Раздел 4: "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ" Тема: "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ". Урок 5 (вариант 1)
Цель: Расширять кругозор детей , воспитывать любознательность. Задача: Познакомить с историей одомашнивания животных; со сходством домашних животных с их дикими родственниками.
Ход урокаОсобенности домашних животных, их отличие от диких - Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных. - Каких домашних животных вы знаете? - А мыши - домашние животные? - Почему? (За домашними животными человек ухаживает, а за мышами нет). Я называю домашнее животное, а вы - его родственника из дикой природы. свинья - кабан собака - волк кошка - рысь утки - утки гуси - гуси кролик - заяц - Всегда ли домашние животные были домашними? (Нет). - Как же это произошло? Когда-то очень давно человек приручил несколько собак. Может быть, этими собаками были и детеныши волков, шакалов или койотов. Человек обнаружил, что эти животные могут быть полезны. - Чем они могут быть полезны? Он начал их использовать для охоты на других зверей и птиц. Позже он понял, что собака может быть другом и помощником в охране жилища и скота. Для чего человек приручал животных? (Чтобы удобнее было жить). Корова Загадка: 2 бодастых, 4 ходастых, пятый - замахайка. (Корова). - Что интересного в поведении коровы вы замечали? (Жует жвачку). - Кто знает, почему она жует? Много тысяч лет назад существовали животные, которые не могли защитить себя от сильных и кровожадных врагов. Они не могли слишком быстро бегать, у них не было острых клыков или когтей. И чтобы выжить и не попасться врагу - хищнику, у них появился очень интересный способ принятия пищи. Они должны были быстро схватить что-то из еды и при первой возможности, поспешно проглотив, не пережевывая, тотчас убегать. Затем в безопасном месте, находясь в спокойном состоянии, можно было пожевать пищу уже в свое удовольствие. - Но все-таки, так ли беззащитна корова? - Давайте подумаем, чем она может защитить себя? а) Рога; б) копыта; в) хвост. - Как может хвост помочь? Он спасает корову от полчищ мух, комаров, слепней. Не дали бы им крылатые мучители поесть, если бы не спасительные хвосты-мухобойки. Вот наклонила голову корова, чтобы пощипать траву, а в густой траве торчит незаметный острый колышек. Но корова на него не наткнется. - Почему? На губах, возле носа есть чувствительные волоски. Только дотронутся волоски до колышка и сразу предупредят ее об опасности. Можно считать это еще одним приспособлением коровы (обозначим его "г)") к жизни в окружающей среде. - Скажите, а для чего человек приручил корову? - А что было бы, если бы на земле не существовало такого животного? Давайте нарисуем все то, что дает нам корова. КОРОВА - молоко - сливки - сметана - масло - творог - йогурт- Что нужно корове, чтобы у нее появилось молоко? (Питание). -Какой должна быть трава? (Вкусной, сочной). Чем вкуснее трава, тем вкуснее молоко. Постройте цепь питания: Растение - корова (молоко) - человек. Кошка - Давайте вспомним, почему корова никогда не наткнется на острый предмет? (Чувствительные волоски предупредят). - У кого еще вы видели чувствительные волоски? Мы их называем еще усами. (У кота). Чувствительные волоски только напоминают усы. А растут они в ушах, на подбородке, на теле, над глазами. - Какую роль играют волоски около глаз? (Как только их что-то касается, животное тут же смыкает веки). А теперь представьте свою любимицу кошку. Только как будто живет она не дома у вас, а в лесу. Что поможет ей поймать свою добычу или попытаться спастись от своего врага? а) Слух. Кошка способна улавливать едва слышные звуки. Например, мышиный писк или шорох лап крадущейся собаки. б) Зубы. в) Когти. Эти приспособления нужны для того, чтобы поймать жертву, защищаться в драке, лазить по деревьям, брать и подтягивать к себе разные предметы. Кошка может лазать по деревьям, так же как и дикая ее родственница - рысь. Как вы думаете, следит ли кошка за своими когтями? (Постоянно точит их). У кошки есть и еще одно приспособление к жизни в окружающей среде. Это ее меховая шубка (г). - Как еще она ухаживает за собой? ("Умывается" - чистит свою шерсть). - Чем? (Языком). Язык у нее шершавый. - А зачем ей чистить шерстку? Только ухоженная шерстка защищает ее от холода и влаги. Кроме того, от предков кошка унаследовала инстинкт, который необходим при жизни в дикой природе: на охоте от кошки не должно ничем пахнуть, иначе трудно выследить добычу и напасть на нее из засады (вспомните, как охотятся дикие кошки (рысь, тигр)). Вылизывая себя, кошка массирует железы, которые вырабатывают специальное вещество, которое кошка языком распределяет по всей шерстке. Шерсть становится непромокаемой. - Видели вы когда-нибудь, как кошка вылизывает шерстку после того, как погрелась на солнышке? А в этот момент она слизывает витамины. Оказывается, на солнышке то вещество превращается в витамин Д. - Почему кошка всегда падает на лапы? Что ей помогает это сделать? (Хвост, обозначаем как д). СценкаАвтор (мальчик): Однажды я встретил бездомную кошку: Как ваши дела? Кошка: Ничего, понемножку... Мальчик: Я слышал, что Вы тяжело заболели... Кошка: Болела... Мальчик: Так значит лежали в постели? Кошка: Лежала на улице много недель Бездомной, мне некуда ставить постель. Мальчик: Подумал я: "Странно, что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным".
- Откуда берутся бездомные кошки? - Почему же люди очень часто специально выгоняют кошек, собак? - Как им живется? (Без тепла, от недостатка пищи многие начинают болеть. А от них заражаются другие животные). - Чем вынуждены питаться бездомные животные? (Они должны добывать себе корм). - Как? (Разоряют птичьи гнезда, уничтожают мелких зверьков).
Иллюстрация: мышь, кошка Постройте цепь питания. Итог
Домашнее заданиеНарисовать по выбору любое домашнее животное и выделить на рисунке те части тела, которые помогают им схватить добычу или отбиться, защищаться от врага.
|