Томский государственный университет
Институт дистанционного образования

Заочная

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА




История


Томская физико-математическая школа (ТФМШ) при Томском государственном университете создана в 1971 г. по инициативе академика В.Е. Зуева, председателя Томского филиала Сибирского отделения РАН, директора института оптики атмосферы СО РАН.

Цель создания ТФМШ - отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности.

В структуре ФМШ были открыты:

  • Заочная физико-математическая школа (ЗФМШ);
  • Вечерняя физико-математическая школа (ВФМШ);
  • Летняя физико-математическая школа (ЛФМШ).

С 1971 г. начала работать ВФМШ, в 1972 г. - ЛФМШ, куда приглашаются учащиеся ВФМШ и ЗФМШ, а также победители районных и городских олимпиад по физике и математике. В 2005 г. состоялась 29-я по счету ЛФМШ, которая проходила на базе ДОЛ "Факел" в 30 км от г. Бийска Алтайского края. В ее работе приняли участие 135 школьников Западно-Сибирского региона и Томской области. Всего же за 35 лет существования ТФМШ ее закончили более 15 000 школьников.

С самого основания школа работает в структуре Томского государственного университета. Осуществление образовательных программ ведется по очной, вечерней и заочной формам обучения. К преподаванию в школе привлекаются ведущие преподаватели и профессора физико-математических факультетов Томского государственного университета, научные сотрудники научно-исследовательских институтов при ТГУ и Томского Академгородка (Томского филиала Сибирского отделения Российской Академии наук).

Работа заочной физико-математической школы ТГУ в 1970-1980-х гг. была ориентирована на школьников 8-10 классов Томской области, Западно-Сибирского региона и Казахстана. Средний контингент учащихся составлял 500-700 человек в год. Основная работа велась по переписке (почта): рассылались методические пособия, задания для самостоятельного решения, а затем, после их проверки, соответствующие пояснения. Однако в начале 90-х гг., в силу экономических причин, эта работа прекратилась. В этот период образовательная деятельность стpала осуществляться на базе региональных учебных центров ТГУ, созданных в 30 населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока.

С развитием информационных технологий и подключением к сети Интернет стала использоваться комбинированная модель обучения, которая включает в себя как очные занятия, осуществляемые во время выездов преподавателей, так и дистанционные занятия. Педагог-методист организовывает учебный процесс на месте, консультирует учащихся по организационным и техническим вопросам, контролирует своевременное выполнение заданий. Преподаватели во время выездов проводят аудиторные занятия в учебных центрах и осуществляют поддержку учебного процесса с помощью информационных технологий и телекоммуникаций.

Важным компонентом учебного процесса является также самостоятельная работа учащихся с авторскими мультимедиакурсами, методическими разработками преподавателей университета. В процессе обучения преподаватели проводят консультации в режиме on-line или off-line, организовывают выполнение проверочных и контрольных заданий. Наличие постоянной обратной связи делает учебный процесс наиболее эффективным.

В 1992 г. преподавателями школы совместно с Томским областным управлением образования и Томской гостелерадиокомпанией были разработаны первые видеокурсы по физике и математике, которые получили название "Телерепетитор". Каждый такой курс включал в себя 12 видеокассет и учебное пособие с задачами для самостоятельного решения.

Существенное развитие школа получила с внедрением дистанционных образовательных технологий, что связано с созданием в университете в 1996 г. отдела новых информационных технологий, а затем в 1998 г. - Института дистанционного образования ТГУ (ИДО ТГУ). На базе ИДО ТГУ сотрудниками разрабатываются учебные и методические цифровые материалы, среди которых - видеолекции ведущих профессоров университета, компьютерные лабораторные тренажеры, оцифрованные видеозаписи демонстрационных экспериментов, электронные учебные пособия и т.д.

Дальнейшее развитие деятельности ЗФМШ связано с открытием в 2004 г. Томского межрегионального телепорта и созданием по инициативе ТГУ на базе средних общеобразовательных школ Томской области 22 районных ресурсных центров (РРЦ), оснащенных спутниковым, компьютерным и сетевым оборудованием, позволяющим организовать проведение учебных занятий на основе спутникового вещания, видеоконференций, on-line и off-line консультаций.

© 2006-2009 Томский государственный университет Томский государственный университет  Институт дистанционного образования  Национальный фонд подготовки кадров