Княжение
Василия Васильевича II Темного
(1425-1462).
Между тем победители-татары подошли было к Владимиру, но не решились
на приступ и удалились сперва к Мурому, потом к Нижнему, откуда Улу-Махмет
со всею Ордою и пленным великим князем отступил к Курмышу, отправивши посла
своего Бегича к Шемяке, который мог теперь думать, что благоприятная судьба
внезапною развязкою дает ему желанное торжество. Он принял посла с большою
честию и отпустил его, по выражению летописца, Lсо всем лихом на великого
князя¦ и вместе с Бегичем отправил к хану своего посла, дьяка Дубенского,
хлопотать о том, чтоб Василию не выйти на великое княжение. Но хан хотел
кончить дело как можно скорее, как можно скорее получить выгоды от своей
победы; думая, что посол его, долго не возвращавшийся от Шемяки, убит последним,
Махмет вступил в переговоры с своим пленником и согласился отпустить его
в Москву. Касательно условий освобождения свидетельства разногласят: в
большей части летописей сказано: LЦарь Улу-Махмет и сын его утвердили великого
князя крестным целованием, что дать ему с себя окуп, сколько может¦; но
в некоторых означена огромная сумма - 200000 рублей, намекается также и
на другие какие-то условия: LА иное бог весть, и они между собою¦; во всяком
случае трудно согласиться, чтоб окуп был умеренный. Летописи единогласно
говорят, что с великим князем выехали из Орды многие князья татарские со
многими людьми. И прежде Василий принимал татарских князей в службу и давал
им кормление - средство превосходное противопоставлять варварам варваров
же, средство, которое Россия должна была употреблять вследствие самого
своего географического положения; но современники думали не так: мы видели,
как они роптали, когда при отце Василия давались литовским князьям богатые
кормления; еще более возбудили их негодование подобные поступки с татарами,
потому что в них не могла еще тогда погаснуть сильная ненависть к этому
народу, и когда к тому еще были наложены тяжкие подати, чтоб достать деньги
для окупа, то неудовольствие обнаружилось в самых стенах Москвы: им спешил
воспользоваться Шемяка. Теперь больше чем когда-либо Юрьевич должен был
опасаться Василия, потому что посол его к хану был перехвачен, и великий
князь знал об его замыслах; но, занятый делами татарскими, он не мог еще
думать о преследовании Димитрия. Последний спешил предупредить его и начал
сноситься с князем Борисом тверским и можайским князем Иваном Андреевичем,
у которого хотя прежде и было неудовольствие с великим князем, однако потом
заключен был мир: Василий дал ему Козельск с волостями, и можайский князь
вместе с братом, как мы видели, находились в Суздальской битве. Шемяка
сообщил князьям слух, который носился тогда, об условиях Василия с ханом
Махметом: шла молва, будто великий князь обещал отдать хану все Московское
княжество, а сам удовольствовался Тверью. Князья тверской и можайский поверили
или сочли полезным для себя поверить и согласились действовать заодно с
Шемякою и московскими недовольными, в числе которых были бояре, гости и
даже чернецы, а главным двигателем был Иван Старков; из бояр Шемякиных
главными советниками летописец называет Константиновичей, из которых после
на видном месте является Никита Константинович.
В 1446 году московские недовольные дали знать союзным князьям, что
Василий поехал молиться в Троицкий монастырь; Шемяка и Можайский ночью
12 февраля овладели врасплох Москвою, схватили мать и жену великого князя,
казну его разграбили, верных бояр перехватали и пограбили, пограбили также
многих граждан, и в ту же ночь Можайский отправился к Троице с большою
толпою своих и Шемякиных людей. Великий князь слушал обедню 13 числа, как
вдруг вбегает в церковь рязанец Бунко и объявляет ему, что Шемяка и Можайский
идут на него ратию. Василий не поверил ему, потому что Бунко незадолго
перед тем отъехал от него к Шемяке. LЭти люди только смущают нас, - сказал
великий князь, - может ли быть, чтобы братья пошли на меня, когда я с ними
в крестном целовании?¦ - и велел выбить Бунка из монастыря, поворотив его
назад. Не поверивши Бунку, великий князь послал, однако, на всякий случай
сторожей к Радонежу (на гору), но сторожа просмотрели ратных людей Можайского,
ибо те увидали их прежде и сказали своему князю, который велел собрать
много саней, иные с рогожами, другие с полостями, и положить в них по два
человека в доспехах, а третьему велел идти сзади, как будто за возом. Въехавши
на гору, ратники выскочили из возов и перехватали сторожей, которым нельзя
было убежать, потому что тогда снег лежал на девять пядей. Забравши сторожей,
войско Можайского пошло тотчас же к монастырю. Великий князь увидал неприятелей,
как они скакали с Радонежской горы к селу Клементьевскому, и бросился было
на конюшенный двор, но здесь не было ни одной готовой лошади, потому что
сам он прежде не распорядился, понадеявшись на крестное целование, а люди
все оторопели от страха. Тогда Василий побежал в монастырь, к Троицкой
церкви, куда пономарь впустил его и запер за ним двери. Тотчас после этого
вскакали на монастырь и враги; прежде всех въехал боярин Шемякин Никита
Константинович, который разлетелся на коне даже на лестницу церковную,
но, как стал слезать с лошади, споткнулся об камень, лежащий на паперти,
и упал: когда его подняли, то он едва очнулся, шатался точно пьяный и побледнел
как мертвец. Потом въехал на монастырь и сам князь Иван и стал спрашивать,
где князь великий. Василий, услыхав его голос, закричал ему из церкви:
LБратья! помилуйте меня! Позвольте мне остаться здесь, смотреть на образ
божий, пречистой богородицы, всех святых; я не выйду из этого монастыря,
постригусь здесь¦, - и, взявши икону с гроба св. Сергия, пошел к южным
дверям, сам отпер их и, встретив князя Ивана с иконою в руках, сказал ему:
LБрат! Целовали мы животворящий крест и эту икону в этой самой церкви,
у этого гроба чудотворцева, что не мыслить нам друг на друга никакого лиха,
а теперь не знаю, что надо мною делается?¦ Иван отвечал: LГосударь! если
мы захотим сделать тебе какое зло, то пусть это зло будет над нами; а что
теперь делаем, так это мы делаем для христианства, для твоего окупа. Татары,
которые с тобою пришли, когда увидят это, облегчат окуп¦.
Василий, поставив икону на место, упал пред чудотворцевым гробом и
стал молиться с такими слезами, воплем и рыданием, что прослезил самих
врагов своих. Князь Иван, помолившись немного в церкви, вышел вон, сказавши
Никите: LВозьми его¦. Великий князь, помолившись, встал и, оглянувшись
кругом, спросил: LГде же брат, князь Иван?¦ Вместо ответа подошел к нему
Никита Константинович, схватил его за плеча и сказал: LВзят ты великим
князем Димитрием Юрьевичем¦. Василий сказал на это: LДа будет воля Божия!¦
Тогда Никита вывел его из церкви и из монастыря, после чего посадили его
на голые сани с чернецом напротив и повезли в Москву; бояр великокняжеских
также перехватали, но о сыновьях, Иване и Юрии, бывших вместе с отцом в
монастыре, даже и не спросили. Эти малолетные князья днем спрятались вместе
с некоторыми из слуг, а ночью убежали в Юрьев, к князю Ивану Ряполовскому,
в село его Боярово; Ряполовский, взявши их, побежал вместе с братьями Семеном
и Димитрием и со всеми людьми своими в Муром и там заперся. Между тем великого
князя привезли в Москву на ночь 14 февраля и посадили на
дворе Шемякине; 16 числа на ночь ослепили и сослали в Углич вместе
с женою, а мать, великую княгиню Софью Витовтовну, отослали на Чухлому.
В некоторых летописях приведены причины, побудившие Шемяку ослепить Василия:
LЗачем привел татар на Русскую землю и города с волостями отдал им в кормление?
Татар и речьих любишь сверх меры, а христиан томишь без милости; золото,
серебро и всякое имение отдаешь татарам, наконец, зачем ослепил князя Василия
Юрьевича?¦ Услыхавши об ослеплении великого князя, брат жены его, князь
Василий Ярославич, вместе с князем Семеном Ивановичем Оболенским убежали
в Литву. Мы видели литовских князей в Москве, теперь видим явление обратное:
и великие князья литовские принимают московских выходцев точно так же,
как московские принимали литовско-русских, - с честию, дают им богатые
кормления: так, Василию Ярославичу дали Брянск, Гомель, Стародуб, Мстиславль
и многие другие места. Из бояр и слуг Васильевых одни присягнули Шемяке,
другие убежали в Тверь; всех отважнее поступил Федор Басенок, объявивший,
что не хочет служить Шемяке, который за это велел заковать его в железа;
но Басенок успел вырваться из них, убежал в Коломну, подговорил там многих
людей, разграбил с ними Коломенский уезд и ушел в Литву к князю Василию
Ярославичу, который отдал ему и князю Семену Оболенскому Брянск.
К началу.