Практическое занятие: Ценности личности как основание
жизненной и профессиональной стратегии
Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в
бушующих водах моря.
О. Винисент Думинуко
(итал.философ).
Результат занятия:
- учащийся владеет понятием жизненные ценности;
- учащийся знает типологии жизненных ценностей;
- учащийся может объяснить структуру ценностных ориентаций;
- учащийся представляет свои основные жизненные ценности (личные и
профессиональные);
- учащийся умеет определить с помощью методики Рокича собственные
жизненные ценности и ценности других людей;
- учащийся отстаивает свои жизненные ценности;
- учащийся владеет понятием "нравственные типы личности", может
охарактеризовать разные типы личности, самоопределиться в данной
типологии (при наличии большего количества времени и интереса учащихся
к данной теме).
Список используемой литературы.
- Обязательная:
- Зеленкова И Л , Беляева Е.В. Этика: уч. Пособие и практикум. -
Минск, 1997, с. 90 - 97, 221 - 248.
Приведен пример практического занятия и упражнений по
проблеме нравственных ценностей. Дана характеристика нравственных типов
личности. Приведены выдержки из студенческих писем о высших нравственных
ценностях.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. - М., 1997
Анализ ценностей современного общества и ценностей
зарубежных стран. Постановка проблемы общечеловеческих ценностей. Здесь же
можно найти классификации ценностей разных авторов.
- О. Винисент Думинуко. Образование как ценность и
ценности образования (Доклад на международном конгрессе "Образование и наука
на пороге третьего тысячелетия"). - Новосибирск, 1995.
В докладе дано простое , понятное учащимся, определение
ценности; доступно, образно рассказано о структуре ценностных ориентаций.
- Практическая психология для менеджера. - М., 1997, с. 95-99.
Дана методика определения ценностных ориентаций М.
Рокича.
- Дополнительная:
- Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. - М., 1967.
Определение "ценности", история происхождения понятия
"ценность" в философии, обоснование происхождения проблемы ценностей в
философии.
- Франкл С.Л. Человек в поисках смысла жизни. - М.,1994
Материалы, ТСО: таблица "нравственные типы личности",
карточки со списком ценностей - средств и ценностей-целей для каждого
учащегося (методика М. Рокоча). Тетрадь для учащихся (раздел к теме
"Ценности личности как основание жизненной и профессиональной
стратегии").
Вопросы, освещаемые на занятии:
- Определение "ценность", "ценностные ориентации".
- Проблема формирования ценностных ориентаций.
- Структура ценностных ориентаций.
- Типологии ценностей:
а). Духовные ценности;
Материальные ценности.
б). Ценности - средства;
Ценности - цели.
- Нравственные типы личности:
- потребительский;
- конформистский;
- аристократический;
- героический;
- религиозный.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Мотивационный фрагмент:
Преподаватель просит учащихся высказаться о своем
понимании высказывания философа о значении ценностей в жизни каждого
человека (эпиграф к занятию).
- Далее следует работа над определением понятия "ценность".Причем, в
зависимости от уровня подготовленности учащихся возможны три варианта
работы :
1). Учащиеся сами формулируют определение ценностей
(анализируют его и записывают в тетрадь).
2). Преподаватель сам дает определение ценностей не
вдаваясь в сложности проблемы природы ценностей, описанной в
аксиологической литературе.
Ценность буквально означает нечто, имеющее стоимость,
нечто дорогое, драгоценное или достойное; ценность - это значимость
чего-либо в отличии от существования объекта или его качественных
характеристик. Ценности являются ориентирами в деятельности.
Ценности - это обобщенные представления о благах и
приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет
сознательный выбор целей и средств деятельности.
3).Если учащиеся более подготовлены, то можно предложить
им проанализировать определения, предложенные разными авторами (в тетради
для ученика), выделяя при этом определения, подчеркивающие субъективный
момент ценностных отношений и объективный момент. После этого делается
вывод о природе ценностей. Преподаватель может рассказать о происхождении
понятия "ценность" в философии.
- В зависимости от количества времени, отведенного на занятие, и
динамики прохождения занятия кратко или подробно идет обсуждение
проблемы формирования ценностных ориентаций и проблема общечеловеческих
ценностей.
Примерный перечень обсуждаемых вопросов:
а). Кто устанавливает ценности? Почему ценности людей
разных стран отличаются друг от друга? Влияет ли российский менталитет на
формирование ценностей русского человека? Как влияют ценностные ориентации
родителей, социального окружения на формирование ценностных ориентаций
ребенка?
Ценностные ориентации - это процесс, в результате
которого ценности оказываются определенным образом субординированы в
сознании личности или в общественном сознании.
б). Что имеется в виду, когда говориться об
общечеловеческих ценностях? Какие ценности являются общечеловеческими? И
есть ли такие вообще? Где, в каких документах, книгах прописаны?
в). Связаны ли между собой ценности и смысл жизни
человека? Все ли люди задумываются о своих ценностях и смысле жизни?
(Здесь можно рассмотреть выдержки из студенческих писем о смысле жизни,
приведенные в тетради для ученика и попытаться написать свое мнение).
- Обязательным вопросом для рассмотрения на практическом занятии
является вопрос о структуре ценностных ориентаций. Здесь целесообразно
привести рассуждения философа Думинуко о том, что "ценности имеют три
места базирования. Во - первых, они закрепляются в "голове". Я
воспринимаю, я вижу, по каким причинам нечто является ценным, и
интеллектуально убеждаюсь в его достоинстве. Ценности закрепляются также
в "сердце". Не только логика, но и язык сердца говорит мне, что это
"нечто" хорошо, и я не только способен воспринимать что-то ценное, но
меня еще и потрясает эта ценность. Когда задействованы голова и сердце,
задействован сам человек. Это приводит к третьей базе закрепления -
"руке". Ценности ведут к принятию решений и действиям, когда это
необходимо". После этого, преподаватель предлагает обсудить вопрос:
"Действительно ли, то, что человек декларирует как ценность, реально
является его ценностью?"
- Далее очень коротко рассматриваются типологии ценностей:
а). Материальные и духовные ценности.
б). Ценности, соответствующие разным областям социальной
жизни ( моральные, эстетические, политические, познавательные,
экономические и др.).
в). Более подробно рассматривается типология, которую
дает М.Рокич: ценности - цели и ценности-средства. Затем, в течении 20
минут учащиеся определяют собственные жизненные ценности по методике
Рокича. Методика работы описана в тетради для ученика.
- Если интерес учащихся к данной проблематика велик, занятие проходит
динамично и Вы можете увеличить время занятия (до 3-х часов), то
рекомендуется рассмотреть нравственные типы личности, предложенные
Зеленковой И.Л. (см. Список литературы N 1); определить ведущие ценности
людей каждого типа, привести примеры людей, принадлежащих к разным типам
из собственной жизни и художественной литературы.
- В конце занятия рекомендуется диагностировать
противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей
учащихся, что является толчком для их последующего самостоятельного
размышления и самоопределения в собственных ценностях. Методика работы
описана в тетради для ученика.
Можно так же провести игру, цель которой публично
отстоять свои жизненные ценности ( игра "Донорское сердце" или упр.
"Сделай выбор" из кн. 1, с. 235.)
Домашнее задание: 1. сделать набор своих профессиональных
и личных целей непротиворечивым; уметь аргументировать сой выбор ; 2.
Изучить жизненные ценности людей, работающих в профессиональной области,
которую ты выбрал.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:
При проведении занятия из предложенного плана может быть
выпущен блок "Нравственные типы личности". Перечень рассматриваемых
вопросов в других блоках выбирается самим преподавателем в зависимости от
уровня подготовленности учащихся, динамики прохождения занятия и времени
отводимого на него.
В зависимости от подготовленности учащихся преподаватель
либо задает проблемные вопросы и подводит учащихся к необходимым выводам,
либо излагает материал сам, используя проблемное изложение. При этом
результаты, обозначенные в самом начале темы, должны быть достигнуты.
|