На главную
IV. Содержание глав и методические рекомендации к использованию ЭП на уроках русского языка.
Раздел I. Звуки и буквы. Алфавит. Алфавит представлен в виде сводной таблицы, которая наглядно демонстрирует соотношение букв и звуков. На ней различными цветами выделены гласные и согласные буквы, обозначена классификация звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Методические рекомендации. Таблицу рекомендуется использовать при изучении алфавита, классификации звуков и букв, ознакомлении с сочетаниями букв (жи-ши, ча-ща и т.д.), звуко-буквенном анализе слова. Раздел II. Слово. Раздел содержит пять глав:
Глава 1. Слог. Данная глава включает в себя один информационный и три тренажерных кадра. Информационный кадр содержит анимационные фрагменты, демонстрирующие деление слов на слоги. Методические рекомендации. Впервые представление о слоге и слогоделении дети получают в подготовительный период - период обучения грамоте. Поэтому предполагается, что в основном курсе русского языка работа по данной теме носит обобщающе-повторительный характер. Ниже приводятся примерные задания для организации работы с ЭП. Кадр 1. А) Списать слова, самостоятельно разделив их на слоги, затем выполнить самопроверку (нажать на "мячик"). Б) Назвать (выписать) слова, имеющие один слог (два, три, четыре), в которых есть слог, состоящий из одного гласного звука (и-ва), в которых слог состоит из согласного и гласного звука, но обозначается одной буквой. В) Назвать (выписать) слова с первым (вторым, третьим) ударным слогом. Г) Назвать (выписать) слова, обозначающие продукты питания, сделанные руками человека, начиная со слова, в котором наименьшее количество слогов и заканчивая словом, в котором наибольшее количество слогов (сыр, печенье, пирожное) Почему к этой группе слов нельзя отнести слова сазан и ежевика? Д) Назвать (списать) слова, которые не делятся для переноса (сыр, бант, ива). Г) Какое правило нужно помнить, деля для переноса слова печенье, ежевика, пирожное? ( при переносе нельзя оставлять одну букву на строке или переносить на другую) Тренажерные кадры предназначены для организации самостоятельной работы учащихся. Кадр "Игра" (1). Детям предлагается перенести картинки с цветами в соответствующие "окошки". На основе этой игры можно провести игру "Узнай цветок." Условие игры: дети должны найти цветок по его описанию и перенести картинку с его изображением в соответствующее "окошко". Описание цветов:
Как продолжение игры можно использовать следующие задания: А) Записать в тетради названия декоративных (дикорастущих) растений, разделяя их на слоги и выделяя ударный слог. Б) Составить с названиями цветов предложения. Д) Подобрать к каждой группе по нескольку названий цветов, записать в тетрадь, деля их на слоги. Е) В качестве домашнего задания можно предложить детям составить кроссворд на тему "Цветы". Кадр "Игра" (2) На основе второй игры, после того, как будут составлены из слогов названия животных, можно предложить следующие задания: А) Записать в тетрадь названия животных, начиная с односложного и заканчивая словом, состоящим из четырех слогов (тигр, козел, баран, тюлень, осел, енот, ящерица, горностай), деля при этом слова на слоги. Б) Составить кроссворд на тему "В мире животных" Кадр "Игра" (3). Третья игра может быть организована в группах или парах. Важно, чтобы учащиеся при этом обосновывали выбор ответа. Глава 2. Ударение. Данная глава включает один информационный и два тренажерных кадра. Методические рекомендации. Первоклассники получают представление об ударении и ударных слогах в период обучения грамоте при знакомстве с темой "Слог". Поэтому глава "Ударение" позволит организовать закрепление умения слышать ударные и безударные слоги. На информационном кадре при наведении курсора на картинку ударный слог выделяется желтым цветом. Это облегчает зрительное восприятие ударных и безударных слогов. Примерные приемы работы на основе ЭП. Кадр1. А) Выделение гласных в сильной и слабой позициях: долгих (ударных), коротких (безударных, но не редуцированных) и очень коротких (безударных редуцированных). В) Выявление слов с "ошибкоопасными" безударными гласными, поиск способов проверки. Г) Рекомендуется на данном этапе ознакомить учащихся с понятием "родственные слова", "корень", "однокоренные слова", учить способам проверки безударных гласных в корне слов. Кадр "Игра" (1) Данная игра может быть использована при организации самостоятельной работы. На основе этой игры можно провести виды работ, рекомендуемые к предыдущему кадру, а также: - фонетическую разминку ( четкое, ясное произношение звуков в названиях птиц, называние ударного и безударного слогов в слове и т.д.); - игру "Узнай птицу" (по аналогии с вышеописанной игрой "Узнай цветок"). Кадр "Игра" (2) В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся следующие задания: - записать в тетрадь слова, в которых безударную гласную можно проверить путем подбора однокоренного слова; - подобрать несколько слов к каждой схеме, записать их в тетрадь. Глава 3. Перенос слов. Глава включает один информационный и три тренажерных кадра. Информационный кадр содержит анимационные фрагменты, позволяющие наглядно продемонстрировать правила переноса слов. Методические рекомендации. Первоначальное представление о переносе дети получают в период обучения грамоте. Предполагается, что к моменту изучения этой темы в курсе русского языка у учащихся уже имеется опыт деления слов на слоги для переноса. Кадр 1. Данный кадр позволяет систематизировать знания учащихся о переносе слов. Поэтому его можно использовать в качестве - справочного пособия при создании проблемной ситуации на уроке; - демонстрационного пособия при повторении всех правил переноса слов; - "помощника" при выполнении заданий. Кадр "Игра" (1) На основе игры можно предложить следующие задания: А) Определить, на какие две группы разделены картинки? ( игрушки, одежда) Записать в тетради по несколько слов, обозначающих игрушки и одежду, деля слова для переноса. При проверке задания обращать внимание учащихся на правило, которым они руководствовались при делении слов на слоги. Б) Подобрать к картинкам слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? Записать словосочетания в тетрадь, деля их для переноса. В) Придумать сказку о волшебных вещах. Кадр "Игра" (2) После выполнения задания рекомендуется проанализировать каждую схему, соотнося ее с определенным правилом переноса. Кадр "Игра" (3) После выполнения задания рекомендуется предложить детям найти в каждом ряду вариант, в котором найденная ошибка исправлена, подтверждая свой выбор соответствующим правилом переноса слов. Глава 4. Состав слова. Данная глава содержит один информационный и девять тренажерных кадров. На информационном кадре схематично изображен морфемный состав слова, где названия морфем являются гиперссылками, связывающими данные понятия с их определениями. Кадр имеет анимационные фрагменты, наглядно демонстрирующие деление слов на части. Схема состава слова способствует целостному восприятию ребенком частей слова как частей целого, имеющих свое определенное место в этом целом. Методические рекомендации. С понятиями "корень", "однокоренные слова" учащиеся знакомятся в первом классе при изучении темы "Ударение". Во втором классе дети знакомятся с понятиями "окончание" и "основа слова", "приставка", "суффикс", учатся выполнять морфемный анализ слова, углубленно изучают правописание приставок. Рекомендуется использовать информационный кадр на всех уроках, посвященных составу слова, как опорную схему, помогающую детям производить морфемный анализ слов, систематизировать знания о составе слова. Ниже приводятся примерные варианты работы на основе информационного кадра. Организация мини-исследования: А) Детям предлагается подготовиться к беседе, в ходе которой нужно будет выяснить следующее: (вопросы записаны на доске) - какая часть заключает в себе основной смысл слова? - какова роль приставки и суффикса? - какова роль окончания? - почему окончание отделено от основы слова? В процессе подготовки к беседе учитель выступает в роли помощника. После беседы детям предлагается выполнить задание (Кадр "Игра" (2)). Б) работу над составом слова можно начать с игры, в которой дети подбирают однокоренные слова к словам "мороз", "вода", "варить" (кадр "Игра" (1)). После выяснения значения корня, обращается внимание на то, что кроме корня в словах могут быть и другие морфемы. Далее целесообразно организовать наблюдение учащихся на основе игры, в которой нужно подобрать слова к схемам (Рис. 5) Рис. 5 Для этого учитель предлагает выполнить следующие задания и ответить на вопросы: 1) найти во всех словах корень; 2) среди однокоренных слов с корнем -вар- найти слова, в которых корень стоит в конце слова (отвар, повар); 3) соотнести выбранные слова со схемой. Какая часть слова стоит перед корнем? (приставка); 4) сравнить слова повар и отвар. Какую работу проделали приставки в словах? 5) найти корень и приставку в остальных словах. По аналогии проводится работа над суффиксом и окончанием, делается вывод о роли каждой морфемы в слове. После проведенного мини-исследования работа проводится на основе схемы "Состав слова" (для этого нужно нажать на крестик в правом верхнем углу кадра). Глава 5. Способы образования новых слов Данная глава включает один информационный и два тренажерных кадра. Содержание темы раскрывается на гипертекстовой основе, поэтому названия способов образования слов являются гиперссылками. Методические рекомендации. Во втором классе учащиеся познакомились со значением частей слова, входящих в его основу: корнем, приставкой и суффиксом. К четвертому классу у младших школьников накапливается определенный опыт морфемного анализа слов, достаточный для того, чтобы самостоятельно ознакомиться с данной темой. Примерные варианты организации самостоятельной работы с ЭП. А) учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться со способами образования новых слов (кадр 1) и выполнить задания (кадры "Игра" (1,2) Б) работу можно начать с игры, используя информационный кадр при этом в качестве справочного пособия. Раздел III. Части речи. Раздел включает в себя семь глав:
Глава 1.Какие бывают части речи? Глава включает в себя девять тем и содержит первоначальные сведения о самостоятельных и подробную информацию о служебных частях речи. (Рис. 6) Рис.6 Схематическое изображение содержания главы позволит использовать данный кадр в качестве индивидуальной помощи детям при организации самостоятельной работы, связанной с определением частей речи. При необходимости учащийся, нажав на ссылку, получает нужную ему информацию о той или иной части речи. Интерактивный способ изложения материала данной главы позволяет организовать на уроке самостоятельную проработку детьми каждой темы. Учитель при этом имеет возможность оказывать индивидуальную помощь учащимся. Методические рекомендации. Как вариант работы с ЭП при ознакомлении с новой темой ниже приводятся примеры мини-исследований, которые проводятся под руководством учителя. Тема. Имя существительное.
Рис.7 Кадр "Игра" (2) можно использовать на этапе закрепления полученных знаний. Тема. Имя прилагательное. Работа проводится на основе информационного кадра "Имя прилагательное:"
Тема. Местоимение. При первичном знакомстве с местоимением как частью речи на основе ЭП можно организовать наблюдение за использованием местоимений в речи. Примерные виды работы: Кадр "Местоимение:":
Кадр "Игра" (1) (заменить на новую) На примере этой игры учащиеся знакомятся с местоимениями, относящимися к другим разрядам (название разрядов пока не вводится). Таким образом, дети подводятся к выводу о том, что все слова, указывающие на предметы, признаки и количество, но не называющие их, относятся к местоимениям. Следующая игра (кадр " Игра" (2)) направлена на формирование у детей представления о значении местоимений в нашей речи. Тема. Глагол. Работа над определением понятия "глагол" начинается на основе информационного кадра.
Знакомство со служебными частями речи желательно организовать как мини-исследование под руководством учителя. Глава 2. Имя существительное Глава включает в себя шесть тем. (Рис. 8) Рис. 8. Во втором классе дети знакомятся с морфологическими признаками имени существительного. Схематическое изображение содержания данной главы направлено на систематизацию знаний учащихся об имени существительном и выработку алгоритма морфологического разбора данной части речи. Методические рекомендации. !. В ходе предварительной беседы, которая проводится на основе схемы (Рис.8), детям сообщается, что имя существительное имеет определенные признаки, которые отличают ее от других частей речи. Раскрываются понятия "постоянные признаки", "непостоянные признаки" 2. Детям предлагается, самостоятельно поработав со схемой, подготовиться к ответам на вопросы. Вопросы для проверки записываются в "вопросники". На самостоятельную работу отводится 5 минут. 3. Итоги самостоятельной работы подводятся в виде беседы, построенной на основе вопросов. В процессе беседы важно выяснить, какие признаки этой части речи детям были уже знакомы и что является для них принципиально новым. Предполагается, что о таких признаках, как имена собственные и нарицательные, одушевленность-неодушевленность, род, число учащиеся уже имеют представление. Поэтому работа над этими темами носит характер обобщения. 4. На уроках, посвященных склонению имен существительных, ЭП используется под руководством учителя при проведении мини-исследования, а также на этапах закрепления и обобщения. 5 Рекомендуется использовать схему имени существительного при обучении морфологическому разбору.
Глава 3. Имя прилагательное. Глава включает шесть тем (Рис.9). Во втором классе учащиеся знакомятся с морфологическими признаками имени прилагательного и углубленно изучают непостоянные признаки данной части речи. При этом акцент ставится на согласовании прилагательного с существительным, поэтому большое внимание уделяется правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных. Разряды прилагательных рассматриваются в четвертом классе. Рис. 9 Методические рекомендации.
Глава 4. Имена числительные. Глава содержит пять тем (Рис.10) Морфологические признаки имени числительного рассматриваются в третьем классе. Методические рекомендации. К третьему классу учащиеся накапливают определенный опыт самостоятельной работы с ЭП, поэтому рекомендуется организовать знакомство с новым материалом в рамках данной темы в виде самостоятельного мини-исследования. Исключением может служить тема "Склонение имен числительных", работу над которой желательно проводить под руководством учителя. Рис. 10
Глава 5. Местоимение. Глава включает три темы (Рис.11). Рис. 11 Во втором классе учащиеся знакомятся с морфологическими признаками личных местоимений, учатся правильно употреблять в речи падежные формы личных местоимений и возвратного местоимения "себя", обзорно знакомятся с другими разрядами местоимений. Методические рекомендации. А) Организация самостоятельной проработки темы осуществляется по описанной ранее схеме. Б) Примерная организация мини-исследования под руководством учителя при ознакомлении с морфологическими признаками личных местоимений. 1. Детям предлагается поиграть (кадр "Игра" (1)). 2. После выполнения задания организуется работа в малых группах. Каждой группе предлагается с помощью таблицы составить характеристику одного из вставленных местоимений. 3. В процессе обсуждения характеристик выявляются морфологические признаки, и составляется алгоритм морфологического разбора местоимений. 4. Работа с таблицей: учащимся предлагается письменно охарактеризовать выбранное из таблицы местоимение. 5. На основе таблицы проводится наблюдение за употреблением в речи падежных форм местоимений ( составление и запись словосочетаний) 6 Закрепление проводится на основе игры (кадр "Игра" (2)) . Глава 6. Глагол. Глава содержит девять тем. (Рис.12) Рис. 12 Морфологические признаки глагола изучаются в третьем классе. К этому времени у учащихся формируется умение производить морфологический анализ слов. Методические рекомендации. На основе схемы детям предлагается первично ознакомиться с морфологическими признаками глагола. После того, как учащиеся просмотрят все кадры, проводится беседа, в которой выявляется уровень осведомленности учащихся в рамках этой главы, обсуждается последовательность изучения отдельных признаков глагола как части речи (вид, время, число, лицо, род, наклонение, переходность, возвратность, спряжение). Можно организовать самостоятельную проработку учащимися всех тем, кроме тем, посвященных переходности и спряжению глаголов. Темы "Переходные и непереходные глаголы", "Спряжение глаголов" рассматриваются под руководством учителя. Рекомендуется использовать таблицу (с цветовым эффектом) при выполнении учащимися письменных работ как справочное пособие. ЭП желательно использовать и на уроках, обобщающее-повторительного характера. Глава 7. Наречие Глава содержит три темы (Рис.13) Рис. 13 В третьем классе углубляются знания учащихся о наречии как части речи. Рекомендуется проработку данной главы организовать как мини-исследование под руководством учителя. Раздел IV. Словосочетание. Раздел состоит из одной главы, включающей пять тем (Рис.14). Во втором классе учащиеся знакомятся с определением понятия "Словосочетание", учатся устанавливать зависимость слов в словосочетаниях, отличать словосочетание от пары слов. Рис. 14 В четвертом классе предлагается ознакомиться с видами словосочетаний и способами связи слов. Методические рекомендации. Опыт работы показывает, что освоение данной темы не вызывает у учащихся затруднений, поэтому рекомендуется организовать самостоятельную проработку данной главы. Раздел V. Предложение. Раздел включает в себя четыре главы:
Глава 1. Что такое предложение? Глава состоит из одного информационного и двух тренажерных кадров. Информационный кадр содержит определение понятия "предложение" и анимационные фрагменты, демонстрирующие отличие предложения от группы слов. Методические рекомендации. В первом классе у детей формируются элементарные представления о предложении. Первичное знакомство с предложением у детей состоялось в период обучения грамоте. На уроках русского языка дети учатся отличать предложения от группы слов, находить границы предложений. Рекомендуется использовать информационный кадр при организации наблюдения с целью выявления отличительных признаков предложения. Игровые кадры направлены на закрепление полученных знаний о предложении и могут использоваться при организации самостоятельной работы. Глава 2. Простое предложение. Глава включает пять тем (Рис. 15). Рис. 15. В первом классе дети знакомятся с главными членами предложения и понятием "грамматическая основа". Во втором классе знания о предложении углубляются: учащиеся знакомятся с понятиями "простое предложение", "сложное предложение", видами простых предложений по цели высказывания и наличию или отсутствию второстепенных членов предложения. В третьем классе рассматриваются виды простых предложений по эмоциональной окраске, в четвертом - по наличию главных членов предложения. Методические рекомендации. 1. Примерный вариант организации мини-исследования при ознакомлении с понятием "простое предложение"
Глава 3. Простое осложненное предложение. Глава включает в себя пять тем. ( Рис. 16) Рис. 16 В четвертом классе младшим школьникам предлагается ознакомиться с простыми предложениями, осложненными однородными членами предложения, обращением, вводными словами, словосочетаниями или предложениями, междометиями, словами-предложениями "да", "нет". Методические рекомендации. Предполагается, что к четвертому классу у учащихся сформировались умения самостоятельной проработки нового материала. Поэтому желательно предоставить им возможность самостоятельно ознакомиться с новым материалом (сначала обзорно, затем подробно). Необходимо при этом на начальном этапе изучения этих тем использовать схему как помощницу. Глава 4. Сложное предложение. Глава включает одну тему и представлена в виде одного информационного и одного игрового кадра. Методические рекомендации. В третьем и четвертом классах систематизируются знания о сложном предложении, формируются умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Глава может использоваться в качестве справочного пособия. |