<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Окон негасимый свет

Не отвести глаз от русского дома. Дом - живой организм: стены дышат, цвет, оттенки, фактура, запахи дерева погружают в неподдельную силу природы. Обветренные и омытые дождями, прогретые солнцем, они, как люди, радуются и старятся, имеют улыбку и хмурые брови - наличники. Особое оживление дому придают окна. Окна - "око" - глаза дома. Огонь в печи - от дерева - давал живое, теплое мерцание в окнах. Кажется, вся изба светится янтарным жаром, сохраняя вечные, мудрые тайны жизни. Окна имеют свой характер и свое назначение.

Интересна эволюция окна в народном жилище, в результате которой простое и примитивное отверстие в бревенчатой стене дома превратилось с течением времени в "красное" - красивое. Окно стало главным украшением дома и гордостью хозяина.

В глубокой древности световые, смотровые, проветриваемые окна были небольшими и прорубались так, чтобы не нарушить прочность и монолитность дома, поэтому прорубались в двух бревнах до половины бревна . Такие окна называют волоковыми, поскольку закрывались - заволакивались изнутри доской, двигавшейся по пазам. Зимой на такие окна вставляли раму - "оконницу" с прозрачным материалом: бычьим пузырем, промасленным холстом , пленкой рыбьего пузыря, тонкими липовыми дощечками. Летом оконницы вынимали из избы и смотрели на мир открытыми глазами. На Севере Руси был и другой материал - слюда. Она добывалась небольшими хрупкими кусочками. Для их соединения требовались металлические полоски и искусные мастера для их изготовления, поэтому иногда кусочки слюды просто сшивали крученым конским волосом и называли "шитухами".

"Красные" - косящатые, с крепкими косяками окна -раньше появились в посадах и городах, в первую очередь на общественных зданиях, например на фасаде таможни, где взимались пошлины с привозимых товаров, в церковных приделах. Красное окно укреплялось косяками из трех брусков в виде буквы "П".

Косящатое окно

Подоконником у него служила стесанное до половины нижнее бревно проема. Вскоре на главном фасаде стали располагаться одно или три "красных" окна, а волоковые переместились на боковые стороны. Особенно нарядно выглядит и светелочное оконце. Крайнее - переднее окно - освещало красный угол и стол, среднее пропускало свет в центр избы, третье - "судное" - обеспечивало освещение бабьего места - "кута", где находились печь и все предметы домашнего очага.

Крайние окна, расположенные по краям от главного, менее нарядные, называют "окончины".

Слуховое окно на крыше служило оком и ухом, которое смотрело и слушало небесный мир, заставляло задуматься, говорить с предками, богами, помогало заглянуть в себя.

С окнами крестьянского дома связано много народных поверий, обрядов, пословиц и поговорок. Окно связывало жилище с окружающей природой. Именно через окно человек наблюдает всю свою жизнь смену времен года, день и ночь, появление и исчезновение небесных светил, встречает восход и провожает закат. Окна всегда стремились ориентировать на свет - солнечную сторону. И эта связь человека со светом естественна и вечна.

Окна избы связывались и с иным миром - миром мертвых, вернее, местом перехода из мира живых в мир мертвых. Когда человек умирает, в доме через окно на три дня вывешивают полотенце, как путь для уходящей души. Бытует и обычай - ставить на окно стакан с водой, чтобы "душа обмылась". Издавна в на- роде считалось опасным оставлять на ночь окно открытым, поскольку именно через них могла проникнуть нечистая сила. Наверное, поэтому на ставнях, коими закрывали окна на ночь, размещали охранную символику от злых сил.

Наличник волокового окна. Поволжье

"В оформлении наличников и ставень отразились важнейшие национальные и региональные особенности, устойчивые верования местного населения, вкусы и пристрастия жителей деревень, сел, городов. В декоративном уборе окон можно видеть и лаконичный растительный орнамент, и символические образы, и фигурные композиции, и стилизованные изображения птиц, животных" [7].

Наличники окон отображают в основном картину проявленного мира, то есть животный и растительный мир, но в древние времена окна обрамлялись солярными знаками - восходящим солнцем, его лучами. Поздние технологии позволили вырезать плавные линии. Излюбленными образами стали цветы, стебли, листья. Они, словно поляна, сплошным ковром покрывали священные места дома. Северные дома менее украшены, зато дома Поволжья не знают границ в декоре. Каждой местности - свои чистые священные и птицы, и животные.

Берегини - женские фигуры

На Севере и в средней полосе можно увидеть женский образ Матери - богини, охраняющую все живое на Земле. Встречаются и образы фантастические: львы, драконы, диковинные птицы: Сирии, Алконост, Жар-птица, птица Счастья. Все эти образы имеют отголосок язычества и переплетены через легенды и верования разных народов.

Окно - символ веры, уклада жизни, традиций, мировоззрения, отражение состояния человека. Окна закрыты - дом спит. Окна весело поблескивают - значит в доме все в порядке, а если на окне красуются цветы значит в доме добрые люди.

Поговорки:

"Каково на дому, таково и самому".

"Где оконенки брюшины,тут и жители кручины, где оконницы стеклянны, тут и жители ветляны (веселы, приветливы)".

"Хозяин в дому, что медведь во бору, а хозяйка в дому, что оладья во меду".

Загадки:

ў Стоит бычище, проклеваны бочища.

ў У нас в избушке все поползушки.

ў Поля стеклянны, межи деревянны?

ў По стене ползет-то к свету, то от свету?

  
Наверх страницы