|
||
Назад Вперед | ||
ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: ДОРОГАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ... (нестандартный урок "За круглым столом") Цель:
Методы: беседы. Оборудование: г/запись "Дороги", иллюстрации. Урок происходит на кануне Дня Победы, интерес к событиям войны не ослабевает. "Священная годов минувших память да будет в новом подвиге жива" А. Твардовский Сегодня на уроке мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе - это Вячеслав Леонидович Кондратьев, участник. Великой Отечественной войны, писатель (проецируется кадр - портрет писателя). Великая отечественная война 1941-1945 гг... Свежи в памяти картины войны из романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир". Л. Толстой признавался, что каждый раз, когда брал в руки новую книгу, то у него всегда возникала мысль об авторе: что он за человек, что нового о жизни может поведать, каковы его пути дороги? Тему нашего урока я так и назвала: Давайте представим, что у нас в студии в гостях писатель-ветеран войны, историк-участник событий на Ржевской земле и ведет беседу с ними корреспондент. Проходите, займите места в студии. Все остальные зрители приготовьтесь задавать вопросы, используйте тексты, делайте пометки в своих тетрадях. Итак, начинает работу: Корреспондент: Вячеслав Леонидович, сегодня Вы наш гость в передаче "За круглым столом". Как мы условились нашу беседу назовем "Дорогами Великой Отечественной..." думаю, что мы поступим правильно, если Вы, Вячеслав Леонидович, вспомните в начале о Вашей самой первой дороге. Насколько я знаю, она у вас началась еще в мирное время. Писатель: - Она началась в 1939 году, осенью. Когда вторая мировая война уже началась. Меня, студента первого курса, призвали в Красную Армию. Дорога в Армию была на Дальний Восток, в полковую школу, которая выпускала младших командиров. Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Звучит стихотворение А. Твардовского "Я убит подо Ржевом..."
Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: Корреспондент: Писатель: "И в 5, и в 15, и в 25 лет войной начинается память". К. Симонов Давайте и мы вспомним о событиях на Ржевской земле, мысленно перенесемся в тот, 1942 год, обратимся к повести. Перед нами, частичка истории и главным ее героем является Сашка. 1. Как давно служит Сашка? Много это или мало на войне? В поисках вашего ответа найдите детали картины, которые помогают воссоздать это. (Воюет 2 месяца, с 1919 г., служит с 1939 г., из большой семьи, где голодали в 30-е годы, поэтому легко переносит трудности. К делу относится серьезно, т.к. разные люди на фронте, не доверяет напарнику, т.к. тот привык в разведке к спирту, думает о ротном, приносит ему валенки, сунул ему же свой диск). Война есть война, и несет она смерть. Кругом сожженные деревни, оголенные трубы, кругом пепелище. Окружили немцы. Сколько было вначале в роте? 150? А осталось-16. Давайте проследим путь Сашки на войне. Кадр 2. Берет в плен немца. Рыженький, похожа на их деревенского Димку, давал слово, студент одураченный, добивается справедливости, не может убивать беззащитного. Справедливость восторжествовала. Комиссар батальона обещал представить к награде. Война не обезличила, не обесцветила характер Сашки. Он любознателен и пытлив. На все имеет свою точку зрения. Ответственен. Он понимает, что страшно, когда над человеком давлеет неограниченная власть, какой страшной сможет стать власть над жизнью и смертью (М. Карим "Помилование", Зух). Но эта война и неподчинение может закончиться страшно. Сашка давал присягу. Сашка и Толик-ординарец (тоже как Жернов-ординарец не дурак на фронте лямку тянуть). Им руководили высокие принципы, которых могла лишить только жизнь. Доброта и чуткость, добро и зло, умение откликнуться мы видим и в другой сцене. Однако, "молодость не мешает быть храбрым", говорил Толстой и мы дальше знакомимся с героем, его испытанием, ранением. Глава II.Дорога в санроту. Встреча с Зиной на его пути. Черново, Бахмутово, Овсянниково - деревни, вокруг которых шли бои. Небедовались солдаты, но не разу не сомневались в победе 9стр. 184). По пути в санроту помогает раненому, хотя мог и не пойти. Встреча с Зиной, первая любовь. Не ожесточился, не огрубел. Неосудима она, просто война, и нет у него на нее зла. Затем переводят в эвакогоспиталь Глава III.Трудный путь (погибает из-за подснежников Жора), трудно идти в эвакогоспиталь. Испытание дружбой. Встреча с лейтенантом Володей. Выручает его (2 ложки пшенки - с майором, особый отдел) стр. 239. Хорошо ли это? Человек в экстремальной ситуации - нравственная проблема. Перечитала много критики. У Кондратьева есть в тексте: "Надо, Сашка, надо", - говорил ему ротный. И Сашка понимал и делал, как надо, как следует. И тогда на войне это и облегчало жизнь. Изображая войну, где сотни и тысячи людей действуют по приказу, выполняя распоряжение командиров, писатели в центре повествования ставят ситуацию нравственного выбора, самостоятельного решения. Почему оставляют один на один? Да, в критические моменты только один на один человек раскрывается по настоящему. Солдаты мужественно защищали земли подо Ржевом, хотя пути-дороги были сложными. В бесчеловечной правовой войне человек остался человеком, из любой ситуации сумел с честью выйти. Понравилась повесть? Ее герои? Какие качества переняли бы? Ограничимся беседой. Оценку за сегодняшний урок Вам поставит жизнь, которая так сложна, и кто знает, какие у вас возникают экстремальные ситуации и выход из них. "Священных годов минувших память Да будет в новом подвиге жива". А. Твардовский Спасибо всем... | ||