Описание курса |
||
Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие предопределяют принципиально новые требования к допрофессиональной подготовке учащихся. Значимыми и приоритетными становятся следующие личностные качества:
Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда (1). Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда. Размытость социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека ( семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное самоопределение человека в контекст всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека. В отличие от узко профессиональных понятий "работа" и "профессия" понятие "карьера" рассматривается в контексте человеческой жизни как "общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой ) (2).Такой подход позволяет расширить рамки выбора жизненной траектории с учетом приоритетных позиций личностного самоопределения, к которым относятся следующие: кем быть; где и как жить; где и с кем работать; какой стиль жизни избрать; как реализовывать разнообразные потребности личности. Принципиально важным в процессе планирования карьеры является формирование у учащихся не только адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней, но и развитие потребности и умений включать свой труд в контекст индивидуальных целей и ценностей, определяющих специфику встраивания личности в систему межличностных отношений. В дидактическом аспекте мы рассматриваем планирование карьеры как "процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных, способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений, ценностей.(3).Формирование профессиональной самоконцепции у ученика целесообразно организовать как процесс последовательного включение учащегося в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и проектно- практическую деятельность по построению личного плана карьеры. Данную задачу и решает курс "Планирования карьеры". Программа курса "Планирование карьеры" рассчитана на 102 часа аудиторных занятий в 10 и11 классах( 68-в 10 кл., 34- 11 кл.). Курс "Планирование карьеры" отличается от подобных профориентационных курсов тем, что в процессе его проведения учащиеся 10-11 классов осуществляют исследовательскую и проектную деятельность в рамках разработки и реализации личных планов карьеры. Цели данного курса:
Задачи курса:
Курс "Планирование карьеры" состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть обеспечивает знакомство учащихся с основами планирования карьеры и особенностями функционирования рынка труда и образовательных услуг, а также структурой личности и технологиями принятия решения. Практическая часть курса направлена на реализацию индивидуальных планов карьеры в предметно-практической деятельности, которая должна иметь проектно-исследовательский характер. Структура курса.Учебная программа курса "Планирования карьеры" имеет два учебных модуля: " Социальная адаптация" ( 8- 9 кл.) и " Планирование карьеры" (10- 11 кл. ). Функциональное назначение первого модуля:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося, изучившего модуль "Социальная адаптация":
Учебный модуль "Планирование карьеры" состоит из двух программных блоков 10 и 11 класса, в рамках которых организуется деятельность учащихся, направленная на :
Примерный перечень формируемых знаний и умений в курсе "Планирование карьеры".Учащийся должен знать: понятие о карьере, карьерной стратегии и планировании карьеры; значение личных целей и ценностей в построении карьерной стратегии (плана карьеры); понятие об интересах, способностях, притязаниях личности, их значении в личностном и профессиональном самоопределении; требования к составлению плана карьеры; понятие рынка труда и образовательных услуг, их влияние на план карьеры; роль самоорганизации и самопрезентации в процессе реализации плана карьеры; техники: планирования времени, самопрезентации, работы с литературой; принципы составления профессионального резюме. Учащийся должен иметь представление: о собственной жизненной стратегии и факторах личностной успешности; о роли самоменеджмента в планировании карьеры; собственные приоритетные способы учебной деятельности; наиболее эффективные для себя способы краткосрочного и долгосрочного планирования; о рынке труда и образовательных услуг региона; свои потребности в области образования и профессиональной самореализации; запасные варианты личностной и профессиональной самореализации на случай неудачи по основному варианту карьерной стратегии; о процессах исследовательской и проектной деятельности. Учащийся должен уметь:
Изучение курса "Социальная адаптация" предполагается организовать как практико ориентированные занятия в рамках 64 в год (мини-курс) или 128 часов в год (макси-курс). Часовая нагрузка мини-курса определена с учетом регионального стандарта образования, освоение программы организуется для целого класса. Результат образовательной программы при этом выражается в предоставлении учащимся системы знаний о себе, социальных отношениях, основах жизнетворчества. Усваиваемые учащимися представления позволяют последним сравнительно адекватно подойти к проблеме осмысления собственных достоинств, особенностей и возможностей, а также пробуждает интерес к самосовершенствованию навыков эмоционально - волевой саморегуляции как основы самоорганизации. В условиях реализации макси - курса программа должна проводиться в группе, численностью не более 15 человек. Исходя из необходимости достижения конечного результата в виде конкретных умений и навыков эмоционально-волевой и интеллектуальной саморегуляции в курсе используется продуктивная технология диагностического прямого развивающего обучения. системе знаний о себе. Возможности ДПРО позволяют обучить учащихся системе знаний о себе и социальных взаимоотношениях, сформировать навыки и опыт всех видов саморегуляции, а также набор необходимых социальных навыков. Курс "Планирование карьеры" рассчитан на два года обучения (10 и 11 классы), в рамках которого предусматривается как теоретическая работа по усвоению системы знаний, умений и представлений о содержании, методах и средствах планирования карьеры , так и активная преобразовательная проектно-исследовательская деятельность учащихся по реализации (апробации) своих профессиональных планов карьеры. В ходе работы с учащимися используются психодиагностические и проектные методики, позволяющие учащимся проанализировать особенности личности и наметить пути саморазвития. В рамках аудиторных занятий и системе самостоятельной работы учащихся предполагаются встречи с профессионалами, людьми, реализующими свои карьерные стратегии на практике. В процессе реализации программы необходимо комбинировать различные формы организации аудиторных занятий: лекции, практические занятия, занятия-беседы, защиты проектов, защиты планов карьеры, консультации, игры, семинары и т.д. Успешное усвоение курса обеспечивается Тетрадью ученика, в которой собран диагностический, аналитический, развивающий дидактический материал. Результатом образовательной деятельности ученика в первом полугодии 10 класса становится написание плана карьеры (творческой работы, систематизирующей представления учащихся о себе и выбранной карьерной стратегии). Более высоко оценивается такая форма сдачи плана карьеры как защита своей творческой работы перед одногруппниками или учащимися параллели ( профиля). Учащиеся , продемонстрировавшие высокий уровень активности и готовности к профессиональному и личностному самоопределению, организуются преподавателем курса "Планирование карьеры" в исследовательские микро группы для организации и проведения исследований в рамках содержания учебной программы. Темы исследований , предложенные учителем, могут корректироваться по желанию учащихся. Профессиональные проекты профилей, разрабатываемые и реализуемые в течение 3 и 4 четверти 10 класса, являются важнейшим компонентом образовательной деятельности учащихся по построению и реализации плана карьеры. Проектная деятельность учеников и учителей позволит реализовать их личные профессиональные цели, закрепит полученные знания и представления, позволит скорректировать планы карьеры. Проектная деятельность активизирует личностную позицию, активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, развивает интерес к практическому освоению принципов планирования карьеры, учит групповому взаимодействию. Проектная деятельность включает в себя два этапа (последовательность прохождения этапов выбирается самими участниками проектной деятельности). Один этап- совместная разработка и оформление замысла проекта , подготовка теоретического обоснования и практических рекомендаций по реализации проектного замысла. Другой этап - реализация проектного замысла и рефлексивная оценка качества результата проектной деятельности. Возглавляют разработку и реализацию проекта учащиеся, организовавшие собственную исследовательскую деятельность наиболее продуктивно. Степень сложности работы в рамках разработки и реализации проекта определяется самостоятельно, исходя из их профессиональных намерений и притязаний. Работа предполагается на двух уровнях сложности:
Работа по подготовке к проектной деятельности включена в календарно-тематический план курса и выполняется в рамках аудиторных часов. Выполнение проектов предусматривает самостоятельную работу группы с промежуточными вспомогательными консультациями педагогов. Учащимся, не имеющим возможности участия в проектной деятельности группы, предлагается индивидуальная проектная деятельность в рамках реализации их планов карьеры. Проектная работа может быть замещена системой стажировок на предприятиях и в учреждениях по профилю обучения, что позволит осуществить практическую пробу сил и скорректировать план карьеры с учетом приобретенного опыта профессиональной деятельности. В рамках программы 11 класса учащиеся осваивают техники краткосрочного планирования и формирования индивидуального стиля деятельности , конкретизируют представление о себе, как потенциально ценном субъекте рынка труда. Учащиеся уточняют способы организации своей деятельности по реализации плана карьеры и представляют в результате учебного курса усовершенствованный вариант плана карьеры. Для наиболее активных участников работы организуется проведение исследования в рамках личного плана карьеры. Вести курс "Планирование карьеры" может учитель , прошедший специальную психолого - педагогическую подготовку , школьный психолог или психолог - профконсультант. К проведению занятий- бесед, занятий-защит целесообразно привлекать профессионалов, специалисты в области анализа рынка труда и образовательных услуг. | ||