Государственные реформы Петра I.
Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны
и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом
войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.
Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений
и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление
рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних
высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики,
широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных
учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений,
ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация
армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой
системы налогообложения и нового порядка государственной службы.
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме
уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.
22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора
Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому
оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих
полномочиях и правах никакими высшими административными
органами власти и управления. Власть императора
в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал
сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу
Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его
величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа
дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский
государь по своей воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной
коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная,
которой повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою
государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его
исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание
договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный
носитель законодательной и исполнительной власти.
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому
монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право,
видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".
Законодательство того времени определяло действия против царя и государства
самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и
те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались
вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости
от преступления.
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный
орган - Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из
числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав
Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки
сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей
деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат
учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило:
отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления
торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим
судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило
на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания
по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности
сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими
властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели
высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении
законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного
управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат
состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось
два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве
особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по
вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько
столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения
Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената.
Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в
трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора
в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые
Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах,
штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим
присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.),
в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами
и приказами и фискальные донесения.
Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления
и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских
учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно
полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом
в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было
сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские
комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема челобитен",
получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием
жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер
самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на "неправосудие" коллегий,
то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.
В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера,
в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян,
наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе
было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением компетенции
органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел
должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными,
финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались
непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.
Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата
абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были
лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались
смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.
К началу.