Княжение
Димитрия Иоанновича Донского
(1362-1389).
Возвратившись с погони, князь Владимир Андреевич стал на костях и велел
трубить в трубы; все оставшиеся в живых ратники собрались на эти звуки, но не было
великого князя Димитрия; Владимир стал расспрашивать: не видал ли кто его? Одни
говорили, что видели его жестоко раненного, и потому должно искать его между трупами;
другие, что видели, как он отбивался от четырех татар и бежал, но не знают, что после
с ним случилось; один объявил, что видел, как великий князь, раненный, пешком
возвращался с боя. Владимир Андреевич стал со слезами упрашивать, чтоб все искали
великого князя, обещал богатые награды тому, кто найдет. Войско рассеялось по полю;
нашли труп любимца Димитриева Михаила Андреевича Бренка, которого перед началом
битвы великий князь поставил под свое черное знамя, велев надеть свои латы и шлем;
остановились над трупом одного из князей белозерских, похожего на Димитрия, наконец
двое ратников, уклонившись в сторону, нашли великого князя, едва дышащего, под
ветвями недавно срубленного дерева. Получивши весть, что Димитрий найден, Владимир
Андреевич поскакал к нему и объявил о победе; Димитрий с трудом пришел в себя, с
трудом распознал, кто с ним говорит и о чем; панцирь его был весь избит, но на теле
не было ни одной смертельной раны.
Летописцы говорят, что такой битвы, как Куликовская, еще не бывало
прежде на Руси; от подобных битв давно уже отвыкла Европа. Побоища подобного рода
происходили и в западной ее половине в начале так называемых средних веков, во время
великого переселения народов, во время страшных столкновений между европейскими и
азиатскими ополчениями: таково было побоище Каталонское, где полководец римский спас
Западную Европу от гуннов; таково было побоище Турское, где вождь франкский спас
Западную Европу от аравитян. Западная Европа была спасена от азиятцев, но восточная
ее половина надолго еще осталась открытою для их нашествий; здесь в половине IX века
образовалось государство, которое должно было служить оплотом для Европы против Азии;
в XIII веке этот оплот был, по-видимому, разрушен; но основы европейского государства
спаслись на отдаленном северо-востоке; благодаря сохранению этих основ государство в
полтораста лету спело объединиться, окрепнуть - и Куликовская победа послужила
доказательством этой крепости; она была знаком торжества Европы над Азиею; она
имеет в истории Восточной Европы точно такое же значение, какое победы Каталонская
и Турская имеют в истории Европы Западной, и носит одинакий с ними характер, характер
страшного, кровавого побоища, отчаянного столкновения Европы с Азиею,
долженствовавшего решить великий в истории человечества вопрос - которой из этих
частей света восторжествовать над другою?
Таково всемирно-историческое значение Куликовской битвы; собственно,
в русской истории она служила освящением новому порядку вещей, начавшемуся и
утвердившемуся на северо-востоке. Полтораста лет назад татарские полчища встретились
впервые с русскими князьями в степи, на берегах Калки: здесь была в сборе Южная Русь,
которая носила преимущественно название Руси, здесь было много храбрых князей и
богатырей, здесь был самый храбрый из князей - Мстислав Мстиславич Торопецкий; но
этот самый Мстислав завел распрю (котору) с братьею и погубил войска. На севере
исполнилось то, чего так боялся отец Мстиславов: младшие братья-князья стали
подручниками старшего, великого князя, и когда этот князь вывел их против татар на
берега Дона, то не было между ними никаких котори победа осталась за Русью. Но
Куликовская победа была из числа тех побед, которые близко граничат с тяжким
поражением. Когда, говорит предание, великий князь велел счесть, сколько осталось
в живых после битвы, то боярин Михайла Александрович донес ему, что осталось всего
сорок тысяч человек, тогда как в битву вступило больше четырехсот тысяч. Если
историк и не имеет обязанности принимать буквально последнего показания, то для него
важно выставленное здесь отношение живых к убитым. Четверо князей (двое белозерских
и двое тарусских), тринадцать бояр и троицкий монах Пересвет были в числе убитых. Вот
почему в украшенных сказаниях о Мамаевом побоище мы видим, что событие это,
представляясь, с одной стороны, как великое торжество, с другой - представляется как
событие плачевное, жалость. Была на Руси радость великая, говорит летописец; но была
и печаль большая по убитым от Мамая на Дону; оскудела совершенно вся земля Русская
воеводами, и слугами, и всяким воинством, и от этого был страх большой по всей земле
Русской. Это оскудение дало татарам еще кратковременное торжество над куликовскими
победителями.
Мамай, возвратившись в Орду, собрал опять большое войско с тем, чтоб
идти на московского князя, но был остановлен другим врагом: на него напал хан
заяицкий Тахтамыш, потомок Орды, старшего сына Джучиева. На берегах Калки встретился
Мамай с Тохтамышем, был разбит и бежал в Кафу к генуэзцам, которые убили его.
Тахтамыш, овладевши Золотою Ордою, отправил к московскому и другим князьям русским
послов известить их о своем воцарении. Князья приняли послов с честью и отправили
своих послов в Орду с дарами для нового хана. В 1381 году Тахтамыш отправил к
великому князю посла Ахкозю, который называется в летописи царевичем, с семьюстами
татар; но Ахкозя, доехавши до Нижнего Новгорода, возвратился назад, не смел ехать в
Москву; он послал было туда несколько человек из своих татар, но и те не осмелились
въехать в Москву. Тахтамыш решился разогнать этот страх, который напал на татар после
Куликовской битвы; в 1382 году он велел пограбить русских гостей в Болгарии,
перехватить их суда, а сам внезапно с большим войском перевезся через Волгу и пошел
к Москве, наблюдая большую осторожность, чтоб в Русской земле не узнали о его походе.
Эта скрытность и поспешность Тохтамыша показывают всего лучше перемену в татарских
отношениях вследствие Куликовской битвы: хан надеется иметь успех, только напавши
врасплох на московского князя, боится встретить его войско в чистом поле, употребляет
осторожность, хитрость - орудие слабого - и тем самым обнаруживает слабость Орды
перед новым могуществом Руси.
Нижегородский князь, узнавши о походе Тохтамыша, послал к нему двоих
сыновей своих, Василия и Семена, которые едва могли нагнать хана на границах
рязанских. Здесь же встретил Тохтамыша и князь Олег рязанский, упросил его не воевать
Рязанской области, обвел его около нее и указал броды на Оке. Димитрий Московский,
узнавши о приближении татар, хотел было выйти к ним навстречу; но область его,
страшно оскудевшая народом после Куликовского побоища, не могла выставить вдруг
достаточного числа войска, и великий князь уехал сперва в Переяславль, а потом в
Кострому собирать полки. Тохтамыш взял Серпухов и приближался к Москве, где без
князя встало сильное волнение: одни жители хотели бежать, а другие хотели запереться
в кремле. Начались распри, от распрей дошло до разбоя и грабежа: кто хотел бежать
вон из города, тех не пускали, били и грабили; не пустили ни митрополита Киприана,
ни великую княгиню Евдокию, ни больших бояр: во всех воротах кремлевских стояли с
обнаженным оружием, а со стен метали камнями в тех, кто хотел выйти из города, насилу
наконец согласились выпустить митрополита и великую княгиню.
Мятеж утих, когда явился в Москве литовский князь Остей, которого
летописец называет внуком Олгердовым. Остей принял начальство, укрепил Кремль и
затворился в нем с москвичами. 23 августа показались передовые татарские отряды;
они подъехали к кремлю и спросили: "В городе ли великий князь Димитрий?" Им отвечали,
что нет. Тогда они объехали вокруг всего кремля, осмотрели его со всех сторон: все
вокруг было чисто, потому что сами граждане пожгли посады и не оставили ни одного
тына или дерева, боясь примета к городу. Между тем внутри кремля добрые люди молились
день и ночь, а другие вытащили из погребов боярских меды и начали пить; хмель
ободрил их, и они стали хвастаться: "Нечего нам бояться татар, город у нас каменный
крепкий, ворота железные; татары долго не простоят под городом, потому что им будет
двойной страх: из города будут нас бояться, а с другой стороны - княжеского войска,
скоро побегут в степь". Некоторые вошли на стены и начали всячески ругаться над
татарами; те грозили им издали саблями...
К началу.