<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Семейные обряды

Семейные обряды связаны с историей и бытом народа. Они прошли длительный путь развития и сохранили следы верований, мировоззрений, семейного и общественного уклада. В обрядах отражались уклад жизни, бытовые нормы или обычаи рода, семьи (например, порядок проведения семейных торжеств - помолвок, свадеб, дней рождения и т. д.). В родовой и сельской общине люди жили по своему укладу, или обряду, по своему народному обычаю. У каждого народа или племени уклад жизни, система народных обычаев и обрядов существовали независимо до тех пор, пока не были подавлены господствующей религией. Народные обряды продолжают жить, потому как проникнуты земными потребностями, с одной стороны, и духовными идеями и символами с другой, несут чувства и богатые образы.

Обрядами отмечались все важнейшие события - свадьба, имянаречение, совершеннолетие, новоселье, похороны, поминовение умерших. Обряды представляли единую систему жизненного круга. Они оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, имели глубокое воспитательное значение. "Народ, по словам В.Г. Белинского, крепко дорожит обычаями как своим священнейшим достоянием".

Все семейные обряды пережили время двоеверия и до сих пор несут смысл и действия и язычества, и христианства. Самобытный русский свадебный обряд прошедший долгий путь развития и доживший в некоторых чертах до наших дней, подтверждает устойчивость народных традиций. В свадебном обряде имеются и христианские ритуалы - венчание, и языческие - осыпание зернами, цветами, пиршество, поклонение огню. Каждый из обрядов свадьбы сопровождался пением, причитаниями, величаниями. В предсвадебный период звучали в основном причитания и исполнялись лирические песни грустного содержания. После венца пели в основном величальные и веселые корильные песни. Символика свадьбы также несет двоеверный смысл: благословение иконой, подношение хлеба и соли - символа земли - милости и солнца-любви, дарение поясов, как символа родовой связи и долгой жизни, полотенец как символа дороги жизни.

Корни похоронного обряда и похоронный причет уходят в далекое время и связаны с магической силой. Вывешивание полотенца через окно на три дня означает дорогу - переход в иной мир. Снятие пояса говорит о том, что жизненный путь человека закончился. Зеленые веточки - символ вечной жизни. Поминальная кутья - также вечная жизнь. Яйцо, которое прежде давали в руку покойнику - символ вечного рождения, перерождения. Если хоронили одного из близнецов, то с молитвами делили сырое яйцо пополам или пропускали половину яйца через крест, чтобы отделить энергетику, иначе другой также скоро может умереть. Похоронные причитания, плачи, вопли, причеты являются наиболее древними. Оплакивать покойного, как правило, приглашали известных плакальщиц.

Рекрутские причитания - жанр более позднего происхождения, возникший на основе похоронных причитаний. Исполнялись они в момент проводов новобранцев на царскую службу или по возвращении их домой. Рекрутчина была тяжелым уделом молодых парней, которые уходили из дому на долгие годы, а могли и вообще не вернуться, поэтому в причитаниях женщины оплакивали рекрута, как покойника. В дохристианские времена, уходя на защиту земли родной, воины брали горсть земли, брали с собой обереги, надевали пояс воина, заговаривали меч и коня, оставляли наказ тому, кто остается вместо него.

Обряд совершеннолетия в далекие времена был важнейшей акцией всего рода. С того момента, как юноша проходит испытание огнем, водой, мудростью, на силу и ловкость, он становится обладателем именного пояса воина, имеет свое оружие, топор и коня. С приобретением звания воина юноша приобретал и совершеннолетие, становился полноправным члена своего рода.

В русских семейных обрядах всегда хранилась глубокая нравственность, концентрация мудрости, ладный ряд всех справедливых законов, которые передавались из поколения в поколение и были неотъемлемой необходимостью в жизни каждого человека. Обряд, значит рядить, ладить свою жизнь

 

 

Свадебные песни:

МОЛОДЫМ

Молоду князю песенку

С молодой княгиней:

.Молод князь Иван-сударь,

Беленький Николаевич,

Княгиня свет Марьюшка,

Белая Ивановна.

Бог их свел, бог их свел

За единый стол,

Бог им велел, бог им велел

Одну хлеб-соль кушать,

Бог им велел, бог им велел

Одну речь говорить.

Перебор светел месяц,

Он перебрал все дробны звезды,

Выбрал себе заряночку,

Хоть маленька - очень ясненъка!

Перебрал Николаюшка,

Перебрал красных девушек,

Выбрал себе Авдотьюшку!

Хоть маленька, очень умненька,

Хоть тоненька - развеселенька,

Горницей идет потихохонъку,

Чару берет помалехоньку,

Кланяется все низешенъко!

 

Похоронное причитание:

ПРИЧИТАНИЕ ПО МАТЕРИ

Ты моя да государынъка!

Ты куда да сподобляешься?

Ты куда снаряжаешься?

Ты не в гости да не к праздничку,

Ты справляешься да сподобляешься,

Что ко Спасу да на круты горы,

В безвестную да во сторонушку,

Во неузнанную да во украинку.

Как распалятся-то речки быстрые,

Со лужков-то вода выбежит,

Как настанет-то лето красное,

Как поскопятся птички-пташечки,

Серы малый кукушечки,

-Ты моя-то государынъка,

Прилети да птичкой-пташечкой,

Что серой-то кукушечкой.

 

  
Наверх страницы