Проект «Влияние структурных и содержательных характеристик интернет-активности старшеклассников и студентов на их образовательные достижения» РФФИ №19-313-51024

Руководитель проекта

  • Кашпур Виталий Викторович. Исполнитель проекта от ИДО – Фещенко Артем Викторович.

Реализация государственной образовательной политики в направлении выявления и поддержки талантов, профориентации и индивидуализации обучения формирует запрос на анализ факторов, влияющих на образовательные достижения обучающихся. Однако имеющаяся аналитика ограничивается оценкой зависимости учебной успеваемости от персональных (связанных с обучающимся) и институциональных (связанных с образовательным учреждением) факторов. Источником данных для такой аналитики выступают данные, генерируемые в рамках LMS систем образовательных учреждений, данные психологических тестирований, а также образовательная и социально-экономическая статистика. При этом игнорируется колоссальный объем данных, позволяющие зафиксировать и оценить образовательные достижения учащихся – данные, генерируемые в Интернете и ключевом ее локусе для современной молодежи - социальных сетях. Существующие в настоящее время попытки использовать эти данные для индивидуализации процесса обучения сводятся к применению данных LMS систем учебных заведений, информации о процессе и прогрессе обучения для выстраивания траектории в рамках изучаемого курса. Между тем, проникновение социальных медиа в повседневную и профессиональную жизнь современного общества актуализирует исследования методов и инструментов извлечения и анализа данных о пользователях социальных сетей – цифровые следы. Изучение цифрового следа человека позволяет осуществлять анализ и моделирование его физиологических, психологических и когнитивных особенностей и применение такой модели для прогнозирования, программирования и управления образовательной траекторией. В нашем случае важно, что цифровой след человека в социальных сетях дает принципиально новую возможность для оценки и анализа образовательных достижений обучающихся - он позволяет оценить их ранее невидимые для государства и образовательных учреждений неформальные и информальные образовательные траектории и достижения. Кроме того, структура и содержание активности человека в Интернет пространстве является важным компонентом его цифрового следа, что формирует необходимость отдельного изучения его влияния на образовательные траектории и достижения.

Таким образом, значимость исследования определяется востребованностью его результатов для разработки комплексной методологии оценки и прогнозирования образовательных достижений в условиях развития персонализированного образования в цифровую эпоху.

Цель предлагаемого проекта

Анализ влияния структурных и содержательных характеристик интернет-активности старшеклассников и студентов на их образовательные достижения.

Научная новизна предложенного подхода заключается в использовании больших массивов открытых пользовательских данных и алгоритмов машинного обучения для оценки влияния интернет-активности на образовательные достижения. Глубокий анализ структурных и содержательных характеристик этой активности позволит уточнить знания о природе и генезисе персональных учебных сред молодежи.

В качестве ключевого результата планируется создание комплексной модели оценки влияния структурных и содержательных характеристик интернет-активности на образовательные достижения ученика на основе данных о формальном и неформальном обучении и цифрового следа в социальных сетях. Создание такой модели позволит помимо получения нового знания о влиянии интернет-активности на образовательные достижения использовать ее как основание для развития передовых технологий в обучении.

Другим значимым результатом станет разработка модели прогнозирования потенциальных образовательных достижений обучающихся на основе анализа данных цифрового следа с использованием технологий машинного обучения. Данную модель можно использовать как инструмент поиска талантов, а также тьюторской работы в учебных заведениях.

В качестве прикладных результатов проекта планируются.

  1. На основе комплексной модели оценки влияния интернет активности и образовательных достижений будет разработана типология форм этого влияния относительно разных паттернов поведения учащихся, что позволит уточнить характеристики персональных учебных сред молодежи и использовать их в педагогическом проектировании образовательных программ и мероприятий.
  2. Анализ структурных и содержательных характеристик интернет-активности на большом эмпирическом материале (более 30 тыс. человек) позволит картировать образовательный сегмент интернет-пространства, уточнить представления об особенностях неформального образования, выделить наиболее влиятельные сообщества и источники контента. Как продукт - интерактивная карта.
  3. Рекомендательный сервис для учителей, наставников и тьюторов по оценке вероятности достижения высоких результатов в образовательных программах на основе анализа открытых пользовательских данных учащегося из “ВКонтакте”. Данный сервис будет создан на базе платформы opendata.university.