|
|||||||||||
Мужская одеждаОдежда бедного люда была похожа на царскую одежду и носила похожее название. Отличие состояло в качестве материала и убранстве. Богатые люди носили шелковые платья с серебряными и золотыми поясами, сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носами. Исподнее платье называлось портами и шилось из полотна. Рубашки-сорочки, как и у женщин, шились из холста длиной до колен с разрезанным впереди воротом и подпоясывались шнурком. По завладении России татарами изменились многие наши одежды: сорочки и исподнее платье приняли другой покрой, вошли в употребление штаны и шальвары. Сорочки стали чуть короче, застежку перенесли на левую сторону, украсили запонками. Для украшения же делали подоплек, вышитый красными нитками и шелком. Под пазухой пришивались красные и синие ластовки - ластовицы. Основу мужского костюма составляли порты. Они шились из двух кусков холста или сукна, в месте соединения которых вставлялась ширинка - ромбический кусок такой же ткани - и собиралась в талии на гашнике. "Гащами" славяне называли ноги, а одежду для них - "гачами". Другое название портков - "на-говицы". В древности порты украшали оберегами по нижнему краю и ширинку - кусок передней ткани. На поясе носили калиту - тряпичную сумочку, или тузлук, из кожи для ключей, денег или табака. Штаны, порты шились без разрезов с узлами так, что их можно было делать шире и уже. У бедных штаны шили из холста белого или крашеного, а также из серьмяги (грубой шерстяной ткани). У зажиточных - из сукна зимой, а летом богатые и знатные носили тофтяные или из другой шелковой материи штаны. Штаны у царей были яркие: красные, малиновые, лазоревые, желтые. ЗИПУН - исподняя одежда как у царей, так и у крестьян. Это платье узкое и короткое, иногда до колен. Рукава зипуна отделывались из другой материи. Бывают зипуны без рукавов. Воротники к ним делались узкие и небольшие. Может быть в виде утепленной сорочки. САРАФАНЕЦў комнатная одежда, длинная. Вышла из моды в XVII веке. КАФТАН. Кафтан имеет несколько видов. Короткий называют кафтанец. Кафтан до колен с воздушными петлями, пуговицами и кисточками (наиболее нам известный по фильмам) - азям. Польский кафтан длиной до икр, имеет рукав "фонариком". Ормяки, терлики, становые кафтаны заменяли современный плащ или пальто, одевались поверх легкой одежды. Кафтан-чуга - с короткими рукавами. Чуга использовалась для верховой езды, потому и имеет для удобства рукав до локтя. Чуга подпоясывалась специальным поясом, за которым закладывался нож и ложка, а на грудь пришивалась перевязь с дорожной сумою. ФЕРЯЗЬ. Эта одежда одевалась, как и кафтан, на зипуны. С длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. ОРМЯК (армяк) - делался с прорехами, с кружевами, с вышитыми воротниками. Его полы не застегивались, а закидывались одна на другую. ТЕШЛЯЙ. Одежда с множеством пуговиц (56 - 68 штук). ОПАШЕНЬ. ОДНОРЯДКА. Верхняя летняя одежда, широкая, до пят, с длинными рукавами, с кружевом по краям разреза, нашивками. Вдоль разреза застегивались пуговицы. ОХАБЕНЬ ў плащ с капюшоном. ЕПАНЧА - это одежда двух видов: дорожная из медвежьей шерсти или грубого сукна, или нарядная из дорогой материи, подбитая мехом для пышности. Другую епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом. Она делалась без рукавов и без прорех для рукавов. Накидывалась на плечи и застегивалась на шее пуговицей или завязкой. ШУБЫ. Самая популярная одежда у русских. Много мехов составляло признак довольства и зажиточности. Шубы служили не только для зимних холодов, но и в них принимали гостей, чтобы выказать свое богатство. У бедных шубы шили из овчины и зайца. У людей среднего сословия - беличьи и куньи. У богатых собольи и лисьи (чернобурые, черные, серые). Щеголи делали шубы из горностаев. Шубы покрывались сукном и шелковыми тканями. Разрез окаймлялся металлическим кру жевом. Шубы повседневные служили каждый день. Нарядные надевали в церковь, в гости. Санные - большие и очень теплые ў шились для дороги.
Четырехугольная низкая шапка с меховым околышем. На ней делались прорехи, как и на колпаке с пуговицами, по шести на каждой прорехе. ГОРЛАТНЫЕ шапки - боярские и княжеские. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Горлатные шапки шили из драгоценных мехов. К верху она была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, всячески украшенная. На одной стороне делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какой-нибудь образ. Во время торжественных случаев бояре надевали тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку. Дома, сняв шапку, надевали ее на болванку, расписанную иконописцами и составлявшую украшение дома. ПОРТЫ - ШТАНЫ. "Порты - портки" родственно глаголу "пороть", то есть по древнерусски "резать". "Порты" употреблялись как в значении "одежда вообще", так и в значении "отрез, кусок ткани". Отмечен и еще один смысл -"кожа с задних ног животного", из которой на самом деле наш предок шил одежду ' для ног с готовой ступней. Так или иначе, "порты" все чаще обозначали одежду для ног. А древнее знаение - "одежда вообще" сохранилось в слове "портной". ОБУВЬ. Мужская, женская и детская обувь, так же как и одежда, не отличалась по форме и назначению, различалась только в отделке и качестве кожи. На голую ногу обувь не носили. Бедные люди наматывали на ноги или прямо на штаны онучи - длинные, широкие полосы ткани - холщовые или шерстяные. В древности обувь называли "обуща", "обувенье", "обутень". Затем появились новые слова, а "обу-ща-онучи" осталось. Вязали и специальные носки - "копытца". Их плели с помощью одной костяной спицы. В основном обувь была кожаной, зверья и шкур было предостаточно. Плели обувь и из лыка. Такая обувь недорогая и быстро делается. Лапти - лычецы, лычаки, лычные сапоги плелись не только из лыка (тонко нарезанной липы), но и из бересты и даже из кожаных ремешков. В разных племенах способ плетения был свой. Практиковалось и "подковырование" - подшивание лаптей кожей.
Древнеславянские башмаки имеют больше десятков видов. Все они остроносые, женская обувь была почти такой же, но с каблучком. Посадские жены носили сапоги, дворянки ходили в башмаках и чоботах, крестьянки - в лаптях. Кожаная обувь считалась признаком зажиточности. Края голенищ богатых сапог и башмаков отделывались тесьмой, вышивкой, шелком. Расшивалась золотом и жемчугом, порой так густо, что не было видно цвета сафьяна. Красные "червленые" сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки - бояр. Такая обувь относится к позднему периоду. ![]() Некоторые термины и их значение: 1. Андарак - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и в юго-западных губер- • ниях. 2. Баска ў праздничная, женская, плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями. 3. Валенка - мужской головной убор, валянный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом. 4. Епанечка ў женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчовая, сатиновая, стеганая, на спине заложена в боры. Имеет название боры, перо, перышки. 5. Ластовица - лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом, нередко кроился из тканей иного, нежели сама одежда.цвета. 6. Паголенки ў короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, часто богато орнаментированные, носившиеся вместе с лаптями вместо онуч, скотами. 7. Подстава - белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку. 8. Подчелок ў в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным бисером, стеклярусом, жемчугом, жестким очельем. 9. Стан, станушка ў в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, надевавшаяся под сарафан. 10.Сукня ў шерстяной сарафан. 11 Шушун - женская одежда разных типов: сарафане откидными рукавами, распашная туникообразная одежда до колен из бе ого сукна с рукавами до локтя. 12. Юпа, юпочка - верхняя распашная одежда из белого сукна, покроя шу шуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная. Загадки: ў Шел мужик по дороге, пришло две дороги, он в обе пошел. Шел по одной, вышел из двух. ў Били меня, колотили. Во все чины проводили, а потом вместе с царем на престол посадили. ў Надену - ведет, сниму - змеей упадет, тепла не дает, а без него холодно. _ В лыковом корытце живое мясо шевелится. (Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата. А. Венецианов. Спящий пастушок |
|||||||||||