<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

В.БЕЛОВ. Жизненный круг

Ритм - основа не только труда. Он необходим человеку и во всей его деятельности. И не одному человеку, а всей его семье, всей деревне, всей волости и всему крестьянству, может быть, и всей России.

"Лад" и "строй" принадлежат миру музыки. Но "такт" в современном русском языке употребляется в более широком бытовом смысле и служит для характеристики хорошего поведения. Гармония как духовная и физическая по отдельности, так и вообще - это жизнь, полнокровность жизни, ритмичность. Сбивка с ритма - это болезнь, неустройство, разлад, беспорядок.

Смерть - это вообще остановка, хаос, нелепость, прекращение гармонического звучания, распадение.

Ритмичная жизнь, как и музыкальное звучание, не подразумевает однообразия. Наоборот, ритм высвобождает время и духовные силы каждого человека в отдельности или этнического сообщества, он помогает прозвучать индивидуальности и организует ее. Ритм закрепляет в человеке творческое начало, оно обязательное, хотя и не единственное условие творчества.

Самый тяжелый мускульный труд становился посильным, менее утомительным, ежели он обретал мерность. Не зря же многие трудовые процессы сопровождались песней. Гребцы в лодках, преодолевая ветер, пели. Солдаты на марше пели, даже закованные в кандалы каторжане пели. Ритм помогал быстрее осваивать трудовые секреты, приобретать навыки.

Ритмичным был не только дневной, суточный цикл, но и вся неделя.

А сезонные сельхозработы, праздники и посты делали ритмичным весь год.

Человек менял свои возрастные особенности незаметно для самого себя, последовательно, постепенно. Младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, пора возмужания, зрелость, старость сменяли друг друга так же естественно, как и в природе меняются времена года. Между этими состояниями не было ни резких границ, ни взаимной вражды, у каждого из них имелись свои прелести и достоинства. Если в детскую пору младенческие привычки еще допускались и были терпимы, то в юности они считались уже неестественными и высмеивались. То, что положено было детству, еще не отсекалось окончательно в юности, но в молодости подвергалось легкой издевке, а в пору возмужания считалось уже совсем неприличным. Такая постепенность подразумевала обязательную новизну и многообразие жизненных впечатлений. Ведь ничто в жизни уже нельзя было повторить: ни первый младенческий крик, ни первый выход в лес или большую улицу. Возможность стать рекрутом или женихом не представляется человеку дважды.

Дурной человек хотел стать не хуже других, средний стремился быть хорошим, а хороший считал, что ему тоже не мешало бы стать лучше.

Ритмичность, сопровождавшая человека на всём его жизненном пути, объясняет многие "странности" крестьянского быта.

Считалось, к примеру, вполне нормальным, хотя и не очень почтенным, что дитя и старик из зажиточного дома вдруг пошли с корзиной по миру (значит, пала лошадь или сгорело гумно, или вымокла рожь). Но никто даже и представить себе не мог, чтобы хозяин в разгар сенокоса пошёл бы с сумой.

Женщинам и холостым парням разрешалось пить только сусло и пиво. Старики и старухи имели право нюхать табак. И никогда невозможно было даже увидеть табакерку в руках молодого мужчины, тем более подростка - всё село пеклось о здоровом потомстве и с непослушными боролись нещадно (хотя это было крайне редко).

Всему было свое время и свой срок. Разрыв цепи естественных и потому необходимых в своей последовательности житейских событий или же перестановка их во времени лихорадили всю человеческую судьбу и гармонию всей деревни. Так, слишком ранняя женитьба могла вызвать в мужчине своеобразный комплекс недогула (гулять - означало быть холостым).

А. Васнецо. Жнецы. 1823 год.

Этот недогул позднее мог сказаться далеко не лучшим способом. Так же точно и слишком затянувшийся холостяцкий период не шел на пользу, он выбивал из нормальной жизненной колеи, развращал, избаловывал.

Степень тяжести физических работ (как, впрочем, и психологических нагрузок) нарастала в крестьянском быту незаметно, последовательно, что закаливало человека, но не надрывало. Так же последовательно нарастала и мера ответственности перед сверстником, перед братом или сестрой, перед родителями, перед семьей, деревней, волостью, перед Отечеством, перед всем белым светом.

В этом была основа воспитания. Ведь тот, кто обманул сверстника в детской игре, легко может обмануть отца и мать, а позже и всю деревню. Отсюда прямая дорога к эгоизму и отщепенству. Человек понемногу начинает злиться уже на всех, противопоставляя себя всему миру. Противопоставление же оправдывает в глазах эгоиста и антиобщественные поступки, обычные преступления.

Совсем безгрешных людей не было, но каждый человек чувствовал величину, степень собственного греха, своих преступлений перед людьми и окружающим миром. Муки совести соответствовали величине этого греха. Поэтому религиозный обряд причащения и предсмертное покаяние облегчали страдания умирающего.

Многие люди в глубокой старости выглядят внешне как молодые. Молодое, почти юношеское выражение лица - признак доброты. Отсутствие на душе зла. Долголетие в известной мере зависит от доброты, здоровье тоже. Злоба порождает болезни. Старики до глубокой старости умели сохранить лёгкость, юмор, наивность. Наивность отнюдь не глупость, а признак радостного отношения к жизни, признак высокой духовной культуры.

Пословицы.

"Умел дитя родить, умей и научить".

"Коли у мужа с женою лад, так не надобен клад".

"Каково семья; таково и племя".

"Маленькие дети - руки болят, большие дети - сердце".

"У кого детки, у того и ягодки".

"Учи дитя. Пока поперёк лавочки лежит".

 

Науменко Г.М. "ЭТНОГРА ФИЯ ДЕТСТВА"

В летнюю страду ребеночка вместе с зыбкой брали в степь. У бабы, какой не с кем оставить ребятенка на дому, глядишь - с собой тянет. У нас ямки копали В земле выкапывали большую ямку и туда ребятенков опускали, и они не могли сами уж вылезти. Ямку ту соломкой устилали. Вот пока она полет в степи тама, они в ямке водятся.

(Краснодарский край, 115)

 

Заработай неколи было дохнуть, все дотемна на работе. Задовили работами дарма ж работали. Ну, с собой и волочили дитенков в поле. И таких - как некому пасить. Куда ж его матка денет. Ну, и приволокет особой в поле. На жнивье сложит из снопов укрытье и ту да дитенка сунет. И сидит он там, играется, пока матка жнет.

(Смоленская область, 159)

Тады семьями жили большими. Молодые пойдут в полежать, на луг сено косить, а баба туточки с дитенком сидит. А как некому дома сидеть, брали в поле. Там в поле тяжи - ячмень в бабки ставили. Бабки делают вот так вот: десять снопов ставят друг к другу шалашиком. Один сноп стоит поднизом, а кругом его становят восемь штук, а десятый сноп разламыват на все боки и наверх надеют, становят. Каждый своего детенка под свою бабку сажает.

(Смоленская область, 160)

В отношениях мужа с женой, если они друг друга любили, значит, тогда и ребенка любили. А если у них были какие-то споры, разногласия, так в большинстве отец не любил ребенка.

И если пришел с работы, из леса, или даже с гулянья выпивши, а ребенок в люльке заплакал, то он кричит: "Заткни ему глотку!". У меня отец и мать так никогда грубого слова не сказали. И воспитывали, чтоб мы были трудолюбивые, уважительные. Вот, допустим, если я другого встретил и не поздоровался, не сказал "здравствуй", и не снял шапки, даже зимой в мороз, или догнал идущего по дороге и я не сказал ему: "путем-дорогой", и это дошло до родителей, то тебе взбучка. Так что, было уважение старших в первую очередь. Вот если я сделаю что-то нехорошее, допустим, я соседу бросил на крышу камень или палку, а отец узнает и у тебя спросит, а ты не сознаешься, то тебе взбучка, а наказание - не выпускают на улицу день-два, чтобы на тебя никакой жалобы не было ни от кого, и чтобы не обманывал.

(Архангельская область, 49)

  
Наверх страницы