Словарь пособие для преподавателей мировой художественной культуры по курсу: "Культура славян" Ткани. Цвет. Орнамент Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, которые могли быть высокого качества - полотно, сукно и в виде грубого холста-сермяги, армячины. Орнаментация осуществлялась раскраской, вышивкой, в более поздние периоды - набивкой и пестрядью. И набивка и пестрядь были обычно сурового цвета с сине-зеленым, киноварным рисунком. Наиболее характерный рисунок - геометрический: ромбы, решетки, розетки, звезды, квадраты, полосы. Распространена вышивка жемчугом. До XII-XIII вв. в России не было своего крупного ткацкого производства. Ткани привозили в Киевскую Русь из Византии, Ирана, Китая, с Востока, Италии, Испании. В Московскую Русь - из Англии, Голландии. Иностранные ткани шелковые и парчовые называли - паволоки. Паволоки имели опенки красного, лазоревые, зеленые с четким и крупным узором, с использованием золотых и серебряных нитей. Для парадных одежд, особенно шуб и шапок применялись бархат, соболь, куница, бобер, выдра, лисица, заяц, белка. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА
Художественные образы славянина наиболее полно раскрываются средствами народного костюма. Каждый элемент одежды характерен и позволяет создать единый цельный ансамбль, образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательного к ней и ее богатству. В целом русский костюм отличает: мало расчлененные формы, простой силуэт, общая массивность костюма, нарастающая книзу (полосы вышивок, тяжелая, массивная обувь). Для русского костюма характерны сокрытость естественных форм тела, статика фигуры. |