Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая
Словарь
пособие для преподавателей мировой художественной культуры по курсу: "Культура славян"

Украшения

В курганах найдено огромное количество бронзовых, медных, серебряных украшений. Коваль и ювелир совмещались в одном лице. Мастер имел кузнечные, литейные ювелирные приспособления.

По внешнему виду древнерусские украшения из сплавов делились на две группы: одна из них - это подражающие по цвету золота (с преобладанием в сплаве меди), вторая - имитирующая серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром - "билло" или сплав серебра с оловом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

Литейные формы делались из мягких пород камня-известняка, песчаника, шифера. Глиняные формы известны в Киеве, Херсоне и в деревнях. Изготавливали вещи и по восковой модели. Для изготовления медной или серебряной (для украшений) тянутой проволоки был необходим так называемый калибр или "волочило" - железная доска с рядом просверленных отверстий.

Основная масса медных изделий в городе не выковывалась, а отливалась и сам термин "котельное дело" означал именно литье. Из меди лили подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битки для игры в бабки, акваманилы (водолеи), браслеты, колты.

Литье без швов - способ "потерянной формы", когда изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапливали воск, вливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму.

Серебряные колты в основном разделяются на два типа: одни из них сделаны в виде пяти или шестиконечной звездчатой подвески, концы которой составлены из серебряных конусов и обычно украшены зернью. На некоторых изделиях было напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая: гладкая проволока, создававшая, каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

Второй тип колты с чернью, имеющих форму калачика, тулово которого украшено выпуклым рисунком на черневом фоне, а по ребру припаяны полые шарики, зернь или оставлены гнезда для жемчуга. ;

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от скани - свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки образующие какой-либо узор. Ажурная работа сканью труднее, чем напаивание и применялось реже. Известны работы скани Рязанских мастеров.

Эмаль называлась- "химипет" или "финипт" - финифть. На поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок. Древнейшая эмаль, называемая выемчатой, наливалась в углубления, отлитые в самой вещи. Толстые литые перегородки отделяли друг от друга цветные поля эмали. Узор был обычно геометрическим.

Ювелирное дело достигло исключительного расцвета в Киевской Руси. Первыми деревенскими ювелирами были женщины. Они плели из шнуров хитрые изделия, затем покрывали глиной, воск выжигали и на его место наливали расплавленный металл. Так изготовлялись украшения, как бы сплетенные из проволоки. Но уже в 10 веке литье бронзы и серебра перестало быть женским делом: им занялись мужчины-кузнецы. Тогда же наряду с литьем по восковой модели. Появилось литье в глиняных и каменных формах.

Украшения часто несли в себе племенные различия:

РАДИМИЧИ: Кольца с полукруглыми щитками, от которых отходило по семь лучей так что напоминало звезду. Внутри вставляли изображения коней или птиц.

НОВГОРОДЦЫ: височные кольца с ромбическими расширениями.

СЕВЕРЯНЕ: спиралевидные украшения.

КРИВИЧИ: преобладание браслетообразных украшении.

КИЕВ: перегородчатая эмаль. Эмалью расцвечивались предметы из золота и серебра (короны, бармы, диадемы, колты, оклады книг). Книгами гордились и спасали их при пожаре в первую очередь.

Ювелирная работа не ограничивалась литьем. Отлитые изделия дополнительно украшались чеканным и гравированным узором. В городах стали открываться мастерские. Это способствовало развитию эстетических чувств у масс, умножению числа народных умельцев.

Словарь

АКСАМИТ - род бархата. Шестиниточный, имеет звериный орнамент.

БРАСЛЕТ - изготовлялись из стекла, меди, серебра, золота, кости.

БУЛАВКА - использовалась в качестве заколки на одежде.

ГРЕБЕНЬ - изделия из рога и кости.

ГРИВНА - шейный обруч. Женский служил украшением, мужской - знаком отличия.

ЗАРУКАВЬЯ - браслеты.

ЗЕРНЬ - техника изготовления ювелирных украшений. На некоторых изделиях напаивалось до 2250 серебряных зерен.

ИГОЛЬНИК - носился с собой в виде украшения.

"ИСКОРКИ" - мелкие камушки в украшениях.

КАМКА - шёлковая цветная ткань с узорами.

КАНАВАТ - шелковая цветная ткань.

КОЛТЫ - височные кольца. Каждое племя имело знаки отличия на колтах.

КУНЫ - куньи меха.

ЛОР - византийское придворное платье, носила жена Ярополка.

ЛУННИЦА - лунообразная подвеска к ожерелью.

МОНИСТО - бусы.

НАКОСНИК - носился на конце косы вместо ленты.

ОБРУЧ - браслет.

ОПЛЕЧЬЕ - вышитые золотом, серебром, камнями рукава и воротник. Вышивка на крестьянской одежде выполнялась шерстяными нитками.


ОЖЕРЕЛЬЕ - отстегивающийся воротник, вышитый жемчугом, драгоценными камнями, золотой или серебряной нитями.

ОПЯСТЬЕ - вышитые концы рукавов.

ПЕРСТАТЫ - перчатки.

мужские перстни были в основном с печатями, а женские - без них, но не менее массивны и драгоценны.

ПОЯСНЫЕ БЛЯЖКИ - наконечник на поясе.

ПРИПОЛ, ПРИПОЛОК - богато украшенные полы одежды.

ПУГОВИЦЫ

ПОДНИЗЬ - украшения на лбу.

РЫТЫЙ - бархат с узорами.

РЯСНЫ - висячие украшения вдоль щек.

РЯСЫ - серьги: Одинцы, двоичны, троичны, излюбленные - трехбусечные.

СКАНЬ - проволочная технология изготовления украшений.

СНАРЯДНАЯ - нарядная.

ТРЕЗНЫ - подвески.

УСЕРЯГ, УСЕРЯЗЬ - серьги или височное кольцо.

ЦАТА - пристяжной воротник.

ФИБУЛА, СУСТУГЫ - застежки для плащей.

ЧЕРНЬ - процесс изготовления серебряных изделий. Изображения на черном фоне.

ЧЕРВЛЕННЫЕ И БАГРЯНЫЕ - одежды красных оттенков: киноварь, кармин.

ЯЗЫКИ (гайнаты, грудки) - нагрудные украшения из лент.



предыдущая | следующая