Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  

Занятие: Технологии и принципы принятия решения

Вопросы:

  1. Смысл принятия решений.
  2. Основные принципы принятия решений.
  3. Этапы процесса подготовки и принятия решений.
  4. Ошибочные стратегии принятия решений.
  5. Техники использования интуиции при принятии решений.

Ход занятия:

Принять решение- значит установить приоритетность

Л Зайверт

  1. Смысл принятия решений .

Человек, не умеющий принимать решения похож на лодку без управления, которую быстрым потоком несет к водовороту .

Жизнь в20-м столетии стала более динамичной , она постоянно ставит перед человеком все новые и новые выборы. Раньше , в прошлые века , это не было таким актуальным - принимать решения - мир был более стабильным из-за жесткой социальной структуры , сейчас же принятие решений стало нормой.

2 . Основные принципы принятия решений .

  1. Принцип вариативности или принцип "супермаркета"Жизнь нам предлагает несколько вариантов поведения и не надо хвататься за первый попавшийся, а перебрать все.

  1. Принцип двойственности.

У всего есть светлая и темная , положительная и отрицательная сторона. Выбирая всегда проясняй- те для себя как достоинства , так и недостатки каждого варианта.

  1. Принципы прогнозирования .

Если вы стоите перед разными вариантами , а ваш мозг может заглянуть вдаль лучше всякого бинокля , не поленитесь , проверьте последствия каждого выбора , т.е. просчитайте ходы.

  1. Принцип "целостного ума".

Кроме абстрактного мышления , при принятии решения необходимо использовать интуицию.

( Мы рассмотрим как это делать чуть позже).

  1. Принцип сбора информации.

При принятии решения необходимо собрать недостающую информацию. Но не впадайте в другую крайность , стараясь собрать 100% информации - вы можете потерять время .

  1. Принцип ответственности за свои решения .

Этапы процесса подготовки и принятия решения .

  1. Во время этого этапа очень важно понять - зачем вам необходимо принимать данное решение. Также во время этого этапа собирается информация , которая поможет принять решение.
  2. Определение желаемого результата или того , что хочешь в данной ситуации .
  3. Выявление альтернативных вариантов решения .

Принимая решение практически всегда имеется несколько вариантов того как поступить и на этом этапе выявляются возможные варианты .

  1. Прогнозирование последствий каждого альтернативного варианта и выбор оптимального .

На этом этапе анализируется к чему может привести каждый вариант и какие средства нужны для его реализации . Затем выбирается оптимальный вариант .

  1. Реализация решений и контроль результатов .

Под контролем понимается постоянное сравнение того , что есть с тем , что должно быть.

Техники использования интуиции при принятии решения.

Упражнение "Путешествие к мудрецу":

Преподаватель предлагает учащимся подумать о вопросе на который они не знают ответ . Затем просит их сесть поудобнее ,расслабиться и чувствовать себя комфортнее и зачитывает следующий текст : "Представьте что вы попали на красивый луг. Вы окружены сочной зеленой травой. Воздух чист и нагрет солнечными лучами. Вы слышите жужжание пчел и щебетание птиц.

Вдалеке вы видите высокую гору и направляетесь к ней. Когда вы идете, вы видите пестрые цветы, грибы, растущие в тени деревьев. Вы чувствуете ковер мха под ногами. На пологих склонах горы пасутся коровы.

По мере того, как вы идете к дороге, деревья становятся все реже, и вы проходите через небольшой ручей. Присядьте на минуту. Опустите ноги в ручей. Ощутите как вода омывает ваши ноги. Это позволяет вам хорошо расслабится. Вы ощущаете полный покой. Теперь сидите спокойно и слушайте. Заметьте бесконечное разнообразие движенья вокруг вас.

Стрекозы стремительно проносятся, касаясь ручья. Ящерицы выползают из под камня и ищут, где спрятаться. В ручье плещутся мальки рыбы, птицы перелетают с ветки на ветку у вас над головой, белки взбираются на деревья.

Насекомые качаются на травинках. Неподалеку, стоит и смотрит на вас олень.

Сядьте на большой камень и осмотритесь вокруг. Что вы еще видите?

Теперь идите дальше. Поднимаясь в гору, обратите внимание, что деревья сменяются кустами. Вы выходите на поляну и смотрите на луг и долину, лежащие у вас под ногами. Заметьте как далеки они от вас- другой мир.

По мере того, как вы поднимаетесь все выше и выше, заметьте как воздух начинает становится холоднее. Однако солнце светит прямо на вас и согревает вас.

Затем, взбираясь вверх, испытываете чувство ясности и самопостижения по мере того, как вы уходите все дальше и дальше от вещей, которые вас обычно занимают. Вам кажется, что вы оставляете позади весь мир и его заботы. Когда вы понимаете это, вы ощущаете полное удовлетворение.

Теперь вы подходите к вершине горы. На вершине стоит маленькая хижина, построенная из дерева с затейлевой резьбой. Окна и двери зеркалами и маленькими предметами, которые блестят и сверкают на солнце.

Здесь и живет мудрец из гор. Говорят, что он знает все. Вы подходите к двери и стучите три раза. Мудрец отвечает вам. Открыв дверь, он спрашивает у вас: "С каким вопросом вы пришли?". В ответ посмотрите ему в глаза и четко сформулируйте свой вопрос. При этом внимательно на него посмотрите. Обратите внимание на его глаза, на то, как он одет. Он похож на провидца, который знает ответы на все вопросы.

Потом он приглашает вас в хижину выпить чая. Пока вы пьете чай, он отвечает на ваши вопросы.

Если у вас есть дополнительные вопросы, задайте их. После того как он закончит, поблагодарите его за ответ. Если хотите, поговорите с ним о другом, оставайтесь там сколько захотите.

Попрощавшись, спускайтесь с горы по той же дороге, по которой пришли, и возвращайтесь на луг, с которого вы начали свое путешествие.

Список литературы :

  1. Зайвет. Ваше время - в ваших руках , М . 95г.
  2. Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха , М . 93г.
  3. Борейша В. Б. Мой выбор ( деловая тетрадь старшекласника).
Наверх страницы