|
||
Назад Вперед | ||
Формирование открытого образовательного пространстваКвеско Р.Б.(ТПУ), Квеско С.Б. (ТФНГАУ) Современный уровень осмысления проблем довузовского образования выявил ряд вопросов методологического характера. Организация учебного процесса в условиях многоуровневого образования требует специально разработанной педагогической теории развития способностей школьников. Способности, развиваемые в процессе образования и воспитания, представляют собой определенную систему. Внутри этой системы одни способности находятся в активном состоянии взаимодействия со средой, другие - пассивны, третьи - нейтральны. Одна из задач многоуровневой подготовки заключается, на наш взгляд, в реализации потенциальных способностей и возможностей в актуальные. Этому может содействовать формирование неклассического мышления школьников. Современность с ее многочисленными проблемами ставит задачу не просто перестройки системы образования, а решения самого стержня - воспитание думающего, мыслящего человека. Методологические принципы формирования неклассического стиля мышления могут быть реализованы через практическое решение методических аспектов. Начавшаяся перестройка системы образования не сможет решить проблему формирования нового человека без формирования нового подхода в обучении, нового методологического подхода к процессу обучения как основы образования на различных уровнях. Смысл методологизации состоит в том, чтобы подходить к процессу образования через метод как систему познавательной деятельности. Задача состоит в том, чтобы рассматривать методологию в аспекте истолкования, усвоения и использования в качестве надежного инструментария в процессе познания. Важную роль в образовании играют методы, связанные с неклассическим стилем мышления - с пониманием. Именно такие методы должны лежать в основе преподавания . всех учебных дисциплин: гуманитарных и естественнонаучных. Без метода понимания невозможно обойтись как в анализе общества, его истории, так и в анализе процессов природы.Метод понимания как метод неклассического мышления облегчает контакт между учителем и учеником и позволяет реализовать систему: "получение знания - рефлексия знания - реализация знания - рефлексии деятельности". В результате происходит формирование научной картины мира и овладение знаниями на уровне понимания. Без понимания (внутренней рефлексии) невозможно формирование и развитие научно-теоретического уровня познания. Необходимо не просто выучивание и запоминание, а понимание и рефлексия. Только тогда мы можем говорить о научном познании, о научной системе знаний, о научном миропонимании и научной картине мира и о реализации общечеловеческих ценностей в науке и производственной деятельности. Существует единство процесса познания: мы воспринимаем научные понятия только в связи с реальной действительностью, а также возможностями нашей речи, языка, культуры, самосознания. Мы соотносим с тем, верно ли или нет отражают научные понятия наш мир. Метод понимания связан с рефлексией знания и выработкой нестандартных принципов исследования и познания. Метод понимания в обучении также предусматривает следующие моменты: 1) понимание смысла действий; 2) понимание смысла символов и связи символов. Изложение материала с помощью метода понимания включает в себя интерпретацию и иллюстрацию фактического материала, а также изложение и осмысление различных точек зрения на рассматриваемую проблему. Интерпретация есть главная цель понимания, именно через нее формируется убеждение человека в том, что он глубоко разбирается в данном вопросе, что он знает, понимает, свободно владеет, чувствует данный материал. Поэтому необходим методологический принцип, необходим метод, который позволил бы понимать явления представителям различных культур, понимать мир таким, каков он есть. В основе этого принципа лежит идея: "Я и мир", "Я и сущность мира". Большое значение в процессе обучения посредством неклассического стиля мышления играет совпадение уровней и стилей мышления учителя и ученика. Только при совпадении этих уровней достигается понимание и происходит рефлексия знания и реализация неклассических методов, принципов и форм мышления школьника. |
||