На главную


Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ"

Тема: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА". Урок 2. (вариант 2)

 

Цель: Воспитание у детей экологического мировоззрения.

Приобщение детей к познанию законов природы.

Задача: Показать взаимосвязь растительного и животного мира леса.

К уроку учитель готовит рисунок с изображением леса (без животных), большие и маленькие картинки с животными (большие - чтобы рассмотреть и описать, а маленькие - чтобы удобнее было разместить их в лесу). Стихи-загадки к уроку могут выучить дети-помошники.

 

Ход занятий:

На доске (или на стене) - рисунок с изображением леса.

- Внимательно посмотрите на картинку.

- Что хотел нарисовать художник? (Лес).

- Всё ли здесь нарисовал художник? (Разные ответы детей).

- Этот художник давно собирался нарисовать лес, но у него все что-то не получалось. Сначала он нарисовал только деревья, думая, что это в лесу самое главное. Деревья вдруг стали чахнуть и сохнуть. Художник нарисовал новую картину. Вместе с деревьями появились кусты, травы, цветы. Прошло время, и лес опять стал чахнуть. На другой картинке художник дорисовал грибы, ягоды. Это не помогло. Вдруг в самом углу его картины появился старичок-лесовичок и посоветовал нарисовать насекомых и ...

Художник не дослушал лесовичка и бросился рисовать другую картину.

Вот на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

Когда художник через какое-то время снова увидел свою картину, он не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов - голая земля; деревья, даже елки стояли совершенно голые. Все на картине было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

В углу картины снова сидел лесовичок и качал головой.

- Ребята, как вы думаете, что не успел договорить лесовичок, когда давал совет художнику? (Нарисовать не только насекомых, но и птиц, зверей).

- Давайте поможем художнику разместить на новой картинке птиц и зверей.

Для этого нужно отгадать загадки.

- Как вы думаете, кого в первую очередь нужно поселить в такой переполненный насекомыми лес? (Птиц).

(В ходе урока лес постепенно заполняется).

Во время разговора о каждом новом представителе леса можно составлять цепи питания. Можно это оставить и на конец урока, как закрепление.

Сотни радостных солнечных пятен

Засверкали в лесу на заре.

В красной шапочке серый приятель

Застучал по сосновой коре.

"С добрым утром!

Я доктор древесный,

Я лесные болезни лечу.

Всем зловредным букашкам известно,

Что я тотчас же их проглочу.

Целый день я стучать не устану.

Под корой притаятся - достану!"

Кто это? (Дятел).

Детям предлагается рассмотреть увеличенный рисунок дятла - его клюв и язык, лапки с когтями ...

- Что знаете о дятле?

- Кто может объяснить, почему дятла нужно поселить в лесу?

Дятел - птица лесная. Дятел и лес, т.е. деревья в нем, не могут друг без друга.

Дятел добывает насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева. Очень крепким клювом он проделывает отверстие, а потом в это отверстие засовывает язык. А язык-то у дятла необыкновенный! (Показать картинку).

Во-первых, длинный, сантиметров 10-15. Во-вторых, он очень липкий. И в-третьих, имеет острые, твердые зазубринки. Его не только в пробитое отверстие, но и в ходы, которые насекомые проложили в дереве, засунуть можно! Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки. Он ловко цепляется за кору дерева острыми цепкими коготками и, упираясь сильным хвостом в ствол, стучит, не переставая.

- Какие приспособления дятла помогают лечить лес?

Цепь питания: дерево - жук - дятел

А что это за птица?

Только и слышно: "Ку-ку! Ку-ку!"

Узнали, конечно, кукушка!

 

Пестреет цветами опушка,

Плывут облака налегке.

"Ку-ку!" - напевает кукушка

В зеленом лесном далеке.

"Ку-ку!" - отзываются эхом

И роща, и луг, и река.

И вешнюю песенку эту

Уносят с собой облака.

- Что вы знаете о кукушке?

Говорят, что кукушка - плохая мать, подкидывает свои яйца в чужие гнезда... Все это так. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит.

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное - она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

- Нужна ли лесу такая птица как кукушка?

Цепь питания: растение - гусеница - кукушка

 

- Но что это лесовичок насторожился, прислушивается? Кто-то в траве зашуршал.

Он как елка,

Весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей.

Он в лесу живет,

Но все ж,

Отгадай, кто это?.. (Еж).

- Что вы знаете про ежа?

Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал: "Ножки мои быстры, колючки мои остры - шутя в лесу проживу".

Вдруг видит, улитка на листке сидит и своим шершавым языком-теркой его скребет - кушает так. Еж ей предложил: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Глупая улитка согласилась.

Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. Ежик ее и съел. Дальше побежал - только пяточки замелькали.

Видит, лягушка-квакушка пучеглазая сидит - комаров ловит. И ей предложил еж: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Прыг-дрыг лягушка, туп-туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Бежит дальше, видит - филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. "Ничего, - думает еж, - Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь!" Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: " Давай, филин, наперегонки. А коли догоню - съем!"

Филин глазищи прищурил и согласился. Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями и закричал дурным голосом: "Крылья мои быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!"

Испугался еж, клубком свернулся, да и под корни старого дерева закатился - спрятался. Он даже не подозревал, что за ним не только филин охотится.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Не боится и ежа.

И мышами поживиться

Любит шустрая ... (Лисица).

А лиса все это видела. Дождалась она, когда филин улетит, подошла к ежику и давай приговаривать: "Ежик, ежик, ни головы, ни ножек. Какой ты славный, круглый, румяный, как яблочко!" А еж ей: "Пуф, фыр, уходи, кума, не льсти". Лиса в ответ: "Да ты не бойся. Дай я с тобой поиграю. Покатаю тебя немножко"... "Ладно уж, - согласился еж, - покатай."..

Докатила она колючего до лужицы. Плюхнулся еж в воду и развернулся.

- Что случилось дальше? Верно, рыжая плутовка схватила его за брюшко и съела. Страшен был филин, а лиса хитрее и проворнее оказалась.

- Что вы знаете про лису?

Лиса - хищник. Чтобы насытиться, ей надо поймать не меньше 20 мышей...

Птичку поймает, лягушку, зайчат - всех ест, если получится - и ежом полакомиться.

- Вспомните, кто угрожал ежу, и составьте цепи питания.

 

Цепь питания:

 

- Кого из этих животных можно назвать хищниками? (Лягушку, ежа, филина, лису).

- Почему? (Они питаются другими животными).

- Как вы считаете, нужны ли в лесу хищники? (Нужны).

- Зачем они нужны? (Разные ответы детей).

Послушай, что случилось в одной сказке.

Надоело как-то зайцу волков бояться. Пошел он к кузнецу и попросил сковать стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, чтобы все его боялись. Сказано - сделано.

Идет заяц по лесу, стальными зубами лязгает, рычит: "Р-р-разорву!" Все волки, лисы, филины увидели это чудо-юдо кусачее - перепугались и наутек. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца.

Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу - тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву.

Придется пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже.

 

Каждое здоровое животное может за себя постоять и спастись от хищников, а попадаются им только больные, старые и слабые животные.

Выходит, что у природы нет никого лишнего. Все звери нужны и важны.

Цепь питания: растение - заяц - волк, филин, лиса

- С чего начинаются все цепи питания? (С растений).

- Что произойдет с хищниками, если пропадут все растения? (Они погибнут).

- Почему? (Все хищники питаются травоядными животными, или другими, более мелкими хищниками, которые поедают травоядных животных).

- Кого мы поселили в нашем лесу?

-          Подумайте, кого еще можно сюда поселить?

 

Домашнее задание

Прочитать, найти, узнать, какие еще животные бывают в лесу, чем питаются.

Доказать, что они нужны лесу, а лес - им, т.е. составить цепи питания.