2.2 Административные реформы Петра I.

  "Едва ли не самая важная, показная, фасадная сторона деятельности Петра, по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность" - писал историк В.О. Ключевской. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно- государственных преобразований у Петра не было. Те или иные изменения в управлении, административном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. И, если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.
  В 1711 году вместо боярской думы и , подменявшей её с 1701 года Консилии (Совета), был учрежден Сенат. Сенат состоял из 9 высших сановников и ему поручалось "чинить суд и расправу", руководить всем управлением, публиковать указы от имени царя. Сенат возглавлял генерал-прокурор - "око государево". Петр I наделил Сенат огромными правами, указ об организации Сената гласил: "Всякий их (сенаторов) указам да будет послушен так, как нам самому...".
  В 1718 году Петр I упразднил громоздкую и запутанную систему приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: коллегия иностранных дел - внешними сношениями, военная - сухопутными вооруженными силами, адмиралтейская - флотом, камер-коллегия - сбором доходов, штатс-коллегия - расходами государства, вотчинная - дворянским землевладением, мануфактур-коллегия - промышленностью, кроме металлургической, которой ведала берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовал Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, медный департамент, Меновая канцелярия.
  В состав каждой коллегии входили президент, вице-президент, 4 советника и 4 ассесора (помощника). Коллегиальность, а не единоначалие в управлении являлась одной из отличительных черт петровских коллегий. Таким образом, коллегии были более правильно построены, чем приказы, а их устройство тщательно продумано.
  Своеобразной коллегией стал Синод, или духовная коллегия, в 1721 году. Создание Синода знаменовало ещё один шаг на пути подчинения церкви государству. В 1722 году были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов - один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.
  С целью укрепления власти на местах, Петр I провел реформу местного управления. В 1708 году вся страна была разделена на 8 губерний (Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Казанскую, Астраханскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую) во главе с губернаторами или генерал-губернаторами.
  В 1719 году деление в России на громадные и трудно управляемые заменяется делением на 50 провинций. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений.
  Иначе говоря, сложилась единая для всей страны централизованная административно- бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно возросло число чиновников.
  Важным нововведением Петра I была регламентация прохождения военной и гражданской службы. В 1722 году Петр ввел так называемую "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных". Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по 3-м родам службы: гражданской, сухопутной и военно-морской. Табель о рангах обязывала всех дворян служить и объявила службу единственным способом получения любого государственного чина. Благодаря табели о рангах были изжиты традиции местничества. Начал складываться разветвленный государственный бюрократический аппарат. Всякий, получивший 1-ый офицерский чин или 8 ранг гражданской службы (всего их было 14) , становился дворянином.
  В результате социальные последствия преобразований оказались столь же грандиозны, как и экономические, внешнеполитические и иные.
  Говоря о великой роли Петра в истории, следует отметить, что при сохранении известной преемственности, новая система учреждений, созданных в России в I-й четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европезацию старой системы, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них - унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления. Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно при оценке в целом деятельности Петра I.

  
К началу.