|
||
Былинная истинаБылины - народные, эпические песни-сказания. Повествуют о богатырях-защитниках Родины, отразили нравственные идеалы народа, стали символами времени духовного национального роста. Былины исполняются одноголосно и похожи на широкораспевные песни. Старики былины иногда называют старинами. Через предков - героев-богатырей - мы пройдем путь физического и духовного становления нации, устанавливавшей и новый порядок, и новое мировоззрение, и государственный строй. В былинах все рядом: и сцены быта, и история, и мифологические окраски. Прошлое и реальное в былинах мифологизируется. Жизнь и смерть, любовь и предательство, добро и зло идеализируются. Богатыри являются воплощением высоких качеств русского народа, защитниками земли русичей и ценностей, которые накопил народ. Редко встречается в былинах имя богатыря Самсона Самойловича с его "семью золотыми волосами на голове". Самсон Самойлович стал прообразом якобы живущего мудреца еще во времена Атлантиды. Посвященный знал о трагедии и подготовил 7 учеников - руководителей будущего после атлантического периода. Они должны были сохранить и донести до людей духовные знания, благодаря которым далекие предки ощущали сверхчувственный мир как реальный и истинный. Люди чувствовали, что в том мире находится их Родина. ![]() В последующую эпоху - по былинам это было время Святогора - человек понемногу привыкает и даже оценивает по достоинству физический мир. И желание Святогора касалось масштабов всей Земли - "повернуть землю краем вверх, смешать земных с небесными". Люди начинают ощущать реальность физического, материального мира как мощную силу и начинают ее совершенствовать, работать над ней через физическое, через трудный путь к изначальным истокам. Представителем этой культуры в русских былинах является Микула Селянинович. Чаще мы его видим пашущим землю на огромном поле. Поле - грандиозная картина физического мира, это поле деятельности для обработки его светлым божественным началом. Орудия труда из злата и серебра вгоняет богатырь в русскую землю. "Чисто серебро и злато" - символы духовной силы. "Уж, я золото хороню, хороню, Чисто серебро хороню, хороню..."
Н. Рерих Микула Селянинович. В русских сказках и былинах часто встречается сюжет, где то теряют, то добывают, то внедряют в землю серебро да золото - все это сюжеты о сохранении и борьбе за духовные знания. В последующее время героем становится Вольга Всеславьич. Эта эпоха отличается великим любопытством людей. Их стремление к познанию, возврату к небесным возможностям породили науку, прежде всего астрономию. Созерцание небесных светил подвигло их изучать явления, движения. Человек вернулся к понятиям гармонии между небом и землей. В былине о Вольге Всеславьиче описаний светил небесных много:
Старшие богатыри являются представителями культурных периодов, несущих чисто русские народные традиции. Младшие богатыри: Добрыня, Алеша Попович -приобретают всё больше национальные черты. Жизнь и подвиги Ильи Муромца и младших богатырей дают яркую картину духовного пути народа в прошлом, настоящем и будущем. Об Илье Муромце известно, что он тридцать три года "сиднем сидел" без рук и без ног, днем и ночью усердно молясь Богу. ".... и во сне и въявь Соловей-разбойник представлялся И смолиться окаянный не давал ему!" Но пришли странники-калики перехожие, они-то и исцеляют его (в образе ^ странников - сам Христос с апостолами). Так вера дала богатырю силы невиданные, и пошел он к князю Владимиру "постоять за Русь, за веру христианскую". По дороге берет в плен Соловья-разбойника черное прошлое, тем самым избавляя Русь от нечистого и неся все лучшее в будущее. В былине об Илье Муромце основной мыслью стала дружба и любовь человека к человеку. Поэтому так ярко показывается предательство и его последствия. Через Христов принцип любви в эту эпоху должно прийти на землю все более возвышающее сознание, поднимающее человека над материальностью. В эту же эпоху формируется сознание полной внутренней самостоятельности. Человеку дано было почувствовать себя богоподобным и духовно бесконечно сильным, чтобы преодолеть низкое в человеческой природе. В былине "Речка Смородина" - это граница между физическим и духовным мирами, это граница, которую должны преодолеть люди и переродиться (Смородина - Самородина-самоперерождение). И идут младшие богатыри по Руси, чтобы очистить ее от поганого. И доказывают богатыри своими подвигами, что каждый человек в отдельности силен, но в особо трудных случаях быстро объединяются и в совместной борьбе побеждают любого врага. В одиночку каждый из них убивает Змея. Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча, Алеша Попович Тугарина Змеевича. Змеиное начало - это, прежде всего, духовные препятствия внутри человека, которые он старается преодолеть, вступив на духовный путь. Преодолев змея внутри себя, человек становится непобедимым. А когда такие люди собираются вместе на защиту Отечества, то их уже ничем не сломить. Помните, как Змей Горыныч (физическая сила - материальный мир) похищает и держит в плену Забаву Путятичну (высшее духовное начало в человеке). Богатырь Михаиле Потык, не уничтоживший враждебные силы, споткнулся на своем пути и дал приют в своей душе - женился на Авдотье Лиходеевне. За что и были ему даны жестокие испытания. Ссора Ильи Муромца и князя Владимира - это символ отрицания всего духовного, а значит, ослабление Руси. В этот момент и наступает враг со всех сторон. Рушится духовное единство князя с богатырями и народом, с тех пор и подступают к Руси завоеватели свободно. Слепота духовная показана в былине -так и "перевелись на Руси богатыри". В последующих былинах появляются новые мотивы, которых не было в прежние времена. Новые личности, появившиеся неожиданно и совершенно раздельно, несут искры сохранившейся духовной силы и поднимают народ: Василий Буслаев, Чури-ла Пленкевич и Садко. Трудный у них путь. Кто-то из них смог достичь цели, а кто-то нет. Василий Буслаев не верует "ни в сон, ни в чох", с издевательством убивает Старище-Пилигримище (символ старцев-мудрецов), кощунствует и погибает при попытке насильственно ворваться в духовный мир (с законами которого он не считается). Лишь перед самой смертью переживает момент просветления. И прыгал он через камень - Алатырь, изображающий не что иное, как высшие сферы духовного мира. И прыгал он "лицом назад" - не правильно то есть, и эта попытка стоила ему жизни:
Так в образе смерти Василия Буслаева произошло примирение и воссоединение с высшими законами, брак человека с духовным миром. Последующие богатыри со своими женами (символами духовности народа) пытаются просветить народ, открыть глаза на правду (Ставер Годинович и его жена Василиса Микулична, Будимир и Забава Путятична).
Таким образом, этот период призван воплотить на земле великий духовный идеал. Богатырь Дюк Степанович стало образом прекрасного времени - будущего. Былина говорит о величии и богатстве земли Русской, но будет оно только тогда, когда будет сильна связь между прошлым, настоящим и будущим. ![]() Только тогда, когда ростки знаний одного Временного периода будут прорастать в другом, появятся цветы и зрелые плоды в будущем. Встречи богатырей между собой являются отражением переходных стадий от одного культурного периода к другому. Живые образы из русской истории помогли былинникам преподать урок духовности народу. Богатыри помогают осмыслить события во времени. Богатыри - символы необычайных возможностей человека.
|
||