На главную


Раздел 1: "МОЙ ДОМ"

Тема: "МОЙ ДОМ". Итоговый урок. Урок 5

 

Цель: 1. Воспитывать у школьников экологическое сознание: человек - часть природы и он зависит от природы; знание законов природы спасет человека.

Задача: Обобщить знания детей о жилище человека, о связи человека с окружающей его природой.

Ожидаемый результат: Дети должны продемонстрировать знания, которые они получили на предыдущих уроках, экскурсиях и т.д.

Опорные точки урока:

1. Взаимосвязь живой и неживой природы.

2. Необходимые условия жизни человека на Земле.

3. Зависимость человека от природы. "Человек не царь природы, а ее часть".

4. Как человек приспособил свое жилище для нормальной жизни.

Словарь: Дом, домишко, домина, домик, изба, жилище, квартира, кров, приют.

Выставка макетов домов, усадеб, изготовленных детьми из разных материалов.

Выставка детских книг "Зимовье", "Кошкин дом", "Три поросенка", "Теремок".

Инсценировка сказки "Зимовье". Картина "Экологическая задача".

 

Вступление

Что такое экология? Это наука о нашем доме.

Что понимаете под словом дом? (Учитель расширяет понятие "дом" от понятия жилище, квартира до размеров вселенной; планета Земля). Жилище человека - дом; улица на которой стоит дом; город, в котором есть эта улица; область, в которой находится мой город, государство, в котором есть наша Томская область, планета Земля, на которой есть моя страна. (Этот момент дает начало в развитии экологического мышления в масштабах Вселенной. Забота и знания о природе должны выходить даже дальше, чем планета Земля. Если знать законы природы, значит будет и забота об их соблюдении.)

 

Мой дом

Беседа.

Для чего человеку нужен дом? Чтобы укрыться от холода, дождя; чтобы иметь тепло, свет; чтобы было удобно жить.

В каком доме удобно жить? В котором созданы условия: тепло, свет, вода и т.д. Для рассматривания дома можно использовать рисунки, макеты.

Какие бывают дома? Деревянные, железобетонные, кирпичные, блочные и т.д.? Почему? (В деревне - деревянные избы, так как кругом лес, основной материал для строительства - древесина).

Какие породы деревьев идут для постройки дома? Почему? Для постройки дома используются хвойные породы: сосна, лиственница. Лиственные породы деревьев содержат в себе много влаги.

Из какого материала строят дома в городе? Почему? Из кирпича, железобетонных плит. Потому что есть заводы по изготовлению плит, кирпича.

Почему дома строят многоэтажные? Очень большое число жителей.

Из материалов какой природы строят деревянные дома? Это материалы живой природы (деревья, мох).

Из материалов какой природы построен многоэтажный городской дом? Это материалы неживой природы (цемент, гравий, железо и т.д.).

В каком доме легче дышится? В деревянном, т.к. дерево "дышит" и даже имеет свойство очищать воздух.

Где человек занимает больше пространства для жилья: в городе или в деревне? В деревне: дом, огород, двор, хозяйственные постройки для содержания скота. В городской квартире удобства расположены более компактно. В городе плотность населения очень высокая.

Вывод: Обобщая знания о назначении жилища, о связи человека с природой, и соответствующего приспособления жилища к условиям, в которых живет человек, можно сказать о "плюсах и минусах разного вида жилья". Отметить особенности местности и жилища.

 

Конкурс сельских и городских архитекторов

За время изучения данной темы у детей появляется желание нарисовать или построить свой домик, в котором было бы удобно жить, дом мечты. Дети очень любят мечтать. Дети, которые построили макеты, рассказывают о них. Указывают местность, где построен дом, кто там будет жить, будет ли удобно там жить и почему, из какого материала построен дом.

Итог. Человек - часть природы, он зависит от природы.

Природа - дом человека.

 

Экологическая задача 1

 

Учитель обращает внимание детей на картину №1, где существует идеальная картина связи экологических систем: река - человек - лес - воздух - птицы - река - лес.

Отмечаем равновесие в природе или наличие вредных факторов, нарушающих цепи взаимосвязи в природе.

Картина №2. Экологические связи нарушены, в центре картины завод с дымящимися трубами. Отравлена река, больная рыба, больные птицы, больной человек.

Дети объясняют, чем вызвана причина болезни (отравляющие вещества попали в воду и в воздух).

Вывод: В природе все взаимосвязано и нарушение одного звена приводит к нарушению взаимосвязей во всех звеньях:

плохая вода - больная рыба - больная птица - больной человек.

Выход: Нужно строительство очистных сооружений, высокий уровень технологии производства, разумное использование природных богатств.

Вопрос: Где бы ты построил себе дом? (Дом можно строить там, где природа здорова).

 

Экологическая задача 2

 

1. Инсценировка сказки "Зимовье".

Из какого материала животные строили себе жилище? Дом строился из материалов живой природы: бревна, мох; кирпичи делали из глины, из кирпичей сложили печь.

Почему всем животным было удобно жить в этом доме, каждому на своем месте?

1.      В каких сказках животные строили дом? (Выставка книг). "Три поросенка", "Кошкин дом", "Зимовье".

 

Поэтическая минутка

Дети читают свои стихи о доме.

Вывод: "Мой дом - моя крепость". Дети объясняют понимание этих слов, что явится итогом урока.

Словарь.

а) Широкое значение слова "дом" - планета, государство, город.

б) Дом, где живу я и моя семья.

Коваленко Н.Д.

Дом - это мама рядом со мной,

Папа, пришедший с работы домой.

Братик, сестренка дома живут.

Когда ухожу я, они меня ждут.

Нам весело, жить в доме своем,

Нам весело всем - песни поем.

А если чуть-чуть иногда погрустим,

То грустью и радостью делимся с ним.

В доме живем,

В доме растем,

Любим его, помним о нем.

Итог урока: Дети читают стихи.