На базе Института дистанционного образования ТГУ выполняются различные научно-практические и научно-методические проекты:

  1. Проект НФПК «Развитие заочной физико-математической школы ТГУ, ведущей заочную учебную работу со школьниками» (2006–2008 гг.). В рамках проекта разработано научно-методическое обеспечение деятельности заочной физико-математической школы (ЗФМШ), учебные и методические материалы по базовым и элективным учебным программам ЗФМШ, создан web-сайт ЗФМШ, организована совместная деятельность школьников и педагогов, в том числе в системе «коллективный ученик», в единой образовательной информационной среде.
  2. Проект НФПК «Развитие заочной школы «Юный химик» ТГУ, ведущей заочную учебную работу со школьниками» (2006–2008 гг.). Проект направлен на оказание качественных и эффективных образовательных услуг по естественнонаучному направлению, индивидуальную и творческую подготовку выпускников, привлечение талантливой молодежи в ТГУ. В рамках проекта разработаны учебно-методические материалы, созданы электронные учебно-методические комплекты, включающие теоретический материал, тренажеры, тестирующие компоненты, задачники и т.д.; создан web-сайта школы «Юный химик» ТГУ, организованы переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
  3. Проект НФПК «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» (2006–2008 гг.). Разработаны дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий, методики применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, сетевые учебно-методические комплексы; обучены более 600 учителей Томской области; созданы: web-страница «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», база данных методических материалов для педагогов в области ИКТ в образовании, физики, математики, химии.
  4. Проект НФПК «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ-компетентности» (2006–2008 гг.). Организовано повышение квалификации более 2300 работников общего образования и начального профессионального образования Томской области; в регионе развернута система поддержки процесса подготовки и повышения квалификации различных категорий работников образования в области использования ИКТ.
  5. Проект «Методология качественного совершенствования системы обучения и воспитания учащейся молодежи, руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием по вопросам обеспечения БЖД в КС и ЧС» (2006–2008 гг.). Разработана методика формирования автоматизированной тренажерно-обучающей системы мультимедийных учебно-методических комплексов для различных категорий учащихся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях. Разработаны и апробированы 4 программы ПК для специалистов и руководителей образовательных учреждений и органов управления по вопросам защиты от существующих рисков террористического, природного и техногенного характера. Разработан расчетно-программный комплекс для численного моделирования переноса примеси в атмосферном пограничном слое над ограниченной поверхностью.
  6. Проект «Разработка и апробация модели познавательного телевидения как средства непрерывного образования детей и взрослых» (2008 г.). Проведен анализ современного состояния телевизионного вещания для детей и взрослых, разработана концепция познавательного телевидения. На основе разработанной программы повышения квалификации подготовлены региональные команды из 10 регионов. Разработаны и представлены на 10 региональных телевизионных каналах 11 телевизионных познавательных программ, а так же 10 пилотных телевизионных познавательных программ, созданных региональными командами. Организовано Интернет-сопровождение продвижения познавательного телевидения для детей и взрослых.
  7. Проект «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий» (2008–2010 гг.). Разработана модель формирования сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий. Созданы Ресурсные центры повышения квалификации (РЦПК) на базе 6-ти ведущих инновационных вузов РФ. Созданы база данных программ ПК, разработанных инновационными вузами РФ, и web-сайт проекта. Подготовлен персонал по вопросам повышения квалификации для работы в сетевой распределенной структуре повышения квалификации. Разработаны 28 совместных программ ПК, в создании которых принимали участие специалисты из 19-ти вузов РФ. Обучение по 28-ми совместным программам ПК прошли более 750 преподавателей и научных сотрудников.
  8. Комплексный проект модернизации образования в Томской области (КПМО) (2008–2009 гг.). Разработана сетевая программа повышения квалификации участников управленческих команд общеобразовательных учреждений (обучились более 80 человек).
  9. Проект «Разработка и апробация программы опережающей профессиональной переподготовки кадров и учебно-методического комплекса (далее – «УМК»), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» в области многопрофильного производства пористых наноструктурных неметаллических неорганических покрытий» (2010–2011 гг.). Проведен анализ потребностей проектных компаний ГК «Роснанотех», реализующих инвестиционные проекты в области многопрофильного производства пористых наноструктурных неметаллических неорганических покрытий в Томской области, разработаны образовательная программа профессиональной переподготовки «Методы и технологии формирования межфазных границ и наноструктурных неметаллических полифункциональных покрытий» и учебно-методический комплекс.
  10. «Организационно-аналитическое сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (по соглашению с Департаментом общего образования Томской области) (2009–2010 гг.). В 2009 г. ТГУ стал базовым вузом по организации повышения квалификации учителей Томской области для работы с детьми с ограниченными возможностями. В рамках проекта совместно со специалистами ТОИПКРО и ОЦ «Школьный университет» разработана программа повышения квалификации «Особенности организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
  11. Комплексный проект «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах» (2011–2013 гг.). Работы выполняются по 5-ти направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, физическое, математическое и гуманитарное. В рамках проекта выполнены следующие работы:
    • Разработаны 10 моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования с учетом специфики учебных программ и направлений деятельности высших учебных заведений, направленных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ (ДШ) при ТГУ.
    • Разработан комплект проектов нормативных документов, обеспечивающих функционирование системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования.
    • При ТГУ созданы 5 дистанционных школ.
    • Разработаны 10 модульных программ обучения преподавателей и специалистов высшего и общего образования по работе с одаренными детьми и подростками и 20 образовательных программ по развитию одаренности у детей и подростков в области гуманитарных, физических, математических, химико-биологических и естественных наук.
    • Заключены договоры о сотрудничестве с более 60 общеобразовательными учреждениями г. Томска и Томской области.
    • Проведены межрегиональные интернет конкурсы для школьников и педагогов.
  12. Проект по разработке электронного образовательного модуля «Формирование наноструктурных неметаллических неорганических покрытий с заданными свойствами» для Роснано (2012 г.). Разработаны компьютерный тренажерный комплекс «Информационно-измерительный микроплазменный комплекс для формирования наноструктурных неметаллических неорганических покрытий с заданными свойствами»; проект технического задания системы дистанционного обучения «Е-тьютор».

В научной работе ИДО участвуют студенты и аспиранты университета, специализирующиеся в области информационных технологий. Тематика кандидатских диссертаций определяется основными направлениями деятельности института.

Ответственный за информацию: О.М. Бабанская
тел. (3822) 529-494, e-mail: babanskaya@ido.tsu.ru