Начальная страница  |   Содержание  
  
   Назад      Вперед   
  

ТЕМА: "МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ
И ПИСАТЕЛЕЙ КОНЦА XIX НАЧАЛАXX ВЕКА
(ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА)

ЦЕЛЬ:

  1. Учить учащихся видеть обстановку, в которой жили и создавали свои произведения авторы, видеть главное в теме. Систематически наполнять материал по теме.
  2. Познакомить учащихся с творчеством писателей, их отношением к Москве, как сердцу Родины, России.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к литературе.

Методы: беседа, чтение, работа со словарем.

Оборудование: эпидиаскоп, фильмоскоп.

Ребята, сегодня мы проводим итоговый урок по творчеству поэтов и писателей конца XIX - началаXX века (серебрянного века). Достаточно много работали по их творчеству. Обработали темы сочинений. Я выделила в юбилейный год столицы еще одну тему - Москва в творчестве поэтов и писателей. Ценность этой темы в том, что она всегда была в центре внимания. Сквозь нашу литературу проходит сквозная тема - идея единства Москвы и России. Эта идея идет от Батюшкова в произведении "Прогулка по Москве" и далее у Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Толстого, островского.

"Всякий русский человек,       
Глядя на Москву, чувствует,    
Что она мать"                  
	Л. Толстой                 
"Москва! Москва!               
Люблю тебя, как сын...           
Как русский, - сильно,         
Пламенно и нежно...              
	М. Лермонтов               
"Святое место!                 
Помню я, как сон..."             
	М. Лермонтов               
"Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,   
Как много в нем отозвалось!    
	А. Пушкин                  

Сколько добрых, нежных и ласковых слов звучит в адрес Москвы - родины, матери, святого места каждого из нас.
Не оставались в стороне поэты более позднего периода - серебрянного века. Судьба почти каждого из них была связана с Москвой.

"Нет тебе на свете равных,    
Стародавняя Москва!           
Блеском дней, во веки славных,
Будешь ты всегда жива!        

Кому принадлежат эти пророческие слова? (кадр-Брюсов)
Попытаемся данные слова доказать на нашем уроке.
Начинаем работу. Ответившая группа начинает первой.

Условия работы:

  1. Часть ребят получает индивидуальное задание.
  2. 2 другие группы работают со мной, в каждой есть лидер, который ведет оценочный лист, где фиксируется каждый ответ. Говорите четко, полно, там, где нужно по всем блокам вопросов.

Внимание! Итак, заглянем в колодец времени.

1. Кто из писателей провел 8 лет во 2-ой Московской военной гимназии? (А.И. Куприн)

1. "Трехлетним мальчишкой меня привезли в Москву, с этого возраста, вплоть до 19 лет я не выходил из казенных заведений... Да, надо по правде сказать, что 4 года моей офицерской службы были тем же закрытым пансионом" - вспоминает? (А.И. Куприн)

2. "За рубежом писателем была написана повесть об офицерах, армии, в ней чувствовалась печаль об утраченной юности, по далекой Москве" - вспоминает Ксения, дочь писателя. ("Юнкера" А. Куприн)

31 мая писатель вернулся в Москву, остановился в гостинице "Метрополь", а затем на даче в Голицыне. "Здесь в старом переулке за Арбатом совсем особый город". О каком городе идет речь? Кто автор? Год написания? ("В Москве", Бунин, 1906 г.)

3. Как называется очерк, который был написан в столице после пережитых встреч с друзьями, земляками, коллегами? ("Москва родная")

3. По каким Московским местам прошли Митя и Катя - герои этого рассказа? (Они шли по Тверскому бульвару, подошли к памятнику Пушкину, увидели сияние страстного монастыря, купили ноты на кузнецком мосту) Кадры.

4. Какому писателю снилось одно и тоже: "Москва, церковь Покрова на Пресне, Кудринская, Садовая, Никитские... и всегда во сне было чувство, что это больше я никогда не увижу..."? Опубликовал в "Русской газете" в Париже в 1924 г. (А. Куприну)

4. Постоялые дворы, Крым, Орел, Петербург, Москва первопрестольная... из множества миниатюр складывается огромная мозаичная картина в автобиографическом романе какого писателя? Как называется? (И. Бунин "Жизнь Арсеньева")

5. Назовите произведение русского пистаеля-эмигранта, который дал в своем произведении ярчайшую и подробнейшую иллюстрацию российской жизни начала нашего века, по которой можно было изучать быт Москвы, традиции, обычаи, храмы. Произведение можно будет назвать сказание о Москве. Произведение имеет подзаголовок: "Праздники, радости, скорби". Эпиграфом к произведению взяты слова А. Пушкина: "Два чувства дивно близки нам: В них обретает сердце пишу - Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам."(Иван Шмелев "Лето господне")

5. "Вечером в Большом театре. Улицы, как всегда, теперь во тьме, но на площади перед театром несколько фонарей, от которых еще гуще мрак неба. Когда вышли из театра, между колон - черно-синее небо, 2-3 туманного голубых пятна звезд и редко дует золотом. Никитская без огней, могильно темна, прохожих почти нет. На углу Поварской и Мерзляковского два солдата с ружьями...О каком времени идет речь? Как автор назвал события в произведении? Кто автор? (Речь идет о событиях в Москве. События 1917-1919 г. названные Буниным "Окаянными днями")

ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА

На столах - конверты. Вы должны составить правильно мозаику, чтобы получилось высказывания. Кому они принадлежат? Запишите в тетрадь в качестве эпиграфа к сочинению. С доски - тоже.

1. Прекрасный, безмерный город из белого камня. (К. Бальмонт)

1. Одно лишь слово нужно мне: Москва. (К. Бальмонт)

2. Писатель, о котором далее пойдет речь написал роман "Петербург", 12 лет писал другое произведение, создав 3 части произведения не закончил. Как называется данный роман? Кто автор? ("Москва" А. Белый (Бугаев)

2. Ностальгия разъедала душу поэта. Данное стихотворение "Москва" перекликается с очерком-размышлением, где возникает сказочный китеж. В каждом звуке чудится родная и далекая Россия. О каком очерке Бальмонта идет речь? ("Москва-Париж")

Продолжаем работу.

6. Кто из поэтов стремился сделать из своей жизни поэму, не спрашивая согласия самой жизни. Трижды поступает в Московский университет на юридический факультет. Князь Урусов - ценитель поэзии почувствовал в нем свежий, оригинальный дар. Кто этот поэт? (К. Бальмонт)

6. "Даже цветы на родине пахнут по-иному. Их аромат более сильный, бопряный, чем аромат за границей... на родине все лучше!" В каком произведении и какой писатель описывает родной край? ("Москва родная" А. Куприн)

7. В Москве в 20-е годы М. Цветаева сдружилась с семьей одного поэта. Дружба это продолжалась в эмиграции. Он был в Томске, Иркутске, Чите в 1916 году. Кто этот поэт и путешественник? (К. Бальмонт) С какой юбилейной датой связано имя Цветаевой? (В 1936 г. Цветаева помогла организовать вечер в честь 30- летнего юбилея поэта).

7. Появилось еще одно имя - Марина Цветаева. Какой юбилей отметили в этом году? (105 лет. родилась 26 сентября 1832 г. в Москве)

8. "Мы идем ни на миг не смолкая все родные слова, все родные черты! О, апрель незабвенный, - Тверская, Колыбель нашей юности ты."Кто это мы? Как называется стихотворение? (С сестрой Анастасией "Тверская") (кадр)

8. Исследовательница творчества Цветаевой А. Саакяну писала р частых поклонах поэтессы Москве. Кому она поклонялась в прозе? Какое произведение написала? ("Мой Пушкин")

Переходим к блоку вопросов "Искусство и литература"

1. Речь пойдет о замечательном соседстве в Москве-храме Христа спасителя (кадр) и построенном почти лицом к лицу замечательном здании. Что это за здание? (Музей изобразительных искусств)

1. Москвичи и мы могут быть благодарны сподвижничеству науки и просветительства. Кто это был? (Иван Владимирович Цветаев, 150-летие которого отмечалось в мае - отец Марины Цветаевой)

2. Какую книгу она посвятила отцу? (И. Цветаев жизнь. Деятельность. Личность")

2. Первоначальное название музея? (Музей изящных искусств)

3. "В наш с вами музей изящных искусств станут приходить все трудящиеся и обремененные всяческими заботами, и здесь найдет каждый и внутреннее успокоение, и поучение неизменно изливаемое произведениями науки и искусства...там будут только наслаждающиеся и просвещаемые...". Где же найдет каждый успокоение и поучение по сегодняшний день?

3. В 1912 г. (закончилось строительство музея) 19-летней девушке навсегда запомнился этот день - "белое видение Музея на щедрой синеве неба. По сторонам входа двойные ряды лицеистов. Белое видение лестницы, владычествующей над всеми. Гости в ожидании Государя. Ордена, ордена, ордена... Ни лба без рытвин, ни груди без звезды..." Кто была эта девушка? Как назывался очерк, в котором она описывает торжественный день открытия? (М. Цветаева "Открытие музея")

4. Кому посвящены следующие строки М. Цветаевой? "До последнего часа Обращенным к звезде- Уходящая раса, Спасибо тебе". (С благодарностью вспоминает Марина поколение, к которому принадлежал отце)

4. В каком стиле был построен Музей? Как это позже найдет отражение в творчестве М. Цветаевой? (Античный стиль, "Античные стихи" назовите: "Психея" - 1916 г., "Сивилла и юноша" - 1916 г., "Хвала Афродите" - 1921 г., "Орфей" - 1921 г., "Сивилла" - 1922 г., "Ариадна" - 1923 г., "Федра" - 1923 г.).

Достаточно много использовалось фрагментов старой Москвы. Не могли бы вы назвать художников? (А. Васнецов, Ф. Алексеев).

5. Итак, в Трехпрудном переулке, в г. Москве, в семье профессора и музыканта родилась дочь. В каком году и кто это был? (Кадр) Какой юбилей в этом году мы отмечаем (26 сентября (7 октября н.с. 1882 г. - 105 лет)

5. Как об этом говорила сама Марина? ("Техпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, не меньше, а может быть и больше дома Ростовых...")

6. Какими строчками из стихотворения можно подтвердить эти слова? ("Красною кистью рябина зажглась")

6. Что Вы можете сказать о доме поэтессы? (Радостный дом, полон счастья Любовь к прежней Москве, к дому детства сохранит навсегда). Какое стихотворение посвятит? ("Розовый домик" 1916 г.)

7. Прочитайте стихотворение.

7. "Она жила недалеко, в Мамонтовском переулке. Марина была бунтарка, как пишет ее младшая сестра Анастасия. Вскоре она была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц..." О каком времени идет речь? (Обучение в 1-ой гимназии. Будет еще 2-ая, там лучше).

8. Читала много, рано начала писать. Вскоре выпустила свой первый поэтический сборник. Его заметили, а через день получили письмо от писателя. Кто этот писатель, который заразил любовь к поэзии? (Пушкин)

8. Сумейте доказать это стихами... а) "К Вам душа так радостно влекома..." б) "чердачный дворец мой, Дворцовый чердак" 1912 г.

9. Кто писал ей письмо и оценил? (Максимилиан Волошин)

9. Как назывался первый сборник? ("Вечерний альбом")

10. за это время было написано более 100 стихов. Из Москвы, из Борисоглебского переулка Марина с дочерью крестясь на каждую церковку, прощаясь с Москвой, уезжали. Куда? (За границу, у мужу, где пробыли 17 лет)

10. Как вспоминает о Москве этого времени Цветаева? ("Мы уехали из Москвы быстро, неприметно, но дом продолжал жить...")

11. Чем был дом в Борисоглебском переулке? (Источником и хранилищем жизни)

11. "Марина! В тебе материал 10 поэтов и сплошь замечательных". Кто дал такую прекрасную оценку Цветаевой? (М. Волошин)

12. Москва, родина, Россия... Это всегда тяготило Марину. Попытайтесь вспомнить высказывание поэтессы об этом? ("Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот потеряет ее лишь вместе с жизнью...)

12. В каком стихотворении прозвучат в очередной раз слова признания любви Москве? ("У меня в Москве купола горят" 1916 г.)

КОНКУРС АРТИСТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

"Москва! Какой огромный     
Страноноприимлемый двор...    
Семь холмов как             
Семь колоколов              
На руках моих нерукотворных"

Всем сдать задания и включить в данный конкурс.

Судя потому, что вы читаете стихи о Москве М. Цветаевой, то в каком году они были написаны (1915-1916) и вошли в цикл стихов в Москве.

В качестве домашнего задания: эпиграфом о Москве, продолжить подбор тем сочинений о Москве не менее 5.

Наша с вами работа-сотворчество. Думаю, что урок, на котором вы тоже пытались творить, а значит додумывать мысленно дописывать, дочитывать не прошел впустую. Проблемный вопрос нашей темы сумели доказать. К данной теме будем возвращаться и не один раз --впереди творчество Б. пастернака "Доктор Живаго", М. Булгаков "Мастер и Маргарита". Изучение и знакомство продолжается.

Оценочные листы сдать, я учту предыдущие ответы и выставлю оценки в журнал.

Всем спасибо!

  
Наверх страницы