Занятие по теме: Карьера и карьерная стратегия
Кто никуда не плывет- для тех не бывает попутного ветра. Монтень.
Цели (результаты):
Вопросы:
Ход занятия:
1. Обсуждение содержания понятия "карьера" целесообразно начать с анализа тех смысловых значений слова, которые уже есть в опыте и сознании учащихся. Преподаватель стимулирует выдвижение и организует обсуждение индивидуальных ученических определений понятия. Детские определения (или ключевые слова данных определений) выносятся на доску для последующего системного анализа. Такой способ организации работы позволит выявить, какие стороны карьеры как процесса деятельности человека актуальны для учеников. Чаще всего под карьерой понимают продвижение по служебной лестнице, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных богатств. Однако понятие карьеры применимо и к другим жизненным ситуациям. В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни(семейной, трудовой, досуговой). Т.о. необходимо удерживать во внимании более широкий контекст понятия, поскольку именно с этих позиций определяются подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления карьерой (системный подход к планированию карьеры). Карьера- это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Следует сделать акцент на том, что понимание конкретной карьеры всегда субъективно, что карьера не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида. То есть о своей карьере может судить только тот индивид, который ее делает. Она может быть для него успешной, даже если со стороны выглядит как цепь неудач и жизненных коллизий. Для того, чтобы реализовать свою жизненную карьеру осознанно необходимо овладеть способами построения карьерной стратегии. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями, и основные принципы и правила реализации карьерных целей. Задание для самостоятельного анализа значимых карьерных событий. Инструкция:
Далее преподаватель предлагает учащимся методику определения жизненных целей: Методика " Декларация жизненных целей". 1. Написать свои жизненные цели (за две минуты).
Из каждого списка следует выбрать по три самых важных цели. Затем посмотреть- нет ли серьезных противоречий между этими тремя списками.(Бывает, например, что в третьем списке появляются цели, которых нет в первом. Это может значить, что человек не живет актуальным.) Если в третьем списке нет целей присутствующих в пером или во втором, то это может значить, что какие-то цели из этих списков на самом деле не так важны для человека.). Учащимся предлагается проанализировать, есть ли противоречия в их декларации жизненных целей и почему они возникли. После того как учащиеся самостоятельно разобрались в противоречиях, присутствующих в их списках, они должны выбрать по три важных цели из каждого списка и написать их под заголовком "Самые важные цели моей жизни". Выделяются по способу презентации внутренние и внешние цели. Внешние цели- это достижение определенного социального положения, статуса или служебного поста(например, стать директором предприятия, или зарабатывать много денег. Внутренняя цель - это ответ на вопрос почему или ради чего человек хочет получить конкретную работу, занять определенную ступеньку на должностной лестнице. Очень важно хорошо понимать не только внешнюю , но и внутреннюю причину возникновения цели, поскольку последняя имеет более глубокое содержание. Примеры формулирования внутренней цели: заниматься видом деятельности или иметь должность. Которые соответствуют самооценке и поэтому доставляют моральное удовлетворение; получить работу или должность, соответствующие самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых; иметь работу или должность, которые позволяющие заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством. Учащимся дается задание сформулировать важные цели их жизни как внешние и как внутренние. При этом в качестве основной, определяющей должна стоять внутренняя цель, а после - одна или несколько внешних целей, описывающих возможные варианты реализации цели внутренней. Ученики могут перевести каждую внутреннюю цель в две- три внешних. Технология целеполагания. Первоначальная стадия - разработка представлений о личных устремлениях, связанных с образом удовлетворенной жизни. Следующая стадия - переход от общих представлений о целях к их соотнесению с реальными видами и способами деятельности. Третья стадия - дифференциация целей, предполагающая их разделение по временным интервалам: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Завершающая стадия связана с инвентаризацией целей: определение приоритетов, целевое планирование и программирование. Принципы постановки карьерных целей.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила реализации карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами. Учащимся предлагается проанализировать, как на профессиональной деятельности может отразится незнание данных принципов и правил. Принципы карьерной стратегии.
Правила карьерной стратегии
| ||