Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ" Тема: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА". Урок 2. (вариант 2)
Цель: Воспитание у детей экологического мировоззрения. Приобщение детей к познанию законов природы. Задача: Показать взаимосвязь растительного и животного мира леса. К уроку учитель готовит рисунок с изображением леса (без животных), большие и маленькие картинки с животными (большие - чтобы рассмотреть и описать, а маленькие - чтобы удобнее было разместить их в лесу). Стихи-загадки к уроку могут выучить дети-помошники.
Ход занятий: На доске (или на стене) - рисунок с изображением леса. - Внимательно посмотрите на картинку. - Что хотел нарисовать художник? (Лес). - Всё ли здесь нарисовал художник? (Разные ответы детей). - Этот художник давно собирался нарисовать лес, но у него все что-то не получалось. Сначала он нарисовал только деревья, думая, что это в лесу самое главное. Деревья вдруг стали чахнуть и сохнуть. Художник нарисовал новую картину. Вместе с деревьями появились кусты, травы, цветы. Прошло время, и лес опять стал чахнуть. На другой картинке художник дорисовал грибы, ягоды. Это не помогло. Вдруг в самом углу его картины появился старичок-лесовичок и посоветовал нарисовать насекомых и ... Художник не дослушал лесовичка и бросился рисовать другую картину. Вот на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки. Когда художник через какое-то время снова увидел свою картину, он не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов - голая земля; деревья, даже елки стояли совершенно голые. Все на картине было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. В углу картины снова сидел лесовичок и качал головой. - Ребята, как вы думаете, что не успел договорить лесовичок, когда давал совет художнику? (Нарисовать не только насекомых, но и птиц, зверей). - Давайте поможем художнику разместить на новой картинке птиц и зверей. Для этого нужно отгадать загадки. - Как вы думаете, кого в первую очередь нужно поселить в такой переполненный насекомыми лес? (Птиц). (В ходе урока лес постепенно заполняется). Во время разговора о каждом новом представителе леса можно составлять цепи питания. Можно это оставить и на конец урока, как закрепление.
Сотни радостных солнечных пятен Засверкали в лесу на заре. В красной шапочке серый приятель Застучал по сосновой коре. "С добрым утром! Я доктор древесный, Я лесные болезни лечу. Всем зловредным букашкам известно, Что я тотчас же их проглочу. Целый день я стучать не устану. Под корой притаятся - достану!" Кто это? (Дятел). Детям предлагается рассмотреть увеличенный рисунок дятла - его клюв и язык, лапки с когтями ... - Что знаете о дятле? - Кто может объяснить, почему дятла нужно поселить в лесу? Дятел - птица лесная. Дятел и лес, т.е. деревья в нем, не могут друг без друга. Дятел добывает насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева. Очень крепким клювом он проделывает отверстие, а потом в это отверстие засовывает язык. А язык-то у дятла необыкновенный! (Показать картинку). Во-первых, длинный, сантиметров 10-15. Во-вторых, он очень липкий. И в-третьих, имеет острые, твердые зазубринки. Его не только в пробитое отверстие, но и в ходы, которые насекомые проложили в дереве, засунуть можно! Насекомые приклеиваются к языку или накалываются на зазубринки. Он ловко цепляется за кору дерева острыми цепкими коготками и, упираясь сильным хвостом в ствол, стучит, не переставая. - Какие приспособления дятла помогают лечить лес? Цепь питания: дерево - жук - дятел А что это за птица? Только и слышно: "Ку-ку! Ку-ку!" Узнали, конечно, кукушка!
Пестреет цветами опушка, Плывут облака налегке. "Ку-ку!" - напевает кукушка В зеленом лесном далеке. "Ку-ку!" - отзываются эхом И роща, и луг, и река. И вешнюю песенку эту Уносят с собой облака. - Что вы знаете о кукушке? Говорят, что кукушка - плохая мать, подкидывает свои яйца в чужие гнезда... Все это так. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Кукушка - птица насекомоядная и к тому же большая обжора. И главное - она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей. - Нужна ли лесу такая птица как кукушка? Цепь питания: растение - гусеница - кукушка
- Но что это лесовичок насторожился, прислушивается? Кто-то в траве зашуршал. Он как елка, Весь в иголках, Ловит смело страшных змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей. Он в лесу живет, Но все ж, Отгадай, кто это?.. (Еж). - Что вы знаете про ежа? Бежал ежик по дорожке - только пяточки мелькали. Бежал и думал: "Ножки мои быстры, колючки мои остры - шутя в лесу проживу". Вдруг видит, улитка на листке сидит и своим шершавым языком-теркой его скребет - кушает так. Еж ей предложил: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Глупая улитка согласилась. Улиткина скорость известно какая - семь шагов в неделю. Ежик ее и съел. Дальше побежал - только пяточки замелькали. Видит, лягушка-квакушка пучеглазая сидит - комаров ловит. И ей предложил еж: "Кто кого перегонит, тот того и съест". Прыг-дрыг лягушка, туп-туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел. Бежит дальше, видит - филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. "Ничего, - думает еж, - Я улитку съел, лягушку съел - сейчас и до филина доберусь!" Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: " Давай, филин, наперегонки. А коли догоню - съем!" Филин глазищи прищурил и согласился. Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями и закричал дурным голосом: "Крылья мои быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!" Испугался еж, клубком свернулся, да и под корни старого дерева закатился - спрятался. Он даже не подозревал, что за ним не только филин охотится. Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Не боится и ежа. И мышами поживиться Любит шустрая ... (Лисица). А лиса все это видела. Дождалась она, когда филин улетит, подошла к ежику и давай приговаривать: "Ежик, ежик, ни головы, ни ножек. Какой ты славный, круглый, румяный, как яблочко!" А еж ей: "Пуф, фыр, уходи, кума, не льсти". Лиса в ответ: "Да ты не бойся. Дай я с тобой поиграю. Покатаю тебя немножко"... "Ладно уж, - согласился еж, - покатай.".. Докатила она колючего до лужицы. Плюхнулся еж в воду и развернулся. - Что случилось дальше? Верно, рыжая плутовка схватила его за брюшко и съела. Страшен был филин, а лиса хитрее и проворнее оказалась. - Что вы знаете про лису? Лиса - хищник. Чтобы насытиться, ей надо поймать не меньше 20 мышей... Птичку поймает, лягушку, зайчат - всех ест, если получится - и ежом полакомиться. - Вспомните, кто угрожал ежу, и составьте цепи питания.
Цепь питания:
- Кого из этих животных можно назвать хищниками? (Лягушку, ежа, филина, лису). - Почему? (Они питаются другими животными). - Как вы считаете, нужны ли в лесу хищники? (Нужны). - Зачем они нужны? (Разные ответы детей).
Послушай, что случилось в одной сказке. Надоело как-то зайцу волков бояться. Пошел он к кузнецу и попросил сковать стальные клыки и стальные когти, да такие большие, такие острые, чтобы все его боялись. Сказано - сделано. Идет заяц по лесу, стальными зубами лязгает, рычит: "Р-р-разорву!" Все волки, лисы, филины увидели это чудо-юдо кусачее - перепугались и наутек. Совсем не осталось в лесу врагов у зайца. Прошел год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу - тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву. Придется пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже.
Каждое здоровое животное может за себя постоять и спастись от хищников, а попадаются им только больные, старые и слабые животные. Выходит, что у природы нет никого лишнего. Все звери нужны и важны. Цепь питания: растение - заяц - волк, филин, лиса- С чего начинаются все цепи питания? (С растений). - Что произойдет с хищниками, если пропадут все растения? (Они погибнут). - Почему? (Все хищники питаются травоядными животными, или другими, более мелкими хищниками, которые поедают травоядных животных). - Кого мы поселили в нашем лесу? - Подумайте, кого еще можно сюда поселить?
Домашнее задание Прочитать, найти, узнать, какие еще животные бывают в лесу, чем питаются. Доказать, что они нужны лесу, а лес - им, т.е. составить цепи питания.
|