|
||
Назад Вперед | ||
Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решенияЛ.Н. Ревягин (ТГУ) Преподаватель развивающий, воспитывающий в своих подопечных черты творческой личности, сталкивается с целым рядом вопросов и проблем, многие из которых носят противоречивый, парадоксальный характер. Ответы на них необходимы для правильного выбора оснований и направлений формирования креативности. Некоторые из таких вопросов рассмотрены ниже. Почему стандартное (логическое) мышление является столь распространенным и, часто, предпочтительным? Каково его отношение к творческому стилю мышления? Повседневная жизнь требует постоянного "наведения порядка", поиска устойчивых закономерностей, выявления наиболее закономерных событий. Только осознанная, наиболее вероятная ситуация может быть основой эффективного действия. Поэтому человек стремится к осуществлению "трафаретных, штатных" мыслительных операций и их реализации. Творческое мышление - это обращение к маловероятным явлениям, открывающим свою природу при необычной точке зрения на них. Мысля только творчески, мы окружаем себя, может быть, замечательными, но не апробированными идеями, которые еще предстоит рационализировать. Таким образом, творческий этап находит свое завершение в последующем этапе -логическом, стандартном, шаблонном. Интересно, что при нестандартном достижении решения задачи, как правило, удается указать логический путь его получения. Это маскирует наличие творческой фазы мышления, а также ее определяющую роль в рождении новой идеи. Умение мыслить творчески доставляет много хлопот и беспокойств. Э. Де Боне ("Рождение новой идеи". - М., 1972) образно сравнивает шаблонное мышление с процессом углубления одной и той же ямы, а творческое - с попыткой копать в новом месте. Старую яму бросить очень трудно: жаль затраченных усилий, проще, надежнее продолжать начатое, на старом месте легче повышать свою квалификацию. становиться специалистом. Новая яма - рискованное дело для практической человеческой натуры, ведь вознаграждаются только ощутимые, наглядные результаты. Но, несмотря на это, наиболее важные идеи и открытия делают те ученые, которые имеют мужество "копать на новом месте" (Н. Коперник, А. Эйнштейн, Н. Бор и другие). Отметим, что с точки зрения синергетики процесс эволюции любой природной или социальной нелинейной системы сводится к возникновению все более сложных, а значит, все менее вероятных структур. В этом же направлении функционирует и творческое мышление. На что нацелено традиционное образование? На воспитание уважения к "старым ямам", на формирование компетентного специалиста "знающего яму лучше других". Эта тенденция обоснована -без ее существования нас ожидает хаос. Без сохранения и освоения традиций невозможно существование и развитие цивилизации. Однако, наиболее способные, творчески мыслящие ученики могут терять интерес к ортодоксальному образованию. Всегда ли следует стремиться к 100% творческому мышлению? Конечно, нет. При контроле усвоения знаний творческие задания неуместны и, даже, вредны. Напротив, при стремлении к высокому уровню творчества, следует формулировать нестандартные задачи. Например, на основе известных физических явлений предложить способ измерения температуры (по изменению объема, давления, электрического сопротивления, светимости, вязкости, величины поверхностного натяжения жидкости, скорости растворения и т. д.). Можно ли научиться творческому мышлению? Творческое мышление, скорее есть проявление таланта, склада ума, своеобразного видения мира. На такие наклонности можно развивать, тренировать, используя некоторые приемы, создавая определенные условия, способствующие творчеству: 1.Самостоятельность. 2.Ответственность. 3. Постановка конкретных проблем. 4. Необходимость получения нового результата. 5. Создание обстановки "никто кроме меня". 6. Значительная доля неопределенности. 7. Поиск других подходов к явлению, вплоть до "сделаем наоборот", вопреки здравому смыслу, на грани абсурда (вращаем не пропеллер, а сами крылья - получаем вертолет). 8. Высвобождение из-под жесткого контроля известных закономерностей, стандартного мышления, логики, 9. Использование случая, когда можно "поймать" то, что никогда не удалось увидеть, действуя намерено. 10. переключение внимания с основных явлений, предметов, соотношений на другие, кажущиеся второстепенными, маловероятными. 11. "Не доверять словам", научиться мыслить образами. 12. Почувствовать границу "знание-незнание", ощутить знание о незнании. 13. Не стесняться высказывать предложения, способы реализации которых не известны автору. 14. Не выдвигать альтернативы, отказаться от попытки их немедленного поэтапного логического анализа и доказательства правильности последовательных шагов. 15. Вопреки законам логики менять содержание понятия в ходе рассуждений. 16. Доверять чувству интуиции, озарению, не пытаться их сразу рационализировать. 17. Помнить, что зачастую новые идеи сначала кажутся нелепыми, абсурдными и противоречащими "здравому смыслу". 18. Чередовать периоды творческой активности с периодами детерминированных рассуждений. 19. Помнить о парадоксе: многие знания мешают увидеть новые связи и толкают на объяснение явлений с прежних позиций. 20. Шаблонное мышление часто статично, всегда классифицирует вещи, боится неясности. 21. Лучше иметь идеи, даже если они неверные, чем быть всегда правым, не имея никаких новых идей. 22. Учитесь удивляться. 23. Используйте метод мозгового штурма (свободную игру), как способ ускорения межпредметных случайных взаимодействий, генерирующих новое видение, новые идеи. 24. Чувство юмора (малая вероятность, нестандартность взгляда, сопоставление несопоставимого) - неотъемлемая часть творческого мышления. 25. Порождение новых идей доступно и не связано с уровнем образования. 26. Развивать вкус к обнаружению несоответствий, нестыковок, проблемных ситуаций. 27. Творчество сугубо индивидуально и, в известной мере, субъективно. 28. В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации:
Эти предложения (1-28) могут быть дополнены другими и использованы преподавателями для решения проблем развития черт творческой личности с учетом уровня подготовки учащихся, их отношения к изучаемому материалу, степени сложности этого материала, ближайших и перспективных задач обучения. Каково значение творческого мышления в наше время? Творчество, как способ решения проблем, когда к ним нет известных подходов и алгоритмов описания, является важнейшим фактором, определяющим развитие цивилизации. Оно присуще людям всех профессий. Творчество не доступно самым мощным ЭВМ и, видимо, никогда не будет "машинизировано". Поддаются машинному решению только логические задачи, которые можно алгоритмизировать. Эту рутинную работу человек поручает ЭВМ, оставляя себе чисто человеческую роль - роль Творца. Все открытия были сделаны самыми высокими актами творчества Между творчеством и не творчеством нет резкой и непреодолимой границы. Путь решения задачи начинается с ее постановки (логик - профессионал), затем идет акт собственно творчества, появление новой, эффективной, простой идеи (человек-творец), после этого следует ее проверка, апробация, внедрение (логик-исполнитель). Творческое мышление - высшее проявление профессионализма, то есть совершенно стандартного мышления. Озарение не приходит на пустое место. Таким образом, в учебном процессе необходимы как элементы "натаскивания", так и прививания навыков свободного творческого полета. Без этих последних наиболее способные, творчески мыслящие ученики могут терять интерес к такому рационализированному и стандартизированному образованию. Творческое мышление необходимо и в обыденной жизни. Шаблонно мыслящего человека, самонацеленного на движение по пути только высоковероятных событий, легко "обвести вокруг пальца", чем широко пользуются фокусники, мошенники, гадалки, политики. |
||