Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

История Шалуна в детской литературе.

Из спецкурса по детской литературе.
Урок-лекция с элементами беседы. 3 класс
С.А. Казакова.
Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историей шалуна в детской литературе XVIII-XX в.в.

  2. Дать Представление в литературном процессе как о живом, движущемся явлении (на примере изменения статуса шалунов в детской литературе XVIII-XX в.в.)

  3. Вписать в русло общих тенденций литературного процесса изучаемые произведения (в данном случае - "Малыш и Карлсон" А. Линдгрен, произведение, уже знакомое ребятам, а также "Вредные советы" Гр. Остера, знакомство с которыми еще предстоит).

Два ведущих (ученики в роли учителей). Ученик, Приведения.

1. - Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

2. Садится на стул. Подскакивает и вскакивает, взяв со своего стула огромную канцелярскую кнопку из цветной бумаги:
-Это еще что такое?! Что за безобразие?!!

Ученик:

- Это я домашнее задание приготовил. Вы же сами задавали приготовить рассказ о своих шалостях. А я решил показать... (виноватым тоном).

2. - Молодец. Садись, "пять".

1. - Но пока не для всех ясно значение слова "шалун".

Ребята, подумайте и помогите нам дать определение этому слову.

Выслушивает ребят, обобщает и записывает значение слова.

Шалун - озорник, непоседа, непослушный ребенок; ребенок, который любит шалить, баловаться, проказничать. Он часто нарушает общепринятые нормы поведения.

2. - Наверное, поэтому раньше, когда еще не существовало этого слова (шалун), ему предшествовало другое определение - преступное дитя. Так называли шалунов и проказников в литературе конца XVIII в.в.

Посчитайте, сколько лет назад это было? (Около 200 лет назад).

В XVIII веке впервые героем литературы для детей становится ребенок. Примерно в это время в русской детской литературе появляется образ шалуна (точнее, "преступного ребенка").

...Один своенравный мальчик не слушался своих родителей. Однажды он увидел, как дяденька мастерил гроб. Проказник был поражен, когда узнал, что гроб предназначается для него. Так папенька и маменька решили проучить своего не в меру шаловливого сына.

Подобные жестокие истории часто встречаются в литературе XVIII века. В конце XVIII века стали выходить сборники нравоучительных повестей и рассказов, предназначенные для детского чтения.

Что значит "нравоучительные" ? (Поучали, говорили о правилах поведения...).

Просматривая перечень авторов произведений, включенных в детские сборники, не стоит отыскивать среди них русских писателей. В основном это переводные рассказы и повести. Их главная задача - воспитание детей.

Сборники, в которых появляются первые шалуны и проказники, отличались свойственной эпохе объемностью и энциклопедичностью (т.е. были очень толстыми и старались рассказать обо всех известных детских шалостях). Названия сборников, как правило, были довольно длинными. Например, "Золотое зеркало для детей, содержащее в себе 100 небольших повестей для образования разума и сердца в юношестве" (1787 г.)

Названия повестей, входящих в детские сборники, звучат довольно однообразно: "Разумное дитя", "Лицемерное дитя", "Благородное дитя", "Дерзкое дитя"... Таким образом, сборники состояли из повестей о плохом ребенке и о хорошем ребенке.

Особенно разнообразны детские пороки, главные из которых - непослушание, лень и невоспитанность.

  • Много раз предупреждали Карлушу об опасности лазить в погреб. Он не послушался своих родителей и полез в погреб за сметанкой. В итоге проказник свалился с лестницы и сломал себе шею.

  • Аннушке советовали не брать в рот булавки - в результате непослушница умерла в страшных мучениях.

  • Петенька вопреки предостережениям родителей, разбил, разгневавшись, вазу. Осколок поранил ему глаз.

Проступки (плохие поступки) детей незамедлительно влекут за собой НАКАЗАНИЕ. Таким образом, быть шалуном и проказником в XVIII веке было невероятно опасно. Зато как хорошо было тем детям, которые были послушны и делали добрые дела!

  • Послушный советам родителей мальчик встает рано - и находит на дороге туго набитый кошелек.

  • Дитя, подавшее нищему бутерброд, спасено этим нищим от бешеной собаки. НАГРАДА за послушание и добрые дела никогда не заставляет себя ждать. Эта традиция в детской литературе сохраняется до конца XIX века.

Авторы и издатели любили соединять в пары плохих и хороших героев.

С какой целью они это делали? С воспитательной целью, т.е. чтобы показать, как нельзя делать (не случайно плохие поступки наказываются) и как нужно себя вести (не случайно хорошие поступки вознаграждаются). Педагогика XVIII века настаивала на великой силе примера, который очевиднее всего был в соединении противоположностей.

Интересно, что авторы не пытаются объяснить причины столь противоположных склонностей детей. Не всегда это можно объяснить плохим воспитанием детей. Часто проказник и послушный ребенок - дети одних родителей.

Главное в детской литературе XVIII века - не объяснить причины непослушания, а перечислить, показать все возможные грехи детей и их добродетели. И, конечно, воспитательные цели.

  1. В XIX веке отношение авторов детской литературы к шалунам становится менее жестоким; здесь исследователи художественных текстов говорят о "великом потеплении" в детской литературе.

    Именно в XIX веке на смену словам "преступное дитя" приходит игривое слово "шалун".

    Шалунишка здесь - уже не отрицательный персонаж. Герой детской повести в XIX веке всегда хорош и добродетелен, несмотря на свои многочисленные порой прегрешения. Совершив грехи, ребенок вновь возвращается к своему подлинному состоянию доброго дитяти.

    В книге В. Бурнашева "Белокурая коса" Юлинька, героиня повести, позволяет себе непростительную вольность: она отрезает свою прелестную косу. Это было бы достойно строгого наказания, но, как оказывается, Юлинька при этом движима самыми добрыми чувствами: она продала отрезанную косу, чтобы помочь семье.

    Так в повести Бурнашева сблизились прежде несовместимые понятия греха и доброго дела.

    Авторы детских повестей в XIX веке не спешат осудить и наказать шалунов. Часто они пытаются объяснить причины проступка. Лучшие писатели объясняют это детским возрастом шалунишек, для которого свойственен особый способ мышления, большая подвижность, несдержанность.

    Если в жанре детской повести речь шла об особенностях детского характера, то в жанре рассказа авторы с увлечением стали описывать игры и забавы малышей. Детские шалости с 60-х годов XIX века становятся любимой темой детской литературы.

    Например, в книге Марии Ростовской дети гладят кота утюгом.

    Критики, учителя, врачи, родители с ужасом писали о подобных книгах. Но уже никто не мог остановить набиравшую размах литературу о шалунах.

    Названия книг сразу отсылают читателей к игре и забаве:

    "Дети-малютки, их забавы и шутки" Л. Агафоновой,

    "Много детей - много затей" Ю. Андреевой,

    "Милые шалуны" П. Невежина,

    "Двенадцать проказников и десять шалунов" К. Льдова,

    "Шалуны и шалуньи" С. Васильева и многие другие.

    Книга А. Панова, собравшая множество историй о шалунах, названа "Царство шалостей".

  2. В XX веке шалунов ожидали новые неожиданные приключения. Здесь достаточно вспомнить книгу Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон".

    Можно ли назвать Карлсона шалуном? Почему? (Вспоминаем проделки Карлсона). Почему Малышу всегда интересно с Карлсоном?

    Проказы, шалости, озорство - это всегда ПРАЗДНИК (есть даже книга с таким названием - "Праздник непослушания"). Праздник, который разрушает привычный порядок вещей, прогоняет тоску, скуку и одиночество.

    Каждый раз Карлсон придумывает все новые и новые забавы и игры. Он - не совсем обычное существо, в отличии от остальных. И забавы его не совсем обычные. С кем еще Малыш смог бы поучаствовать в таких проделках, как игра в приведение, летающая собака Альберг, прогулка по крыше?! И Малышу никогда с ним не скучно, хотя иногда он задумывается, ведь Карлсон нарушает привычный порядок вещей:

    Взорвана паровая машина, полка испорчена, родители недовольны и т.д. Но несмотря на все это, Малыш (и мы вместе с ним) любим Карлсона. Ведь он - ЛУЧШИЙ В МИРЕ ПРОКАЗНИК!

Приведения (дети в роли приведений под простынями): "Спокойствие, только спокойствие! Я - самый лучший проказник в мире! Я - самое лучшее в мире привидение!"

Конец XX века - это действительно праздник непослушания в детской литературе. Взрослые даже осмеливаются давать детям "Вредные советы". Григорий Остер в предисловии к своей книге "Вредные советы - 2" пишет: "Раньше ученые считали, что вредные советы можно читать только непослушным детям, которые все делают наоборот. Услышит такой ребенок вредный совет, сделает по-другому - и по лучится как раз правильно. Но недавно ученые догадались, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Оказывается, на послушного ребенка вредный совет действует как прививка от глупости. Теперь ученые разрешают читать вредные советы всем детям - и послушным, и непослушным".


Если требует учитель
Рассказать, зачем Кутузов
Собирал совет военный
У села Бородино,
На груди скрестите руки
И скажите, что герои
За несчастную четверку
Тайн врагу не выдают.

Если папе рубашку
Ты погладить решила
И немножко рубашка
У тебя пригорела,
Можно с помощью ножниц
Из ненужной рубашки
Приготовить для папы
Носовые платочки.

Затыкайте уши ватой
Перед первым сентября
И спокойно на уроках
Отдыхайте в тишине,
Наблюдая с интересом,
Как учитель у доски
Открывает рот беззвучно
И губами шевелит.
Как приятно будет в мае
Вынуть вату из ушей!
Как просторно будет мыслям
Кувыркаться в голове.

А теперь вашему вниманию будет предложен кроссворд:



По горизонтали:

  1. Имя крысы, которую Буратино схватил за хвост.

  2. Тот, кто надевал рога, когда сердился на шалунишек.

  3. Самый лучший проказник в мире.

  4. Тот, о ком написаны эти строки: "Послушай, ведь я еще не кончил тебя мастерить, а ты уже принялся баловаться... Что же дальше-то будет... А?"

  5. Его называют по-другому еще так: "озорник", "шалун"...

Когда кроссворд будет отгадан, по вертикали должно составиться слово "шалун".

Литература к уроку:

  1. Костюхина М., Костюхин Е. История шалуна в детской литературе. \\ Детская литература. N 1. М., 1997.

  2. Линдгрен А. Малыш и Карлсон. М.,1993.

  3. Остер Г. Вредные советы. М.,1995.

  4. Остер Г. Вредные советы - 2. М.,1998.


предыдущая | следующая