|
||
Назад Вперед | ||
Философия жизни в "Матренином дворе" А.И. СолженицынаН.И. Чичканова, А.В. Греб (ЗАХЛ) Тема урока: Философия жизни в "матренином дворе" А.И. Солженицына. Цели и задачи урока: 1. Увидеть авторский идеал мироустройства человека. 2. Помочь учащимся понять, почему автор называет Матрену праведницей. 3. Ввести текст в исторический контекст эпохи. 4. Рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня. 5. Проследить линию конфликта героя и среды. 6. Открыть в "Матренином дворе" вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение. 7. логике Вписать "матренин двор" в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев). 8. Развитие умений работать с символами культуры и с хронотопом. 9. Пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.Солженицына. Методы: 1. По форме беседа и работа с текстом (необходима самостоятельная работа для подготовки к беседе). 2. По логике познавательной деятельности: эвристический и репродуктивный. 3. Учет специфики литературы как учебного предмета: методы анализа и интерпретации художественного текста. Формы деятельности: 1. Проблемная беседа. 2. Анализ текста. 3. Обязательное выразительное чтение. Начать и закончить урок чтением текста (Формирование навыка выразительно читать прозу). Ход урока: 1.Сообщения.
2. Беседа (вначале как один из возможных способов включения учеников в работу): Что вызвал в вашей дуще образ Матрены? Как вам видится эта история? Кто является повествователем в этом рассказе? Какой это человек, что он о себе сообщает? (10 лет тюрьмы, человек духовный, "жажда учительствовать", близость и понимание природы, человек, думающий о смысле жизни). (Из расколотости судьбы героя выходим к расколотости мира). Что он ищет после тюрьмы? (Кондовую Россию). Он ее находит сразу? Где он оказывается по приезду (анализ хронотопа) (на 184 км от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани). С какой целью автор называет эти города? Они являются символами? (Муром - былины, Казань -история, Москва - столица, современность). Герои вписываются во все эти пространства России. Какую Россию видит думающий герой? Почему автор поместил его сначала в высокое поле? Эту ситуацию можно назвать "прологовой", "типичной"? (Да. Высокое поле - "место, где не обидно жить и умереть", но там невозможно нормальное сущее твование). Получается, Россия неоднозначна? В ней сочетается и прекрасное и безобразное? Встает проблема природной России и России социальной? (Обращаемся к топосам) Как называется поселок, в который приехал Игнатич? Почему он ахнул от названия? ("Торфпродукт") ("Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое..."). Почему Солженицын вспоминает Тургенева? ("Записки охотника": "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние..."). А как называется деревня, в которой живет Матрена Васильевна? По какому принципу даны названия топосов, и почему? Это значимо? Какая география вырисовывается автором? Почему именно такое расположение сделано автором? Что означают озера в контексте поисков автора? И в качестве вывода - какую Россию показывает А.И.Солженицын? (государственную, социальную, естественную, глубинную). Что дают неоднократные упоминания о дремучих лесах, которые вырубаются торфоразработчиками? Временные вехи в рассказе? (современность, война, революция, былина), (время эпическое, перед нами Россия прошлая и Россия настоящая). Какие же ценности у России прошлой и настоящей? На что сместился акцент с изменением названия рассказа? Правомерно ли, что автор делит Россию на исконную, праведную и социальную, "греховную"? Чем он это аргументирует? Как это связано с героями, с хронотопом? Какие герои несут ценности социальной России? Принимает ли Игнатич их мир, их этику? Почему Игнатич уже через несколько минут знакомства с Матреной понял (или решил), что "жребий его был поселиться в этой темноватой избе"? Посмотрите, как описано жилье героини? Начинает ли герой находить то, что ищет? Мир, который окружает Матрену. То ее друзья? Фаддей? Сестры? (Нет). Ее друзья, ее любимцы -это фикусы, колченогая кошка, мыши и тараканы..., в жизни которых не было ничего злого, не было лжи. Шуршание - их жизнь. (В это время учитель на доске записывает ценности Матрены, Игнатича и деревенских жителей). Выходим на образ двора. Простраиваем в литературе, затем обращаемся к мифологическому уровню (Идея - единение человека и места. Возвращаясь к названию - не Матрена, и не двор, а Матренин двор). Печь. Что она символизирует в доме Матрены? ("тепло от предков"). Зачем Солженицын вводит в текст образ старухи, которая всех древней? Что он в себе несет? Матрена, живущая праведной жизнью, гонится за ценностями "мира сего"? В чем Матрена находит спасение от грозного социума, от "притеснения"? Матрена работает за деньги? (дело святых, С. Радонежский). Литературные традициию. Достоевский - жертвенность, Толстой - "добро спасает мир", Тургенев -природа и человек ("Записки охотника"), Пушкин - маленький человек ("Станционный смотритель"), Гоголь - маленький человек ("Шинель", "Мертвые души"), Некрасов - "Есть женщины в русских селеньях"). А как сама Матрена относится к старине? Матрену оценили? (до и после смерти). Матрена - счастлива или несчастна? Является ли трагедией гибель Матрены? Что делает ее надвременной, внесоциальной? Добро и зло - один из основных конфликтов человеческой культуры. Что под "добром" понимает Матрена и "герой", а что - окружающий социум? (Снова выход к философии нестяжательства). Какими эпизодами вы можете доказать, что родственники и соседи Матрены значительно отличаются от нее в отношении к окружающему миру? Почему Игнатич не согласен с алчным подходом к жизни? В конце, обратившись к философскому выводу героя-рассказчика, еще раз подумаем, почему автор изменил название своего рассказа? 3. При наличии времени на тему дается больше, чем один урок. При подготовленности к такой форме работы класса, моем провести работу в ином ключе. Вслед за описанной выше, либо самостоятельно. Данный текст удобен для работы, которую мы называем "other side" ("иной взгляд"). Эта работа направлена на развитие у старшеклассников креативного подхода к материалу, умения неоднозначно, синкретично взглянуть на текст, проблему, идею. Урок строится как театральная постановка, то есть заранее учитель простраивает все ходы, делит материал между учащимися (роли), сам выступает в роли режиссера. Поскольку в редком классе мы встречаем стопроцентную активность, то и зрители нам гарантированы. Идея урока. После проработки материала учащимся предлагается рассмотреть и представить текст в различных "описаниях мира". Как основные и актуальные для сегодняшнего дня выделяем христианское и мифологическое описание мира, психоанализ, экзистенциализм, гуманистическое направление. Материал рассматриваем по тем же основаниям, что и в выше описанном уроке. Но с позиций указанных школ. Урок, в итоге, проходит в форме диспута, что автоматически приведет к более высокой активности учащихся, Кроме того, мы получим: 1. Более глубокую и разностороннюю оценку произведения. 2. На тексте рассмотрели бы вышеназванные концепции. 3. При соотнесении преломлений текста увидели бы, что общее сохраняется при интерпретациях, и как эволюционирует во времени оценка произведения. Можно провести "более мягкий" вариант. Заранее выделить круг вопросов, за который отвечает определенная группа учащихся, представляющая ту или иную школу (экзистенциализм - одиночество человека, попытка найти выход из этого одиночества, проблема счастья, поиск второго; гуманистам -акцентировать человека в общении, поиск "хорошего" начала в человеке, вневременная природа Матрены; психоанализ было бы уместно применить при анализе хронотопа и при соотнесении автора и рассказчика). Но при любом варианте работы мы делаем урок интереснее, выводим текст за рамки только литературы и за рамки его написания, даем ученикам большие навыки и знания. Домашнее задание: 1. Сочинение-миниатюра. Что такое нестяжательство? Нужны ли на земле такие люди, как Матрена? Ф.М. Достоевский и А.И. Солженицын. Размышления о любви и жертвенности. Изображение природы, описание быта у Солженицына и И.С. Тургенева. Русские женщины. Некрасов, Солженицын. Ценности рассказчика в "Матреном дворе". Праведность и греховность в осмыслении автора. Мое отрицание философии автора. 2. Найти в более поздней литературе диалог-спор с "Матрениным двором". 3. Найти параллели в европейской литературе. |
||