<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Славянские божества

В славянской мифологии божества, в отличие от верховных богов, относятся к более низкому уровню. Божества связаны в основном с хозяйственными циклами и сезонными работами, они сопровождают жизнь человека с самого его рождения и до смерти, помогают в образовании семьи, в рождении детей, в сохранении традиций рода, в бытовых вопросах.

АВСЕНЬ, ОВСЕНЬ, ТАУСЕНЬ, БАУСЕНЬ - бог смены времен года. Приносит вести о начале осени и весны. У восточных славян это божество больше связано с Новым годом, с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия. Символ прибытка света, прибытка в урожае. Авсень покровительствует пастухам и коням, всячески им помогает. Изображается на коне, цвет коня соответствует времени года.

БОР, СВЯТОБОР - бог лесов, покровитель охоты. Лешие - его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор - один хозяин над всеми славянскими лесами, ростом выше деревьев. Одежда его зеленая и украшена мхом, ветками, хвоей.

ВИЙ - божество подземного царства. Может скрываться в темных пещерах и глубоких ямах. Его смертоносный взгляд скрыт под огромными веками до земли. Его помощники - нечистые силы - поднимали их вилами.

ДИД - третий сын богини Лады, бог супружеской любви. Покровитель прочных любовных отношений в семье.

ДИДИЛИЯ - покровительствовала благополучным родам и воспитанию младенцев. Богиня женского плодородия.

ДОГОДА - бог ясной погоды. Крылатый, светловолосый юноша с веткой шиповника в руке, приносит теплый ветерок.

ДОДОЛА - богиня лета и расцвета человеческой жизни. Особенно она покровительствовала девицам. В некоторых обрядах водят Додолу, наряженную

в цветы и травы.

ДОЛЯ, НЕДОЛЯ: счастье-несчастье, судьба-несудьба, девы судьбы, небесные пряхи, каждая из них плетет судьбу - нить жизни каждого человека. У Доли нить получается ровная, светлая, у Недоли кривая, рваная, рябая. Недолю еще называют лихо, горе, злосчастье, кручина.

ЖИВА - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека. Время Живы - весна, когда расцветают леса, поля, когда люди влюбляются. Жива - юная цветущая дева с венком на голове и цветами в руках.

ЗАРЯ - заря утренняя и вечерняя - две сестры Солнца.Утренняя Заря выводит на небесный свод белых коней - свет. Вечерняя Заря обрывает желтую нитку, и вместес ней исчезает день.

ЗЕВАНА - богиня зверей и охоты. Зевана носила кунью шубу, вместо шапки -голова зверя. Поверх накинута медвежья шкура. При ней всегда лук и капкан, нож. Красивая женщина, уверенная в себе, с метким глазом и сильным телом.

ЗЛЕБОГ - бог вечного мучения, который поджидает воришек, убийц, злодеев. Представляли его в виде змеи.

ЗОЛОТАЯ БАБА - богиня домашнего благополучия, семейного счастья.

Добрые вести она приносила через музыку гуслей, всегда лежавших возле ее ног. Особо ее почитали народы Сибири и изображали с ребенком на руках.

КОСТРОМА - воплощение весны и плодородия, мать колосьев. В обрядах "Проводы весны" Кострому-чучело наряжали в белую рубаху или простыню - оплакивали, сжигали или топили в воде, тем самым желали урожая и обеспечивали вечное плодородие земли. Обряд называют "Похороны Костромы", "Кострубонька".

ЛЕЛЯ - богиня радости, молодости, Дюбви, красоты. Ее время - конец марта, апрель. Способствует цветению души, физическому и духовному росту. Покровительница семейного счастья. Дарит всем радующимся жизненные силы, наделяет лучшими качествами.

КОРС - бог пиров, покровитель еды и питья. Охотник за пивом и медом. К нему обращались, прежде чем начать веселье или пир.

ЛИХО - злая доля. В сказках представлена в облике худой женщины, без одного глаза, встреча с ней может привести к гибели или потере руки, ноги. Лихо - бог неразборчивости, несправедливости, рока.

МАГУРА - дочь Перуна, воинственная

крылатая дева-валькирия, предвещающая смерть. В боях она поддерживает воинов, если воин пал, то она дает ему выпить воды, дарит последний поцелуй и отправляет в рай.

МАРЕНА (МАРА, МОРА, МУРА, МОРЕНА, МАРЖАНА) - воплощение смерти. Ее образ связан с ритуалами умирания и воскресения природы, с ритуалами вызывания дождя. Соломенное чучело Марены разрывали, сжигали, что было призвано обеспечить урожай. Богиня бесплодной, болезненной, увядающей жизни. Эта богиня несет мор, эпидемии, покровительствует ночи, зиме.

Деревяные фигурки домашних божеств (Новгород)

МОРОЗ (МОРОЗКО, ТРЕСКУН) - повелитель зимних холодов, хозяин зимнего леса. Представляли его в виде старика. От его стука сковываются реки, замерзают окна. Зима - его супруга. Не любит тех, кто постоянно мерзнет и жалуется на холод, а веселым и неунывающим дарит крепкое здоровье.

МОРСКОЙ ЦАРЬ - владыка вод. Все моря и океаны, считали славяне, - кровь Морского царя, а реки - его дочери. И когда он веселится в своем царстве, на море бушуют бури. Моряки задабривали веселого царя хлебом-солью. В сказках Морской царь может предстать необъезженным жеребцом, которого должен укротить богатырь.

ПЕРЕРУГ- недоброе божество. Он имеет способность ссорить людей. В семью или компанию раздор вносит. Когда случались внезапные ссоры, говорили: "Переруг в гости пришел".

ПОРЕНУТА - покровитель мореплавателей. Чтобы уберечь корабельщиков от бурь и штормов, смотрел он на все четыре стороны своими четырьмя ликами. Пятое лицо на груди Поренута смотрело вниз и предупреждало о мелях и подводных камнях. Идола Поренута изображали с трезубцем в одной руке и со свитком карт - в другой.

ПРОВЕ (ПРОНО) - бог правосудия. Прове - "проведать, прознать". В одной руке у бога правосудия камень - символ преступления, в другой - копье - символ наказания. Возле идола находилось множество других идолов - воинов правды. Многоликие помощники смотрели за порядком во все стороны.

РАДЕГАСТ - божество бранной славы и справедливой войны северных славян. Имел вид славного воина, вооруженного с ног до головы: латы, копье, секира, щит. Его знаки: орел - символ несокрушимости и славы, бык - сила во имя добра и продолжения рода.

РАДОМЫСЛ - бог мудрости и красноречия, податель добрых советов. Когда князь, царь или народ собирались на совет, сход, собрание, то обязательно молились Радомыслу, чтобы тот подал радостную мысль для разрешения проблемы. Представляли его задумчивым, упиравшимся правой рукой о лоб. В левой руке держал копье - символ воина, отстаивающего мудрые советы иногда и с помощью силы.

СИЛЬНОБОГ - покровительствовал крепким, красивым мускулам, метким ударам, ловкости. Наши предки большое внимание уделяли гармоничности и закалке тела. Не зря на Руси до сих пор популярна пословица "В здоровом теле - здоровый дух".

ТРИГЛАВА - богиня земли. Идол ее устанавливали обязательно подальше от людского жилища. Три ее головы означали три начала, из которых состоит земной шар, земля-почва, вода, воздух.

УСЛАД - бог веселья и приятных развлечений, верный спутник Лады.

Представляли его веселым юношей в венке и с бокалом сладкого напитка в руках. В начале всякого пиршества призывали этого бога, и первый глоток священного напитка посвящался ему.

ХВОРСТ - покровитель болезней, немощей и старческой слабости. Слыл беспощадным, недобрым, жестоким божеством.

ЧИСЛОБОГ - покровитель, указатель времени. Два его лика означали солнце - дневное время и месяц - время ночи. Возле его идола содержали всегда в порядке солнечные и лунные часы мудрецы. Вокруг идола высаживали множество разных цветов, по открытию и закрытию цветка и определяли время суток. Место Числобога всегда выглядело красиво и таинственно.

ЧУР - божество границ, одно из древнейших божеств - берегинь. Произошло от "щур", "пращуры" - предки. Земля, в которой покоились предки какого-либо рода и которая переходила, наследуясь, из рода в род, считалась неприкосновенной. По поверьям многих племен, души тех, кто не уважает святости границ, передвигает межевые камни (столбы), хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают без пристанища. Чур помогает при разделении, перемещении, несет гуманные нравственные принципы и справедливость: "чур - пополам!", "чур - вместе!". Чура изготовляли из круглого чурбачка, толщиной с руку. На нем вырезались условные знаки рода. До сих пор метки на земле делают с помощью чурбаков, чурок.

Н. Рерих. Идолы

ЯРИЛО - веселый, разгульный бог страсти, удали, роста, озарения, удачливости, легкости. Обеспечивает связь между богами и человеком. Освещает человека проведческой энергией, поддерживает начинания, связи, торговлю, потому в это время популярны ярмарки на Руси. Его время приходит с сильным весенним и летним солнцем - яром. В это время на земле у всех живущих на ней наступает благоприятный период здоровой энергии, прилив животворящих сил. Разъезжает он по полям, рожь растит, молодцам силы дарит, девицам - здоровье. В это время года то и дело в жар так и бросает.

В русском языке сохранился глагол "яриться" - пребывать в состоянии эйфории, беспричинной радости. Корова, которой нужен бык, "ярится". Теленок, бегающий, задрав хвост, по полю, - "ярится". Весенние всходы - "яровица". "Ярь" - зелень. "Яро" - весна по-чешски. "Ярынь" - вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. "Ярование" - пение веснянок в старину.

ЯРОВИТ - имеет воинственный характер, небесный воитель. У его идола был большой щит из золота и знамена. С этими атрибутами выступали в военные походы. Будучи богом весенних гроз, был и защитником полей, плодов, деревьев домашних животных, всего того, что служило на пользу человеку.

Если верховные боги - и явления, и законы Вселенной, то божества - законы земного уровня, которые наши предки строго соблюдали и старались сохранять соединяя их с законами верховными.

С.М.Городецкий

ВИЙ

Из-за тридевять буйных веков,

Из-за тъмы, из-за мглы непроглядной,

Из-под спуда седых валунов

Вылезает корягой неладной.

Кожа сморщилась, тряпкой висит,

Зубы сыпятся белой трухою.

Видно, кол ему мимо был вбит:

Не сыскал под землёю покою!

Да и что за лежня под землей?

Темнота да жара донимает.

И наверх, осерчавший и злой,

Продирается Вий, вылезает.

Поглядеть захотелось ему

На житьё, на бытьё молодое.

Вылез. Видит петлю да суму.

"Это,- думает,- что же такое?"

"Подымите мне веки!- кричит.

-Я не вижу ни счастья, ни воли.

Стон к земле приунылой прибит,

Думал: люди не стонут уж боле!"

Эх, ты, старый мой, глупый мой Вий!

Дай-ка веки покрепче прихлопну!

Лише наше житьё всех житий!

Зря ты вылез из теми утробной!

Как в смоле мы кипим, живём,

Даже песни поём и смеёмся.

Слезы капнут - мы песни не рвём.

Смеючисъ, рукавом оботрёмся

Тяжковекий! Тебе не понять,

Что за жизнь, что за дело земное.

 

П.Д. Бутурлин

МЕРЦАНА

Когда по ночам меж летом и весной

Ты видишь, как в глуби лилового тумана

Зарницы ранние играют над землей,

Не верь, что это тень Перуна-великана!

Не верь! С небес тогда, в начальный час ночной,

Нисходит кроткая богиня нив, Мерцана,

К полям, где ширятся надеждой дорогой

Хлеба зеленые, как волны океана.

Она летит, летит ≈ и край воздушный риз,

Скользя чуть-чуть по ним, легонько клонит вниз,

Как будто с ласкою, колосья молодые.

И с той поры гроза те нивы обойдет,

И град их пощадит, не тронут черви злые,

И солнце яркое до жатвы не сожжет.

 

П.Д. Бутурлин

ЯРИЛО

Идет удалый бог, Ярило-молодец,

И снежный саван рвет по всей Руси широкой!

Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,

Ярило, жизни царь и властелин сердец!

Из мака алого сплетен его венец,

В руках - зеленой ржи трепещет сноп высокий;

Глаза, как жар, горят, румянцем пышут щеки...

Идет веселый бог, цветов и жатв отец!

Везде вокруг него деревья зеленеют,

Пред ним бегут, шумят и пенятся ручьи,

И хором вслед за ним рокочут соловьи.

Идет он, светлый бог! - и села хорошеют!

И весь лазурный день - лишь смех да песни там.

А темной ноченькой уста все льнут к устам!

  
Наверх страницы