На главную


Раздел 1. "МОЙ ДОМ"

Тема. "ГДЕ И КАК МЫ ЖИВЕМ". Урок 4.

 

Цель: Знакомить детей с понятиями "Дальние страны", "Земной шар", "Климат", с условиями жизни людей в дальних странах.

Задачи: 1. Познакомить детей с глобусом, картой. 2. Формировать понятия о разных условиях жизни человека в разных частях планеты. 3. Показать зависимость человека от климатических условий. 4. Понаблюдать, как человек приспосабливается к условиям, которые его окружают.

Оборудование урока: глобус, карта, учебник, картинки жилищ человека в разных климатических поясах.

 

Ход занятий

Проверка домашнего задания

Рассказы на тему "От чего зависит здоровье " и "Мой дом - экологическая система".

Что обеспечивает удобную жизнь человека в доме? (Свет, тепло, вода, пища).

Человек хозяин в своем доме, он отвечает за порядок в нем. А что такое порядок в доме?

Это все условия жизни, которые формирует и регулирует сам человек. Человек сам должен заботиться о себе и об окружающих.

 

Работа над темой урока: "Где и как мы живем?"

Отвечая на вопросы учителя, дети выясняют, что на нашей планете есть территории с разным климатом. Выделяются наиболее характерные из них: крайний Север, тайга, степи и пустыни, горные районы, тропики.

1.      Север. Жилище называется ЧУМ. Как он построен? Почему в нем удобно? Жилище северных народов приспособлено для кочевой жизни. Жители Севера в основном занимаются рыболовством и оленеводством. Оленям нужны новые пастбища и людям часто приходится менять место жительства, кочевать. Жилище строится быстро из жердей (тонкие деревца), их обтягивают оленьими шкурами (см. картинку). Питаются северные народы мясом и рыбой. В чуме тепло, там горит огонь и готовится уха из вкусной рыбы. Если северные народы меняют образ жизни, у него меняется жилье. На крайнем севере нет строительного леса. В городах, построенных на крайнем Севере, почти все сделано их материалов, завезенных из других частей страны.

Коваленко Н.Д.

Я живу в северной части планеты

И признаться, ничуть не жалею об этом.

Снега и олени, и чум мой родной,

Река со студеной и чистой водой,

Морозы и вьюги меня окружают,

Без них не могу, они это знают.

Не нужен мне жаркий и солнечный юг.

Люблю, когда чумы, олени вокруг.

 

2.Тайга. Жилище - бревенчатая ИЗБА. Люди занимаются охотой, заготовкой грибов, ягод, заготовкой древесины. Дома строятся прочно и надолго. Строительный лес - СОСНА. В деревянном доме тепло, легко дышится.

3.Степи и пустыни. Степи занимают большие пространства. Там тоже живут люди, они занимаются скотоводством. Там жилище называют ЮРТА. Это временное жилище. Кочевой образ жизни необходим для того, чтобы прокормить скот на новых пастбищах. Юрта похожа на чум, но она больше размером и отличается по форме.

4. Горная местность. Горы населяют много народностей. Они приспособились жить и у подножия гор и высоко в горах. Жилище люди строят и материала, которого там много. Это камень. Дома из камня очень прочные, они могут стоять века. Зимой в доме тепло, а летом прохладно. Окна в таких домах маленькие.

Я горец и горжусь при этом,

Что просыпаюсь я с рассветом

И вижу: облака внизу плывут,

Здесь люди добрые живут.

Спасибо скажем матушке Земле,

Что жизнь дает тебе и мне.

5. Тропики. В тропическом лесу вечное лето. Но бывает и сезон обильных дождей, поэтому люди строят дома на специальных бревнах, поднимают их выше от земли, чтобы вода дождевая не затопляла жилище. В этой части планеты дома строят из тропических растений. Там не нужны толстые бревна из сосны, как в Сибири, где холодно. Здесь тепло и жилище больше нужно для спасения от жары, палящего солнца. В таком доме тоже удобно жить, хотя оно построено из тропических деревьев, огромных листьев.

 

Так человек приспособился к той местности, где он живет.

Вопрос: Могут ли жители разных частей света и природных зон поменяться жилищами? Почему не могут?

 

Коваленко Н.Д.

Мой Дом родной! Планета голубая!

Живи, родная, горя, бед не зная.

Земляне - мы твои родные дети,

Ты лучшая для нас на белом свете.

Ты родила нас, Мать-Земля-Планета!

Мы благодарны матери за это!

Манят к себе космические дали,

Полеты дальние, награды и медали.

Да только как бы долго ни летали,

Родную Землю - Маму вспоминали.

И на нее мы все же прилетали,

Считали: живы, если наземь встали.

Космические дали, не машите,

О люди, на планету вы взгляните.

Она мила и так красива,

И в людях у нее вся сила!

О человек, земное ты создание,

Включи на "пятую" свое сознание.

Храни свой дом - планету голубую.

Единственную, не найдешь такую.

Ты думай далеко вперед,

Тогда планета не умрет.

Пройдут года, ты станешь дедом,

Ты будешь счастлив лишь при этом.

Пусть жизнь идет и не стоит на месте,

Всем на планете не бывает тесно.

А суть лишь в том, чтоб жизнь была

Планета - Матушка жила!

 

Итог.

Задание на дом.