Введение Как быстро меняется наша жизнь! Меняется страна, общество, иными становятся и дети, и учителя. Разумеется, изменяется и методика школьного образования. Все больше внимание сейчас уделяют самостоятельной работе учеников, активным формам обучения, которые призваны помочь школьнику реализовать самого себя. К числу таких форм относятся деловые и ролевые игры, другие нестандартные уроки. Познавательные игры - это лишь одна из форм нестандартных уроков. Перечислим те черты и признаки, которые позволяют назвать урок нестандартным, нетрадиционным.
Нестандартные уроки это уроки праздника, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя, когда класс становиться творческим коллективом. Можно сформировать ряд рекомендаций, помогающих устроить такие праздники знаний. Во-первых, нестандартные уроки лучше всего использовать как итоговые (при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся). Во-вторых, нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. В-третьих, при выборе формы нетрадиционного урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса, отдельных учащихся. В-четвертых, при проведении урока следует руководствоваться формулой - с детьми и для детей, думать о воспитании учеников в атмосфере добра, творчества, радости. В-пятых, слишком частое обрашение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как ето может снизить интерес к предмету к томуже нестандартные уроки требуют большой подготовительной работы, приложение немалых усилий. Основной формой организации учебного процесса остается урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков , приемов, обеспечивающих высокую результативность деятельности учащихся. Отметим психологические особенности старшеклассников, которые нужно учитывать при проведении нестандартных уроков. 15-17 лет возраст ранней юности, время поиска и притворений. Ребята переживают ситуацию выбора: выбор жизненного пути, профессии. Это не легкая задача, так как детям надо ясно предоставлять себе выбираемые социальные роли, четко оценивать свои возможности. Поэтому многих старшеклассников всерьез интересуют социальные явления. В то же время заметным становиться склонность к самооуглублению избирательность в общении, эмоциональная насыщенность жизни! В ранней юности часто бывает привлекательной деятельность, сопряженная с речевой активностью. Юношей и девушек интересуют дискуссии -и в качестве средства поиска истины, и как поле для самоутверждения. Однако формально организованные дискуссии вызывают неприятие ведь в ранней юности человеку необходимо утверждение своей индивидуальности, пристальное всматривание в собственный внутренний мир. Упомянутые процессы зачастую протекали не без болезненно. Нередко юноши и девушки теряют контакт со сверстниками, со взрослыми: нарастает ощущение одиночества. В такой ситуации старшеклассникам нужно четкое внимание педагога. Следует использовать все особенности юношеской психологии при организации ролевых игр. Тут имеют значение и национальность старшеклассников на самоутверждение, и присущим многим из них стремление к розыгрышу, и ориентации на речевую деятельность. Урок с использованием ситуаций дают ребятам возможность преодолевать внутреннюю скованность. Они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одной деятельности на другой. Среди уроков с использованием игровых ситуаций можно выделить несколько типов: * урок - пресс-конференция "За круглым столом". Он имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда группа общественных деятелей или ученых ведет беседу с представителями прессы. Такие уроки способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение работать в коллективе. Подобные занятия могут способствовать и изучению нового материала, и его повторению, обобщению. За несколько недель до урока (моя практика показала, что оптимальный срок - две недели) класс делиться на 4-5 групп (их члены будут изображать журналистов). Очень важно, чтобы в каждой группе были ученики с примерно одинаковыми уровнем подготовки. Самостоятельно или вместе с учениками учитель выбирает специалистов (лидеров), приглашаемых в пресс-центр (4-8 человек). Далее сообщается тема предстоящей встречи и уточняется круг вопросов, которые будут рассмотрены. Если подобный урок проводится впервые, надо научить ребят подбирать и составлять вопросы. В дальнейшем каждый журналист готовит их самостоятельно, используя при этом не только учебник, но и дополнительную литературу (монографии, газетные и журнальные публикации ). Их список обычно предлагает учитель. Столы в классе расставляются так, чтобы каждая группа журналистов могла работать самостоятельно. На каждом столе (или перед каждым игроком) установлена табличка с названием газеты или журнала. За столом пресс-центра сидят специалисты (историки, политические деятели), а также их секретари. Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Их произносит ведущий - учитель или ученик. Далее называется тема пресс-конференции, после чего происходит представление специалистов и журналистов. Учитель (ведущий) знакомит участников игры с планом работы. План может быть следующим: 1. Ответы специалистов на вопросы (45 минут) 2. Перерыв (10-15 минут) 3. Оформление редакционных заданий (20 минут) 4. Отчет о проделанной работе, чтение заметок (20 минут) 5. Подведение итогов, заключительное слово учителя (5 минут) Репортеры по очереди задают вопросы, выслушивают ответы и делают записи. Затем они пишут заметку или статью. Кто-то из ребят может получить задание нарисовать карикатуры. При всей эффективности таких уроков их следует проводить не чаще, чем один раз в четверть. Уроки - пресс-конференции способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получить их самостоятельно. Неочычноые по форме, они вызывают большой интерес, хороша развивают творческие способности, создают благоприятные условия для коллективной деятельности, обмена мнениями и делового общения, самовыражения учащихся. Другой тип урока - это урок соревнование. Такие занятия основаны, как правило, на групповой деятельности; поэтому они содействуют воспитанию чувства личной ответственности за общее дело ( ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным, подвести команду). Чаще всего такие уроки поводятся с целью повторения и обобщения изученного материала. Они могут быть разными по содержанию, по структуре, по организации. Главный организационный прием - разделение класса на команды, которые выполняют задания, заранее приготовленные учителем, на уроке наряду с серьезными заданиями командам предлагаются и забавные Учитель (или жюри) ведет счет набранных очков. Следующий тип урока-игры - путешествие. Возможны разные варианты его проведения. Рассмотрим один из них. В ходе урока ученики совершают с помощью книг воображаемые экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции - узнать о каком-либо историческом явлении или художественном образе как можно больше. Уроки-путешествия целесообразны как вводные (обзорные) или заключительные. В ходе подготовки к уроку формируются экспедиционные группы (по 2-3 человека), которые отправляются в разные государства для работы в архивах изучения документов и литературы. Требуется подготовить краткую информацию и своем исследовании, о литературном герое, литературном событии. Все группы имеют снаряжения - учебники, литературные произведения и дополнительную литературу. Формируется основная задача: найти материал и подготовить краткий доклад (на 4-5 минут). Затем начинается творческая работа групп, на которую выделяется 15-20 минут, Работа в группах может быть организована на основе распределения обязанностей: разведчик находит в книге нужный материал , научный работник читает его и выбирает главные факты, литературный сотрудник пишет текст сообщения. В состав группы может быть включен и оформитель. Завершающая часть урока - творческий отчет экспедиции. Руководитель групп делают сообщения о результатах своих работ. Как и другие традиционные занятия, уроки-путешествия рассчитаны на два учебных часа. При этом условии учащиеся смогут обстоятельно рассказать о своих исследованиях. Можно выделить еще несколько типов уроков-игр: урок-исследование, урок-поиск, урок-аукцион, урок-режиссура, урок-поединок. Приведу примеры нетрадиционных уроков. |