<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Города - богатство земли славянской

Название "город" принималось в различных смыслах. Первоначально это слово означало огороженное место. Плетень, частокол, забор, крепость, охранявшие жилье, людей, животных от неприятельского нашествия. Но изгородь всегда еще была и психологическим огорожением. "Огорожено", значит "мое" или "наше". Самым страшным наказанием для провинившихся на деревне считалось лишение личного забора, с этим наказанием теряешь как бы все личное. Укрепленные, огороженные местности представляли больше безопасности и потому сделались центрами прилива народонаселения. Одни селились в самих городах, другие поблизости к ним, чтоб иметь возможность убежать в охранное место, когда придет время опасности. Города отличались по силе крепости. Крепчайшие, хорошо отстроенные, с большим населением делались центрами власти, и им подчинялись другие. Таким образом, слово "город" постепенно стало означать господствующее место - столицу над краем. Так, Киев был городом земли полян или Земли Русской, Чернигов - земли Северской. Слово "столица" появилось с основанием и объединением вокруг Москвы. Город, который стал символом всех городов, место сосредоточения государственной казны, власти, культуры. Города располагались так, чтоб около них находилась естественная защита: вода или ущелья, часто одна сторона или несколько примыкали к озеру, пруду или болоту.

С других сторон, менее безопасных местоположением, под стенами проводился ров. По большей части деревянные укрепления соединялись с земляными. Вал или осыпь насыпался разным способом: насыпался вал или осыпь, а на осыпи устраивалась деревянная стена или тын.

 Н. Рерих. Город строят

Простые остроги или острожки делались без осыпей, и их деревянные стены были огорожены только рвами. Часто город, окруженный деревянной стеной и рвом, был еще раз обведен осыпью или деревянною стеною -так называемым острогом, а между городом и острогом находилось поселение.

Посады ("подолы") -поселения торговой и промышленной деятельности. Они строились близ городов, так что окаймляли укрепленные стены городов. Можно сказать, что кремль - город, а все, что за стеной, - посад. Так выглядят и Псков, и Новгород, и Москва. Для безопасности посады также обводились валами, стенами и рвами. Посад разделялся на две части: острог, или укрепленная часть близкого к городу поселения и поселок вне острога или собственно посад, а за ним слободы. Под защитой крепости и живущих в них воинов охотно селились, строились, устраивались, "садились" ремесленники, а купцы заводили торговые склады. О богатстве города судили по жизни посада.

Почти все наши древние города имеют отдельные части крупного поселения вблизи города и назывались они "концами". Это самостоятельные, довольно развитые районы, нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией, ритмом и законами. Концы издревле соперничали друг с другом. Между ними на ярмарках происходили состязания - "кулачные бои", соревнования в торговле, в истории известны и вооруженные столкновения. В таких районах все знали друг друга и настороженно относились к чужакам. Каждый конец имел свое святилище, свою церковь, кладбище, вече, предводителя, торговое место.

 Конец

Древнерусские города чаще имели кремль (кром - укромное место) - это центральное место, обнесенное крепостными стенами с башнями, комплекс оборонительных, хоромных и позже церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль сохранился в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве. В Пскове и других городах кремль называли "детинцем". Имеется несколько предположений по поводу его названия. Детинец - место защиты детей и стариков во время опасности. Детинец мог получить такое название и от размещенной там княжеской или боярской дружины, члены которой считались как бы детьми предводителя. И все защитники носили отчество князя. Детинец - центр живой городского организма и похож на чрево матери, отсюда и еще одно предположение происхождении его названия. Детинец - место, откуда исходит жизнь.

Укрепления вокруг городов и поселений строились в несколько стен. Во множестве городов был такой порядок: за каменной стеной через некоторое расстояние строилась деревянная, менее крепкая стена - острожная, за которой с внешней стороны проходил ров. Как каменные, так и деревянные стены не составляли правильных очертаний, в одном месте она может суживаться, а в другом -расширяться. Окружность городов соразмерялась с местоположением и важностью его предназначения. В Новгороде, например, каменный город был в 498 саженей кругом, земляной - в 712 , деревянный в 2406. Астраханский каменный, город - 1017 саженей.

По протяжению стен возвышались башни. По форме башни строили круглые, 4-6-8 угольные. Башни имели названия по урочищам, по местности или же по их назначению, например, разважская (то есть разводить), нолвинская, водяная, набережная, поваренная, квасовареная и по именам праздников, или святых, например, пречистенская, введенская, никольская. Башни разделялись на ярусы: нижний - подо-шевный, средний и верхний. Все они соединялись мостами-террасами. В каждом ярусе устраивались бои, в подошевном стреляли из пушек, а в верхнем - из пищалей и мушкетов.

Кроме башен, в стенах делались различной формы выступы: городни, выводы, костры, кружала, где помещались кладовые, обломы - скатные пристройки с деревянными котами (катками, которые спускались на неприятеля во время осады), печоры - быки держали укрепления. Стены между башнями называют пряслами. По пряслам устраивались окна, в которых припасались камни и колья для метания по врагу.

Изнутри по стенам проводились лестницы и ходы. Местами эти ходы имели тайные выходы наружу. "Вдоль городских стен устраивался мост, по которому можно было иметь движение по всей окружности. Очень часто стены города были двойные - 3 -4-е. Пространство между ними засыпалось землею или соединялось поперечными бревнами, сверху делалась кровля".

Огромный интерес представляют остатки мощных деревянных крепостей XVII века, возведенных в Сибири потомками ратников Ермака, отважными русскими землепроходцами, прокладывающими путь на Амур и к Великому океану. Когда-то таких крепостей было немало: Полым, легендарная Мангазея за Полярным кругом, Якутск, Братск, Илимск... Их неприступные стены и башни, храмы и дома олицетворяли могущество русского человека, прочно утвердившегося от Урала до Тихого океана не столько силой оружия, но бал-годаря высокой культуре, поразительному трудолюбию хлеборобов, таланту и умению зодчих и строителей.

Немного осталось от тех времен: по одной угловой башне в Илимске и Бельске, две в Братске на Ангаре (одна из них перенесена в древнее село Коломенское в Москве) да надвратная башня Якутского острога - великолепное в своей первозданной силе и красоте деревянное сооружение очень простой и цельной формы.

Но образ сторожевой оборонной башни с ее лаконичным и суровым силуэтом, олицетворявшим спокойствие и независимость страны, не исчез бесследно и, несомненно, оказал большое влияние на эстетическое мировоззрение народа.

ХРАМЫ. Архитектура православных храмов основана на тонких и выразительных контрастах. И, кажется, церковь то подчиняет себе пространство и господствует над ним, то сливается с ним в едином образе. В солнечную погоду он представляется легкой птицей, а в ненастье недрогнувшим воином перед своенравной стихией. Стремительная вертикаль храма соединяется с горизонтом земли, словно вырастает из него среди рек и озер и напоминает крест - космос. Порой кажется, что вначале человек воздвиг храм, а уж потом создал ему оправу: озеро, берег, село. В таких сочетаниях противопоставления и единства рождались хрупкие и долговечные образы русских Церквей.

Немаловажную роль в освоении пространства, в освоении поселений играли монастыри. Вокруг монастырей население росло на глазах. И чем ближе оно расположено к его стенам, тем многочисленнее и теснее его постройки. Многие монастыри также имели крепостные стены и укрывали население в своих стенах. Монастыри становились притягательными центрами оживленной торговли.

Храмы, церквушки, монастырские комплексы, часовенки сегодня являются уникальным воплощением православной веры, сильного духа русского народа - мастера. Многие секреты деревянной архитектуры храма утрачены, и все же они живы и являются гордостью земли русской.

  
Наверх страницы