2.2 Административные реформы Петра I.
"Едва ли не самая важная, показная, фасадная сторона деятельности Петра,
по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность" - писал историк В.О.
Ключевской. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы
административно- государственных преобразований у Петра не было. Те или
иные изменения в управлении, административном делении России, организации
государственного аппарата диктовались трудностями того времени. И, если
до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки
старой приказной системы управления, то в дальнейшем происходит полная
реформа органов центральной и местной власти.
В 1711 году вместо боярской думы и , подменявшей её с 1701 года Консилии
(Совета), был учрежден Сенат. Сенат состоял из 9 высших сановников и ему
поручалось "чинить суд и расправу", руководить всем управлением, публиковать
указы от имени царя. Сенат возглавлял генерал-прокурор - "око государево".
Петр I наделил Сенат огромными правами, указ об организации Сената гласил:
"Всякий их (сенаторов) указам да будет послушен так, как нам самому...".
В 1718 году Петр I упразднил громоздкую и запутанную систему приказного
управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали
и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго
определенной отраслью управления: коллегия иностранных дел - внешними сношениями, военная - сухопутными вооруженными
силами, адмиралтейская - флотом, камер-коллегия - сбором доходов, штатс-коллегия
- расходами государства, вотчинная - дворянским землевладением, мануфактур-коллегия
- промышленностью, кроме металлургической, которой ведала берг-коллегия.
Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими
городами. Кроме того, действовал Преображенский приказ (политический сыск),
Соляная контора, медный департамент, Меновая канцелярия.
В состав каждой коллегии входили президент, вице-президент, 4 советника
и 4 ассесора (помощника). Коллегиальность, а не единоначалие в управлении
являлась одной из отличительных черт петровских коллегий. Таким образом,
коллегии были более правильно построены, чем приказы, а их устройство тщательно
продумано.
Своеобразной коллегией стал Синод, или духовная коллегия, в 1721 году.
Создание Синода знаменовало ещё один шаг на пути подчинения церкви государству.
В 1722 году были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов -
один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью.
Двойная подать была наложена на старообрядцев.
С целью укрепления власти на местах, Петр I провел реформу местного
управления. В 1708 году вся страна была разделена на 8 губерний (Московскую,
Ингерманландскую, Киевскую, Казанскую, Астраханскую, Азовскую, Смоленскую,
Сибирскую) во главе с губернаторами или генерал-губернаторами.
В 1719 году деление в России на громадные и трудно управляемые заменяется
делением на 50 провинций. В каждой провинции размещался полк солдат, что
давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных
движений.
Иначе говоря, сложилась единая для всей страны централизованная административно-
бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх,
опиравшийся на дворянство. Значительно возросло число чиновников.
Важным нововведением Петра I была регламентация прохождения военной
и гражданской службы. В 1722 году Петр ввел так называемую "Табель о рангах
всех чинов воинских, статских и придворных". Её значение
заключается в том, что она привела в систему все государственные чины,
распределив их по 3-м родам службы: гражданской, сухопутной и военно-морской.
Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявила службу единственным
способом получения любого государственного чина. Благодаря табели о рангах
были изжиты традиции местничества. Начал складываться разветвленный государственный
бюрократический аппарат. Всякий, получивший 1-ый офицерский чин или
8 ранг гражданской службы (всего их было 14) , становился дворянином.
В результате социальные последствия преобразований оказались столь
же грандиозны, как и экономические, внешнеполитические и иные.
Говоря о великой роли Петра в истории, следует отметить, что при сохранении
известной преемственности, новая система учреждений, созданных в России
в I-й четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с
предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали
в себе развитие, модернизацию и европезацию старой системы, выступали первыми
в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых
признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран
вплоть до настоящего времени. Среди них - унификация, централизация и дифференциация
функции аппарата государственного управления. Подобное "долгожительство"
нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного
аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно
при оценке в целом деятельности Петра I.
К началу.