Словарь пособие для преподавателей мировой художественной культуры по курсу: "Культура славян" Украшения В курганах найдено огромное количество бронзовых, медных, серебряных украшений. Коваль и ювелир совмещались в одном лице. Мастер имел кузнечные, литейные ювелирные приспособления. По внешнему виду древнерусские украшения из сплавов делились на две группы: одна из них - это подражающие по цвету золота (с преобладанием в сплаве меди), вторая - имитирующая серебро (бронза с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром - "билло" или сплав серебра с оловом). Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не было, - все эти металлы ввозились из соседних стран. Литейные формы делались из мягких пород камня-известняка, песчаника, шифера. Глиняные формы известны в Киеве, Херсоне и в деревнях. Изготавливали вещи и по восковой модели. Для изготовления медной или серебряной (для украшений) тянутой проволоки был необходим так называемый калибр или "волочило" - железная доска с рядом просверленных отверстий. Основная масса медных изделий в городе не выковывалась, а отливалась и сам термин "котельное дело" означал именно литье. Из меди лили подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битки для игры в бабки, акваманилы (водолеи), браслеты, колты. Литье без швов - способ "потерянной формы", когда изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапливали воск, вливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Серебряные колты в основном разделяются на два типа: одни из них сделаны в виде пяти или шестиконечной звездчатой подвески, концы которой составлены из серебряных конусов и обычно украшены зернью. На некоторых изделиях было напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая: гладкая проволока, создававшая, каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу. Второй тип колты с чернью, имеющих форму калачика, тулово которого украшено выпуклым рисунком на черневом фоне, а по ребру припаяны полые шарики, зернь или оставлены гнезда для жемчуга. ; Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от скани - свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки образующие какой-либо узор. Ажурная работа сканью труднее, чем напаивание и применялось реже. Известны работы скани Рязанских мастеров. Эмаль называлась- "химипет" или "финипт" - финифть. На поверхности металла делаются замкнутые узоры из каких-либо перегородок. Древнейшая эмаль, называемая выемчатой, наливалась в углубления, отлитые в самой вещи. Толстые литые перегородки отделяли друг от друга цветные поля эмали. Узор был обычно геометрическим. Ювелирное дело достигло исключительного расцвета в Киевской Руси. Первыми деревенскими ювелирами были женщины. Они плели из шнуров хитрые изделия, затем покрывали глиной, воск выжигали и на его место наливали расплавленный металл. Так изготовлялись украшения, как бы сплетенные из проволоки. Но уже в 10 веке литье бронзы и серебра перестало быть женским делом: им занялись мужчины-кузнецы. Тогда же наряду с литьем по восковой модели. Появилось литье в глиняных и каменных формах. Украшения часто несли в себе племенные различия: РАДИМИЧИ: Кольца с полукруглыми щитками, от которых отходило по семь лучей так что напоминало звезду. Внутри вставляли изображения коней или птиц. НОВГОРОДЦЫ: височные кольца с ромбическими расширениями. СЕВЕРЯНЕ: спиралевидные украшения. КРИВИЧИ: преобладание браслетообразных украшении. КИЕВ: перегородчатая эмаль. Эмалью расцвечивались предметы из золота и серебра (короны, бармы, диадемы, колты, оклады книг). Книгами гордились и спасали их при пожаре в первую очередь. Ювелирная работа не ограничивалась литьем. Отлитые изделия дополнительно украшались чеканным и гравированным узором. В городах стали открываться мастерские. Это способствовало развитию эстетических чувств у масс, умножению числа народных умельцев. Словарь
| |||