Томский государственный университет
Институт дистанционного образования

Заочная

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА




Мониторинг


Декабрь 2010 - май 2011

Условия проведения мониторинга

Учащимся заочных школ было предложено ответить на вопросы, касающиеся качества образовательных услуг, предоставляемых в заочной физико-математической школе (ФМШ) по программам довузовской подготовки и профильного обучения. Целью мониторинга на данном этапе исследований было определено выявление динамики изменения качества учебного процесса и образовательных программ, содержание и методическое сопровождение которых совершенствовались с учетом результатов предыдущих этапов мониторинговых исследований.
В 2011 закончили обучение в заочной физико-математической школе Томского государственного университета 62 школьника из 45 средних общеобразовательных учреждений 40 населенных пунктов Томской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Республик Алтай, Чувашия, Якутия (Саха), Хакасия, Ханты-Мансийского автономного округа, а также Казахстана.
Обучение в заочной физико-математической школе Томского государственного университета ведется по двум направлениям – довузовская подготовка (по двум предметам – математика и физика) и открытая профильная школа.
По направлению довузовской подготовки  прошли обучение 12 учащихся 11-х классов. По программам профильного обучения 40 учеников 8-11-х классов.

Результаты мониторинга

В мониторинге качества обучения в заочной физико-математической школе всего приняли участие 57 учащихся (в том числе, 46 учащихся по направлению довузовской подготовки и 11 учащихся открытой профильной школы), что составило 43 % от общего числа обучающихся в заочной школе.
Мониторинг осуществлялся сотрудниками института дистанционного образования Томского государственного университета в соответствии с Методикой оценки качества образовательных программ и ресурсов в заочных школах Томского государственного университета, разработанной в рамках настоящего проекта в ИДО ТГУ.
Мониторинг оценки качества образовательных программ и ресурсов позволил проанализировать работу заочной физико-математической школы в соответствии с критериями качества по ряду позиций.
Показатели качества условий:

  • мотивация поступления в заочную школу;
  • условия обучения в заочной школе.

Показатели качества процессов:

  • качество учебных материалов;
  • занятость учащихся во внеурочное время.

Показатели качества результатов:

  • динамика успеваемости учащихся;
  • желаемые учащимися профессиональные перспективы на будущее.

Мотивация поступления в заочную школу
Из 57 опрошенных школьников заочной физико-математической школы все без исключения отметили, что хотели бы углубить знания в области изучаемых предметов. Больше половины опрошенных человек считают, что обучение в заочной школе способствует их поступлению в Томский государственный университет. А трое школьников указали, что учатся здесь по настоянию учителей.


Условия обучения в заочной школе
Под условиями обучения понимается, во-первых, возможность обучения в школе и в домашних условиях, что предполагает наличие в обязательном порядке компьютерных классов с выходом в Интернет в школе и компьютера, также с выходом в Интернет, дома у учащегося. Все школы, на базе которых ведется обучение в заочных школах, являются ресурсными центрами, оснащенными необходимым оборудованием и имеющих выход в Интернет. Кроме этого, как показал опрос, большинство учащихся в домашних условиях имеют возможность обучаться в заочных школах, что становится возможным благодаря наличию компьютера, подключенного к сети Интернет. Благодаря этому подавляющее большинство учащихся (48% - по направлению довузовской подготовки «Математика», 67% - по направлению довузовской подготовки «Физика», 48% - по программам профильного обучения) выполняют контрольные задания заочной школы дома, значительная часть ребят – и дома и в школе, и лишь 5% обучающихся по программе довузовской подготовки «Математика»  и 4% по программе профильного обучения – только в школе (рисунки 1, 2, 3).

1 Дома = 48 %
2 В школе = 4 %
3 Дома и в школе = 48 %

 

 

Рисунок 1 – Место выполнения контрольных заданий учащимися заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Математика»

1 Дома = 67 %
2 В школе = 0 %
3 Дома и в школе = 33 %

Рисунок 2 – Место выполнения контрольных заданий учащимися заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Физика»

1 Дома = 48 %
2 В школе = 4 %
3 Дома и в школе = 48 %

Рисунок 3 – Место выполнения контрольных заданий учащимися заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

Необходимо отметить, что возможность доступа в Интернет позволяет использовать сетевые учебные ресурсы для подготовки к урокам. И, как показывают мониторинговые исследования, практически все учащиеся используют материалы сети Интернет в учебных целях, чего ранее не наблюдалось.
Во-вторых, под условиями обучения имеется в виду и возможность общения в необходимом объеме учащегося заочной школы с преподавателем ТГУ, так как обучение является процессом диалогическим по своей сути. Общение в заочной школе с преподавателем осуществляется с помощью таких Интернет-технологий, как электронная почта, чат и видеоконференцсвязь. Мониторинг показал, что более половины учащихся удовлетворены тем объемом общения с преподавателем, который предусмотрен программой обучения, однако треть опрошенных учащихся заочной школы по программам довузовской подготовки желали бы увеличить время общения с преподавателем по всем предложенным технологиям.
Результаты мониторинга позволили сделать вывод, что большинство учащихся старается выполнять все задания самостоятельно (68%). Остальные указали, что иногда обращаются за помощью к учителям, родителям, одноклассникам.
В-третьих, важной составляющей учебного процесса является общение учащихся друг с другом внутри распределенной группы. Ответы ребят показали, что оно до сих пор минимизировано. Лишь 11% учащихся общаются со своими одногруппниками по электронной почте, телефону и посредством технологии чат. Это можно объяснить тем, что культура сетевого общения в среде учащихся еще только формируется.


Качество учебных материалов
Школьникам предлагалось ответить на вопросы, связанные с качеством учебно-методических комплексов (УМК), составляющих основу содержательной части программ. Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в предметной области с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля. Для достижения максимального эффекта обучения информация представлена в различных формах: видеоуроки, а также интерактивные мультимедиакурсы.
На вопрос о степени новизны изучаемого материала, 17 % учащихся заочной школы по программе довузовской подготовки «Физика», а также 10% школьников, занимающихся по программе «Математика» и 35 % учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения отметили, что данный материал уже изучали на школьных уроках или он знаком им по книгам, журналам, телепередачам. Для остальных материал является новым (рисунки 4, 5, 6).

1 Почти весь материал является для меня новым = 23 %
2 Большая часть материала уже изучалась мною на школьных уроках = 67 %
3 Значительная часть материала уже знакома мне по книгам, журналам, телепередачам и другим источникам = 10 %

Рисунок 4 – Оценка степени новизны содержания УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Математика»

 

1 Почти весь материал является для меня новым = 0 %
2 Большая часть материала уже изучалась мною на школьных уроках = 83 %
3 Значительная часть материала уже знакома мне по книгам, журналам, телепередачам и другим источникам = 17 %

Рисунок 5 – Оценка степени новизны содержания УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Физика»

1 Почти весь материал является для меня новым = 48 %
2 Большая часть материала уже изучалась мною на школьных уроках = 17 %
3 Значительная часть материала уже знакома мне по книгам, журналам, телепередачам и другим источникам = 35 %

Рисунок 6 – Оценка степени новизны содержания УМК учащимися заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

 

В оценке доступности изложения материалов УМК учащиеся не пришли к единому мнению: 48 % школьников программы довузовской подготовки «Математика» и 30 % ребят, обучающихся по программам профильной подготовки все понятно. Также учебно-методические материалы не вызывают вопросов и у 17% учащихся программы довузовской подготовки «Физика». Остальным же для полного усвоения нового материала требуются дополнительные пояснения. Однако 4% обучающихся по программе профильной подготовки отметили, что материал излагается сложно и непонятно (рисунки 7, 8, 9).

1 Все понятно = 48 %
2 Материал излагается сложно и непонятно = 0 %
3 Часть изучаемого материала требует дополнительных объяснений = 52 %

Рисунок 7 – Оценка доступности изложения материала комплектов УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Математика»

 

1 Все понятно = 17 %
2 Материал излагается сложно и непонятно = 0 %
3 Часть изучаемого материала требует дополнительных объяснений = 83 %

Рисунок 8 – Оценка доступности изложения материала комплектов УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Физика»

1 Все понятно = 30 %
2 Материал излагается сложно и непонятно = 4 %
3 Часть изучаемого материала требует дополнительных объяснений = 66 %

Рисунок 9 – Оценка доступности изложения материала комплектов УМК учащимися заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

 

 

В оценке значимости работы с учебно-методическими комплексами большинство учащихся отметили, что смогли пополнить и углубить свои знания по ряду тем. Треть школьников в процессе обучения узнали много новых понятий и терминов. 34 % учащихся заочной школы по программе довузовской подготовки «Физика» научились решать задачи повышенной сложности, а значительному количеству ребят изучение УМК помогло систематизировать и упорядочить школьные знания (рисунки 10, 11, 12).

1 Я узнал(а) много новых понятий и терминов = 14 %
2 Я научился (научилась) решать задачи повышенной сложности = 5 %
3 Я пополнил(а) и углубил(а) свои знания по ряду тем = 76 %
4 Изученный материал помог мне систематизировать и упорядочить школьные знания = 5 %

 

Рисунок 10 – Оценка значимости работы с УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Математика»

1 Я узнал(а) много новых понятий и терминов = 0 %
2 Я научился (научилась) решать задачи повышенной сложности = 34 %
3 Я пополнил(а) и углубил(а) свои знания по ряду тем = 33 %
4 Изученный материал помог мне систематизировать и упорядочить школьные знания = 33 %

Рисунок 11 – Оценка значимости работы с УМК учащимися заочной школы по программе довузовской подготовки «Физика»

1 Я узнал(а) много новых понятий и терминов = 30 %
2 Я научился (научилась) решать задачи повышенной сложности = 9 %
3 Я пополнил(а) и углубил(а) свои знания по ряду тем = 35 %
4 Изученный материал помог мне систематизировать и упорядочить школьные знания = 26 %

Рисунок 12 – Оценка значимости работы с УМК учащимися заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

Большая часть опрошенных (86% учащихся заочной школы по направлению довузовской подготовки «Математика» и 50% - по направлению «Физика», а также 70% по программам профильного обучения) склоняется к мнению, что электронные тексты, иллюстрации, видеовставки, используемые преподавателями, помогают лучше усвоить содержание материала. Некоторым школьникам кажется, что преподаватели используют недостаточно иллюстративного материала, необходимого для более полного усвоения и понимания материала. Однако 33% ребят, обучающихся по программе довузовской подготовки «Физика», считают, что используемый преподавателями иллюстративный материал кажется лишним и отвлекает от сути урока (рисунки 13, 14, 15).

1 Электронные тексты, иллюстрации, видеовставки используются преподавателями и помогают лучше усвоить содержание материала = 86 %
2 Преподаватели используют недостаточно иллюстративного материала для более полного усвоения и понимания материала = 14 %
3 Используемый преподавателями иллюстративный материал кажется лишним и отвлекает от сути урока = 0 %

Рисунок 13 – Оценка использования наглядного материала учащимися заочной школы
по программе довузовской подготовки «Математика»

1 Электронные тексты, иллюстрации, видеовставки используются преподавателями и помогают лучше усвоить содержание материала = 50 %
2 Преподаватели используют недостаточно иллюстративного материала для более полного усвоения и понимания материала = 17 %
3 Используемый преподавателями иллюстративный материал кажется лишним и отвлекает от сути урока = 33 %

Рисунок 14 – Оценка использования наглядного материала учащимися заочной школы
по программе довузовской подготовки «Физика»

1 Электронные тексты, иллюстрации, видеовставки используются преподавателями и помогают лучше усвоить содержание материала = 70 %
2 Преподаватели используют недостаточно иллюстративного материала для более полного усвоения и понимания материала = 26%
3 Используемый преподавателями иллюстративный материал кажется лишним и отвлекает от сути урока = 4 %

Рисунок 15 – Оценка использования наглядного материала учащимися
заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

 

Большинство школьников оценили в целом качество наглядного материала учебно-методических комплексов как хорошее, треть учащихся заочной школы по направлению довузовской подготовки «Математика» и программам профильного обучения поставили оценку «удовлетворительно», а также 5% учащихся по направлению довузовской подготовки «Математика» и 9%  по программам профильного обучения поставили оценку «неудовлетворительно» (рисунки 16, 17, 18).


1 Хорошее = 71 %
2 Удовлетворительное = 24 %
3 Неудовлетворительное = 5 %

Рисунок 16 – Оценка в целом качества наглядного электронного материала
(иллюстраций, карт, текста слайдов, видеовставок и др.) учащимися заочной школы
по программе довузовской подготовки «Математика»

1 Хорошее = 100 %
2 Удовлетворительное = 0 %
3 Неудовлетворительное = 0 %

Рисунок 17 – Оценка в целом качества наглядного электронного материала
(иллюстраций, карт, текста слайдов, видеовставок и др.) учащимися заочной школы
по программе довузовской подготовки «Физика»

 

              

 

 

 

 

 

1 Хорошее = 61 %
2 Удовлетворительное = 30 %
3 Неудовлетворительное = 9%

Рисунок 18 – Оценка в целом качества наглядного электронного материала
(иллюстраций, карт, текста слайдов, видеовставок и др.) учащимися
заочной физико-математической школы по программам профильного обучения

По вопросу «Какие, по Вашему мнению, особенности УМК препятствовали полноценному освоению материала?» мнения ребят разошлись: 67% учащихся по направлению довузовской подготовки «Математика» 50% - по направлению «Физика» и 22% - по программам профильного обучения отметили, что им ничего не препятствовало для усвоения знаний. 10% первых и 4% последних указали на недостаточную структурированность материала. На недостаточное количество иллюстративного материала в УМК пожаловались 17% учащихся по программе довузовской подготовки «Физика». 17%  школьников, обучающихся по программам профильного обучения недовольны отсутствием заданий на закрепление материала и проверки знаний. 24% учащихся по программе «Математика» отметили сложный для понимания язык и стиль написания. А четверо из ребят считают, что в предложенном для изучения УМК не продуман интерфейс.
Как показали мониторинговые исследования, за разъяснением непонятных вопросов по тематике изучаемых курсов к преподавателям заочных школ обращались учащиеся по программам довузовской подготовки  «Математика» -  38%,  «Физика» -  33%, и по программам профильного обучения – 48%. Остальные школьники изучали материал самостоятельно.
Среди преимуществ УМК ребята отмечают, что материал излагается понятно и доходчиво. С помощью предложенных комплексов они смогли систематизировать уже имеющиеся знания и получить новые, необходимые для сдачи единого государственного экзамена. Главный же недостаток УМК – это отсутствие «живого» общения с преподавателем. Также один из школьников отметил, что в изучаемом материале присутствуют не все темы, включенные в ЕГЭ.
На вопрос «Какие УМК Вам понравились?» большинство учащихся не смогли выделить какие-либо отдельно. Но в числе лучших были названы следующие: видеоуроки по математике (О.М. Биматова), «Молекулярная физика» (А.А. Воронцов), «Информатика» (Каминская Е.В.) и «Астрономия» (В.П. Титаренко).
Среди УМК и отдельных тем, изучение которых было сложным, ребята отметили «Тригонометрию» (В.Р. Лазарев), «Оптику», «Электростатику» и «Динамику» (А.А. Воронцов).
Большинство опрошенных школьников ЗФМШ считают, что работа с виртуальным лабораторным практикумом (или практическими заданиями) помогла им закрепить полученные теоретические знания. Однако некоторые ребята отметили, что лабораторные и практические задания не способствовали закреплению теоретического материала (рисунки 19, 20, 21).


1 Да = 19%
2 Скорее да = 67%
3 Скорее нет = 14%
4 Нет = 0%

Рисунок 19 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Математика» на вопрос «Помогла ли Вам работа с виртуальным лабораторным практикумом (или практическими заданиями) закрепить полученные теоретические знания?»

1 Да = 33%
2 Скорее да = 34%
3 Скорее нет = 33%
4 Нет = 0%

Рисунок 20 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Физика» на вопрос «Помогла ли Вам работа с виртуальным лабораторным практикумом (или практическими заданиями) закрепить полученные теоретические знания?»

1 Да = 57%
2 Скорее да = 26%
3 Скорее нет = 13%
4 Нет = 4%

Рисунок 21 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения на вопрос «Помогла ли Вам работа с виртуальным лабораторным практикумом (или практическими заданиями) закрепить полученные теоретические знания?»

66% школьников использовали УМК для углубления знаний в области изучаемого предмета, 37% - для выполнения практических заданий, а 18-ти % учащихся материалы УМК помогают при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.


Занятость учащихся во внеурочное время
Мониторинг показал, что в среднем у учащихся ЗФМШ по направлению довузовской подготовки на просмотр видеолекций, занятия с УМК и выполнение заданий уходит около 14 часов в неделю, а у учащихся по программам профильного обучения – около 5 часов в неделю.
На вопрос «В каких кружках и секциях Вы еще занимаетесь?» больше половины школьников ответили, что посещают спортивные секции (баскетбол, настольный теннис,  волейбол, бокс, легкая атлетика, плавание), несколько человек указали в данной графе школьные факультативы по различным предметам (физика, математика, русский язык, информатика, психология), несколько человек занимается вокалом, семь человек посещают танцевальный кружок и три увлекается моделированием одежды. Значительная часть опрошенных никакие кружки и секции не посещают, объясняя это отсутствием свободного времени.


Динамика успеваемости учащихся
Динамика успеваемости учащихся заочной физико-математической школы по ряду предметов представлена на рисунках 22-29.



                        2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год

Рисунок 22 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по алгебре учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки (11 класс)


                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 23 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по алгебре учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения (9 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 24 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по геометрии учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки (11 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 25 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по геометрии учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения (9 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 26 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по физике учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки (11 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 27 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по физике учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения (9 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 28 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по информатике учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки (11 класс)


                                               2007-2008 учебный год                   2008-2009 учебный год


Рисунок 29 – Динамика качественной успеваемости (усредненная оценка) в школе по информатике учащихся заочной физико-математической школы по программам профильного обучения (9 класс)

Графики, представленные на рисунках 22-29, показывают в целом стабильную картину успеваемости школьников 9-х и 11-х классов, которые в 2008-2009 учебном году поступили в заочную физико-математическую школу.
По собственному мнению большинства детей, обучение в заочной школе позволило улучшить успехи в школьных предметах. Однако 10% обучающихся по программе довузовской подготовки «Математика», 17% обучающихся по программе довузовской подготовки «Физика»  и 4% учащихся по программам профильного обучения так не считают (рисунки 30, 31, 32).

1 Да = 90%
2 Нет = 10%

Рисунок 30 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Математика» на вопрос «Помогли ли Вам занятия в заочной школе улучшить свои успехи в школьных предметах?»

1 Да = 83%
2 Нет = 17%

Рисунок 31 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы по направлению довузовской подготовки «Физика» на вопрос «Помогли ли Вам занятия в заочной школе улучшить свои успехи в школьных предметах?»

1 Да = 96%
2 Нет = 4%

Рисунок 32 – Ответы учащихся заочной физико-математической школы
по программам профильного обучения на вопрос
«Помогли ли Вам занятия в заочной школе улучшить свои успехи в школьных предметах?»

Желаемые учащимися профессиональные перспективы на будущее
Ответы на вопрос о жизненных перспективах после школы были получены самые разные. Подавляющим большинством опрошенных школьников данный пункт анкеты был воспринят как вопрос о будущей профессиональной деятельности. Самая популярная профессия, которой хотели бы овладеть многие ребята, - юрист. Называются также профессии экономиста, учителя, программиста, специалиста по гостиничному бизнесу и туризму. Есть ребята, которые хотели бы реализовать себя в нефтяной отрасли. Значительная часть учащихся еще не определились с будущей профессиональной деятельностью. Треть опрошенных отметили, что станут студентами.

Выводы

В результате проведенных мониторинговых исследований качества обучения в заочной физико-математической школе можно сделать следующие выводы:

  • Свое поступление в заочную школу значительное количество учащихся мотивировали тем, что хотели бы углубить знания в области изучаемых предметов. И еще одна причина – поступление в вуз на приоритетное направление. Следует отметить, что на протяжении всех этапов проведения мониторинговых исследований причины поступления в заочную школу остаются у разных детей одними и теми же.
  • Результаты мониторинга показали, что большинство школьников сельской местности имеют возможность обучаться в заочной школе в домашних условиях благодаря наличию компьютера, подключенного к сети Интернет (еще 2,5 года назад выход во всемирную сеть имели лишь единицы). Доступ к ресурсам глобальной сети позволяет им использовать сетевые материалы при подготовке к занятиям, общаться с преподавателями по электронной почте, а также принимать участие в чат-консультациях. Однако следует отметить, что общение учащихся друг с другом внутри распределенной группы до сих пор минимизировано. Лишь четверть учащихся общаются со своими одногруппниками по электронной почте, телефону и посредством технологии чат. Тем не менее, этот показатель увеличился почти в 2 раза по сравнению с предыдущими этапами. Культура сетевого общения в среде учащихся находится на стадии формирования, но имеет тенденции к постепенному развитию.
  • Качественная успеваемость школьников, поступивших в заочную физико-математическую школу в 2008-2009 гг., остается стабильной, а сами учащиеся отмечают, что занятия по программам заочной школы позволили им улучшить успехи в школьных предметах и усилили интерес к изучаемым наукам.
  • Учебно-методические комплексы, предлагаемые школьникам заочной физико-математической школы, подавляющему большинству учащихся представляются понятными, содержательными и интересными. Однако для значительной части учащихся предлагаемый материал не является новым и уже изучался ими на школьных уроках или знаком по книгам, журналам, телепередачам.
  • Работа с учебно-методическими комплексами большинству учащихся помогла пополнить и углубить свои знания по ряду тем, а также систематизировать и упорядочить школьные знания. Треть школьников в процессе обучения узнали много новых понятий и терминов. Многие научились решать задачи повышенной сложности.
  • Материал учебно-методических комплексов в основном школьникам понятен и не требует дополнительных пояснений. Однако некоторые ребята отметили, что для более полного усвоения информации им необходима консультация с преподавателем по ряду изучаемых тем.
  • Большая часть опрошенных склоняется к мнению, что электронные тексты, иллюстрации, видеовставки, используемые преподавателями, помогают лучше усвоить содержание материала. Некоторым школьникам кажется, что преподаватели используют недостаточно иллюстративного материала, необходимого для более полного усвоения и понимания материала. Также среди опрошенных есть ребята, считающие используемый преподавателями иллюстративный материал лишним и отвлекающим от сути урока.
  • Большинство школьников оценили в целом качество наглядного материала учебно-методических комплексов как хорошее. Остальные поставили оценку «удовлетворительно».
  • Полноценному усвоению материала некоторым ребятам мешала недостаточная структурированность материала, отсутствие заданий на закрепление материала и проверки знаний, сложный для понимания язык и стиль написания. Часть школьников отметили недостаточное количество иллюстративного материала. Однако практически все учащиеся считают, что материал излагается понятно и доходчиво. С помощью предложенных комплексов они смогли получить знания, необходимые для сдачи единого государственного экзамена. Главный же недостаток УМК – это отсутствие «живого» общения с преподавателем.
  • Большинство опрошенных школьников ЗФМШ считают, что работа с виртуальным лабораторным практикумом (или практическими заданиями) помогла им закрепить полученные теоретические знания. Однако некоторые ребята отметили, что лабораторные и практические задания не способствовали закреплению теоретического материала.
  • Ответы на вопросы, касающиеся диалога учащихся с преподавателем, позволили сделать вывод о том, что больше половины учащихся удовлетворены тем объемом общения с преподавателем, который предусмотрен программой обучения. Однако треть опрошенных учащихся заочной школы по программам довузовской подготовки желали бы увеличить время общения с преподавателем по всем предложенным технологиям для того, чтобы прояснить для себя все непонятные моменты, задать интересующие вопросы и узнать дополнительную информацию по изучаемой теме. Более эффективной школьниками признается технология видеоконференцсвязи.
  • Выбор своей будущей профессиональной деятельности большинство учащихся так или иначе связывают с направлением, по которому они обучаются в заочной школе. Таким образом, уже сейчас школьники имеют возможность благодаря обучению в заочной школе определять для себя перспективы на будущее.
  • Большинство учащихся во внеурочное время помимо занятий в заочной школе посещают различные спортивные секции, факультативные занятия по школьным предметам, разнообразные кружки, что говорит о наличии стремления в среде сельских школьников к преумножению своих знаний, а также к активному отдыху и полезному времяпрепровождению.

Результаты проведения пятого этапа мониторинга дали возможность проследить динамику изменения качества программ и ресурсов заочной физико-математической школы ТГУ. В целом качество учебного материала оценивается школьниками – непосредственными потребителями – как хорошее. Кроме того, мониторинг объективно показал успехи у учащихся заочных школ по предметам, которые они изучают дополнительно в заочной школе.
Мониторинговые исследования качества образовательных программ и ресурсов заочной физико-математической школы ТГУ позволят внести необходимые коррективы в организацию обучения и содержание учебных программ, а также устранить недостатки, выявленные по результатам проведения мониторинга

© 2006-2009 Томский государственный университет Томский государственный университет  Институт дистанционного образования  Национальный фонд подготовки кадров