|
||
Назад Вперед | ||
Лесной биоценоз и птицы леса (интегрированный урок биология-экология в 9 классе)В.Ф. Зябрева, А.А. Макаревич (ЗАХЛ) Цели урока: 1) на основе базовых знаний учащихся 8-х классов по предметам биология и экология создать живой фрагмент картины "Единство окружающего мира"; 2) отработка фрагментов педагогической технологии интеграции межпредметных связей на уроках биология - экология; 3) развитие познавательного интереса к предметам биологии и экологии. Задачи: 1) на примере птиц из отрядов дятловых и куриных показать черты приспособленности их к жизни в лесу, раскрыть их значимость для сохранения вида; 2) научить учащихся использовать знания смежных предметов для получения новых знаний; 3) формировать у учащихся стойкое мировоззрение о единстве мира, тесных взаимосвязях всех живых существ. Оборудование: таблицы "Птицы леса", "Лесные куриные птицы", картина "Лес", видеофильм. ПЛАН УРОКА: 1. Повторение прошедших тем в виде опроса по карточкам и фронтальной работы с классом. 2. После изучения общих особенностей птиц переходим к знакомству с отдельными группами.
ў Какие леса есть в нашей стране? Назвать лесные биоценозы. Это дубравы, мелколиственные смешанные леса, темнохвойная тайга, кедрачи, осинники, березово-осиновые рощи, смешанные хвойные леса. - Как растения располагаются в лесу. Какую пространственную структуру в биоценозе леса образуют растения. Это ярусность. В борьбе за свет у растений выработалось такое жизненно важное приспособление. Ярусы образуют как бы этажи, которые занимают все живые организмы леса. Начинаем знакомство с птицами леса. Это дятловые, воробьиные, куриные, хищные и др. Они разнообразны, но их объединяет то, что они все жители леса: питаются и размножаются в лесу. У всех есть приспособления, помогающие выжить в этих условиях. Одни из них ведут древесный образ жизни (дятлы), другие (куриные) живут в нижнем ярусе. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА УРОКА для учащихся: выявить черты приспособленности к жизни в лесу, роль и значение двух отрядов в жизни леса. При этом использовать знания, полученные на уроках экологии, чтобы проследить тесные взаимосвязи и взаимное влияние друг на друга всех живых существ в лесном биоценозе. Запись темы, подготовка рабочей таблицы в тетрадях по биологии. ОТРЯД ДЯТЛЫ. В мире 383 вида, в нашей стране лишь 14 видов дятлов, (фрагмент видеофильма) Учащиеся делают подготовленные сообщения. Освещаются вопросы: Как дятлы приспособлены к жизни на деревьях? Как они добывают пищу, и какие приспособления для этого у них имеются? Какую пользу и вред приносят дятлы лесу? Вопросы эколога: Рядом с дятлом на картине" Лес" изображены синицы и поползень. Можно ли сделать вывод, что они живут в одном ярусе леса? Почему они не конкурируют? За что могут конкурировать птицы в лесу? (за пищу, места поиска корма, места гнездовий) Ответ: у них разный образ жизни и способ питания. ОТРЯД КУРИНЫЕ. Этот отряд большой и древний. В мире более 250 видов, в нашей стране только 20 видов. Из них 8 видов тетеревиных (тетерева, рябчики, глухари, белые и тундровые куропатки) и 12 видов фазановых (куры, фазаны, павлины, индюки, цесарки, перепела, серые куропатки, кеклики, улары, геа-цины, сорные и древесные куры). Учащиеся делают подготовленные сообщения о трех представителях куриных. ВИДЕОФРАГМЕНТ. Выясняем: на основе, каких признаков птицы объединены в отряд куриных, какие приспособления у них имеются к жизни в нижнем ярусе леса? Ответ: крылья короткие, широкие, облегчающие быстрый подъем. Машут ими часто, временами планируют. По земле быстро бегают, ноги сильные, у многих самцов со шпорами. У тетеревиных по краям пальцев роговые бахромки, позволяющие крепко обхватывать обледенелый сук и ходить по рыхлому снегу не проваливаясь. Учащиеся заполняют по мере обсуждения рабочую таблицу. Оставшуюся часть работы выполняют дома. Вопросы эколога: Куриные занимают нижний ярус леса, находят там пищу, жилище или места для гнездовий, укрытие от врагов. Сколько же ярусов насчитывается в лесном биоценозе умеренного климата? Ответ: 5-7 ярусов. Нулевой ярус - лесная подстилка, 1-2-й ярусы - низкие и высокие травы;3-й ярус - травянистые кустарнички; 4-5 ярусы - низкие и высокие кустарники;6-й ярус - низкие деревья, 7-й ярус - высокие деревья. Можно ли сказать, что птицы привязаны только к какому то одному ярусу лесе? Какие ярусы больше защищают куриных, какие кормят? На примере изученных отрядов лесных птиц делаем вывод, отвечаем вместе на вопрос: что такое экологическая ниша вида? От чего зависит выбор занимаемой ниши? Ответ: Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется экологической нишей вида. Ее характеризует способ питания, образ жизни, характер связей с другими видами, приспособленность вида к комплексу внешних условий. Какие связи (отношения) тесно связывают все виды в биоценозе? Ответ: пищевые, паразитические, конкурентные, взаимовыгодные и демографические. Какие отношения расселяют связанные в биоценозе виды по своим экологическим нишам. Ответ: Конкурентные отношения и приспособленность видов к комплексу внешних условий. ВЫВОД УРОКА. В природе все жизненные формы взаимосвязаны. Одни виды создают благоприятные условия для других, иные связаны пищевыми отношениями. В лесных биоценозах виды избегают конкуренции приспосабливаясь к разной пище, разным способам добычи ее, занимают разные экологические ниши согласно различному образу жизни. |
||