<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Крепкое хозяйство

Для обработки и хранения урожая необходимы многочисленные постройки , и приспособления, здесь природной выдумке хозяина нет границ, хотя в большинстве случаев некоторые традиции соблюдались.

МЕЛЬНИЦЫ: одно из древнейших изобретений человечества. Не пренебрегали ими и славяне. Мельницы, как известно, бывают ветряными и водяными. Села с большим населением имели до 30 мельниц вокруг поселения. Ставились они на открытом месте, доступном всем ветрам. Водяные - обязательно у водоемов. В каждой мельнице имеется подвижная часть для регулировки ее под направлением ветров, другая -неподвижная. Для получения круп в каждой мельнице имелись ступы - крупорушки.

Мельницы: 1, 2, 3 - шатровки; 4, 5 - столбовки

Более двадцати разновидностей конструктивных решений мельниц имеется на Руси. Все они насыщены остроумием плотников. Из них можно выделить два принципиальных типа: "столбовки" и "шатровки". Столбовки и сейчас можно увидеть на севере, а шатровки - в средней полосе и в Поволжье. У первых мельничный амбар вращается на столбе, врытом в землю.

Мельницы - шатровки стоят на крепком шатре ў восьмигранном срубе, неподвижны. Вращалась только верхняя - малая часть мельниц. В разных губерниях мельницы называют по-разному, например "башни". Могли иметь разное количество сторон-стен и в зависимости от этого назывались: четверик, шестерик, восьмерик. Хитроумные лестницы и подъемы ставили в тупик не только зверушек, но и воришек. Образ мельника был суров и таинствен. Характер деятельности сформировал в хозяине мельницы пытливый ум, наблюдательность, навыки общения с природой, лучшего предсказателя погоды на селе и не найти. С другой стороны, считалось, что мельник связан с потусторонними силами и потому его побаивались. И, конечно, не найти на Руси мельника хилого телосложения. Как правило, он огромен, как его мельница. Мельника понимали с полуслова, безукоризненно выполняли все его распоряжения. "Вся история русского народа - история народа земледельческого, воспитанного в мирных занятиях, в кротких нравах и борьбе с суровой и дикой природой. С тех пор, как помнит себя русский народ под настоящим своим именем, он был хлебопашцем. "Родись на Руси человек - краюшка хлеба готова", - говорит старинная пословица. Но до краюхи хлебушек проходит путь обработки и хранения. Гумна, овины и риги служили для сушки и обработки снопов хлеба, льна, конопли.

Перед молотьбой подсушивались теплым воздухом от печи или костра. В зимнее время на гумнах устраивались молодежью танцы. По большим праздникам танцы продлевались до трёх дней и приглашались девки и парни из соседних деревень. Грелись в таких холодных помещениях горячим танцем, да обычаем парней садиться на колени к девушкам, которые обязательно припасут и тёплую шаль.

Люди верят, что в овине обитает Овинник (Гуменник), с длинными, растрепанными волосами.

Прячется, потому что труслив, но зато надежно оберегает хлеб от всякой напасти. Овинники дерутся между собой, защищая свое хозяйство. У доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и поджечь овин. В народном календаре имеются дни Овинника, когда ему угождают, чтобы не было пожара: 4 сентября, 1 октября, 1-2 ноября.

В такие дни ему ставили ведро пива, приносили пироги, разводили огонь и резали кур. Под Новый год девушки гадали в овине: если Овинник погладит мохнатой рукой, будет муж богатый, гладкой - бедный.

Ни городская, ни крестьянская усадьбы не обходились без амбаров, в которых хранились крупы и зерно. Такое ценное место располагали в стороне от дома - при пожаре, хоть хлеб сохранится. Но строили обязательно на виду, чтобы из окна постоянно было виднее столь важный объект. Зерно необходимо было оберегать от грызунов и проветривать. Для этого клеть амбара устанавливали на опоры, которыми служили высокие пни-срубы - "ноги". Сооружали амбары и на высоких срубах, рубленных "в реж". Амбары ставились и на рубленые вдоль берега подпорные стенки для защиты от оползней, образуя с ними единое конструктивное и композиционное целое.

В дальнейшем у амбаров появились навесы и предмостья. Еще позднее навесы получили опоры в виде стоек. Охлупни, потоки, стойки и другие детали со временем стали украшаться резьбой. Они не только украшали, но и были символом хлебного центра.

В хорошем хозяйстве обязательно имеется погреб с над погребницею и ледником. Современный холодильник по расположению камер похож на древнее холодильное строение: внизу - ледник (холодильная камера), погреб - холодное но не морозное место и над погребница - прохладное помещение.

Сарай для различных ремонтных и хозяйственных работ называют до сих пор мужским местом, где находятся инструменты и оборудования телег, пахоты.

Если в хозяйстве имелись пчелы, то строился омшаник - отепленное помещение для зимовки пчел.

БАНЯ-мыльня ставилась на краю двора или даже за изгородь, ближе к воде и подальше от дома. Баня считалась нечистым и "поганым" местом. Потому и обмывались после бани чистой водой и желательно холодной. Строили баньку из осины, которая не поддается гниению, да и все боли она способна забрать. Считалось, что банник поселяется в бане после первых родов. Именно здесь женщины рожали, а очень осторожные оставались здесь еще на несколько дней, пока сами считались нечистыми.

Баня служила и для ритуального мытья: накануне и после свадьбы, после празднования Масленицы, в день Аграфены Купальницы перед Купалой. Пол устилали цветом купальницы, парились ритуальным веником из ольхи, липы, ивы, рябины, смородины, калины. Соблюдали и правильное обращение с баней, а точнее, с банником. Банник представлялся маленьким, черным, злым мужичком.С ним каждый раз разговаривали и благодарили: "Спасибо тебе, байнушко, за парной байничек". В дни Баенничка жертвовали черную курицу. В обыденные дни старались не сердить, не греметь, не стучать, громко не разговаривать, не ругаться. Не любил он, когда поздно моются, когда моются после трех пар, так как четвертым моется он сам с нежитью. Для этого ему оставляли метлу, кусочек мыльца, воду в лохани.

Устройство, порядок и сам дух - энергия подсобных помещений в хозяйстве -зависят от хозяев, от их желания и трудолюбия.

  
Наверх страницы