О диалектной основе "островного" белорусского говора на территории Томской области Охолина И. М. доцент кафедры славянской филологии ТГПУ
"Островными" говорами принято считать говоры, оказавшиеся в силу различных причин в ином языковом окружении. На территории Шегарского района Томской области недалеко друг от друга три деревни с белорусским населением: Михайловка. Николаевка и Покровка. Они основаны в конце XIX века: почти одновременно: в 1899г. - Михайловка и Покровка; в 1901г. - Николаевка. Основателями всех трех деревень явились переселенцы из бывшей Витебской губернии. Так как говоры этих деревень совершенно одинаковы, то будем говорить о них, как об одном говоре. По своим фонетическим (и другим) признакам исследуемый нами 'островный" белорусский говор относится к северо-восточному белорусскому наречию. Исследователи белорусских говоров конца XIX в. Е. Ф. Карский, Ю.Ф. Мацкевич и др. Выделяют следующие основные черты говоров северо-восточного белорусского наречия: 1) аканье, 2) яканье; 3) г фрикативный; 4) твердые шипящие, в том числе и "ч"; 5) отсутствие мягкого "р" и др. Все эти особенности свойственны говору белоруссов - переселенцев на территории Томской области. Несмотря на столь длительное иноязычное, хотя и родственное, окружение, говор сохранил свои основные черты, и тем самым резко отличается от окружающих русских старожильческих говоров. Рассмотрим эти особенности в "островном" говоре.
С этой точки зрения интересно второе название деревни Николаевки. Деревня расположилась недалеко от русского старожильческого селения Мура, получив названия Муренка. Название прижилось, вытеснив официальное, и в настоящее время живет в двух огласовках: Муренка (так называют деревню русские) и Муронка (в речи белорусов). Твердое произношение звука "р" находит отражение и на письме; "Костык напился спиртных напитак и наехал на бровны" (из объяснительной); вировка, над лагерем (из работ учащихся). Таким образом, "островной'" говор развивающийся в иноязычном окружении более 100 лет, сохранил свои особенности. Исконность данных диалектных черт доказывают произведение устного народного творчества, которые нам удалось записать в этих деревнях. Известно, что песни, загадки, поговорки в меньшей степени испытывая влияние окружающей среды, дольше сохраняют особенности традиционного говора. |