______________________________________________________________________ Управление образования Администрации Томской области Томский
государственный педагогический университет Томский
областной институт повышения квалификации работников
образования Центр допрофессионального
образования и планирования карьеры учащихся Планирование карьеры Методическое пособие по курсу "Планирование карьеры" для учащихся 10-11 классов Томск -1999 ______________________________________________________________________ © Томский государственный университет, 2002 Научный руководитель:
Пальянов М.П., профессор, доктор педагогических наук. Составители: Лаборатория
планирования карьеры Центра планирования карьеры (Банникова И.И, Биркин А.Е., Ковалева Л.Ю., Мухаметьянова
Д.А, Саворенко В.А., Степанова М.П.) Редакционная коллегия: Слонкова А.В., заместитель главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского
округов г. Томска, Федотова Е.Е, доцент,
кандидат педагогических наук. (с) Центр допрофессионального образования и
планирования карьеры учащихся г. Томска _____________________________________________________________________ Введение Проблема формирования личности, готовой к успешной
самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике
средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной
ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной
деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам
рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую
очередь задачи формирования личности определенной социально значимой
ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного
регулирования рынка труда. Размытость
социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план
вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к
быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при
необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для
формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального
самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей
в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека
(семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным
оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное
самоопределение человека в контекст всей его
жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов
личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека. В отличие от узко профессиональных понятий "работа" и
"профессия" понятие "карьера" рассматривается в контексте
человеческой жизни как "общая последовательность этапов развития человека в
основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)" .Такой подход позволяет расширить рамки выбора жизненной
траектории с учетом приоритетных позиций личностного самоопределения, к которым
относятся следующие: кем быть; где и как жить; где и с кем работать; какой
стиль жизни избрать; как реализовывать разнообразные потребности личности. Принципиально важным в процессе планирования карьеры
является формирование у учащихся не только адекватных
представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной
готовности к ней, но и развитие потребности и умений включать свой труд в
контекст индивидуальных целей и ценностей, определяющих специфику встраивания
личности в систему межличностных отношений. В дидактическом
аспекте мы рассматриваем планирование карьеры как "процесс медленного развития
профессиональной самоконцепции и самоопределения в
терминах собственных, способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений,
ценностей". Формирование профессиональной самоконцепции
у ученика целесообразно организовать как процесс последовательного включение учащегося
в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и проектно-
практическую деятельность по построению личного плана карьеры. Данную задачу и
решает курс "Планирования карьеры". Методические
рекомендации к учебному курсу "Планирование карьеры" затрагивают вопросы выбора
оптимальных форм и методов организации познавательной деятельности
учащихся в рамках активного освоения предложенного содержания образования.
Структура методических рекомендаций по темам учебной программы: 1.Тема. 2. Цели (сформулированные в виде результата учебной
деятельности ученика). 3. Вопросы занятия. 4. Примерный ход занятия. 5. Формы контроля результатов учебной деятельности. Методические рекомендации содержат задания для
размышления, вопросы для группового обсуждения и анализа. 10 класс Введение в предмет Тренинг знакомства и общения Карьера и карьерная стратегия Типологии карьерных стратегий Планирование карьеры и факторы, влияющие на развитие карьеры Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии Технологии и принципы принятия решения Основания карьеры и самоанализ Основания карьеры и самоанализ (практика) Рынок образовательных услуг Рынок труда 11 класс Стратегия жизни человека. Личное и профессиональное планирование жизни Понятие успеха и факторы, определяющие успешность личности Самоменеджмент как условие профессионального успеха Самоменеджмент как условие профессионального и личного успеха (практика) Проблемы целеполагания Основные принципы планирования времени Способы составления плана дня Индивидуальный стиль учебной деятельности Самомаркетинг на рынке труда Принципы организации поиска работы Профессиональное резюме Самомаркетинг на рынке труда (семинар) |